«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Нафтаева Светлана Алексеевна

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретный результат.

  

Проектная и исследовательская деятельность вошла в нашу жизнь несколько лет назад и полюбилась учителям начальных классов. В процессе планирования и выполнения проектов дети приобретают прочные знания, развивают познавательную активность, что в свою очередь является мотивацией для всей учебной деятельности. Работа над групповыми проектами способствует воспитанию дружбы, коллективизма и сплочённости, воспитанию лидерских качеств, а в первом классе способствует более быстрой адаптации детей к школе.

       Программы начального образования включают проектную деятельность в содержание урочной и внеурочной деятельности.Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Для ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, а учителю позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

      Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями. На уроках использую разнообразные формы организации учебной деятельности школьников,  специальные задания, где ученик выступает то в роли обучаемого,  то в роли обучающего. Дети учатся быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки.        Дети учатся доказывать правильность своего собственного мнения. Работа в группе, в паре способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, доказывать свою точку зрения, совместно принимать решение, таким образом, формируется корпоративная и коммуникативная компетенции. Ребята начинают высказывать своё мнение словами: «Я думаю…», «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я с тобою не согласен, т.к….» и т.д.

     При такой организации образовательного процесса у детей закладывается прочная основа для успешного её формирования в дальнейшем: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умении учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребёнка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе». 

 

  Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

                                      мудр бываешь лишь собственной мудростью.

 (Мишель де Монтень, писатель и философ)

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» 

       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию самосовершенствованию. Инновации в системе начального образования основываются на достижениях проблемно- личностно-ориентированного развивающего образования и системно-деятельностного подходов.

  Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам перехода на ФГОС нового поколения.

         Как я уже сказала, главная цель образования – формирование Универсальных Учебных Действий и метапредметных умений, а предметное содержание – это только средство, с помощью которого эти УУД формируются. Поэтому все внимание на уроке не столько тому, что ученик должен узнать, сколько тому, чему он должен научиться, то есть научить себя. Поэтому при планировании урока каждый из нас должен прежде всего думать о том, как будет организована самостоятельная учебная деятельность детей. Зачастую мы по привычке строим урок на основе предметной методики. Вообще вольно или невольно мы пытаемся по-прежнему «давать знания», нервничая, когда ученики эти знания не берут. А выход –  в активном применении педагогических технологий, отвечающих требованиям времени. Технология проектного обучения – одна из них. Если урок или  внеурочное занятие проводятся в соответствии с этой технологией, то автоматически выстраиваются в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

      Хотелось бы отметить, что и проектные, и исследовательские работы ученики нашей школы выполняют давно и весьма успешно. Наработан положительный опыт применения данной технологии отдельными учителями. И перед школой стоит задача: включиться в процесс освоения  и применения методики учебного проектирования всему педагогическому коллективу.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить.


Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретный результат.

   

Проектная и исследовательская деятельность вошла в нашу жизнь несколько лет назад и полюбилась учителям начальных классов. В процессе планирования и выполнения проектов дети приобретают прочные знания, развивают познавательную активность, что в свою очередь является мотивацией для всей учебной деятельности. Работа над групповыми проектами способствует воспитанию дружбы, коллективизма и сплочённости, воспитанию лидерских качеств, а в первом классе способствует более быстрой адаптации детей к школе.

       Программы начального образования включают проектную деятельность в содержание урочной и внеурочной деятельности.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Для ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, а учителю позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

      Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.  

     Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

       Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением  исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие этапов: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

      Участие в проекте или исследовании  обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

          Учебный проект или исследование для педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать  умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Какие именно общеучебные умения  формируются в проектной деятельности? 

Коммуникативные умения:

  • Навыки коллективного планирования
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

   

 Регулятивные умения:

  • Умение проектировать процесс, планировать деятельность.

Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно  изобретать способ действия,

самостоятельно находить недостающую информацию.

Презентационные умения и навыки;

  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения

 Рефлексивные умения:

  • Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

Подходить к оцениванию результатов проектно-исследовательской деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. (ребёнок уже успешен)

Выстраивая свою методическую систему,  я поставила для себя цель: 

- формирование личности, способной самостоятельно добывать знания, стремящейся к познанию окружающего мира.

Для достижения цели мне необходимо было решать следующие задачи:  

  1. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению.
  2. Учить самостоятельно или в группе сверстников осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.
  3. Развивать творческий потенциал детей.

Всю работу строю по следующим принципам: 

  • Организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся добывали знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  • Создать комфортные условия для взаимодействия учащихся друг с другом при организации учебного процесса.
  • Использовать современные педагогические технологии, способствующие обеспечению высокого качества образовательного процесса. 

Реализация методической системы предполагает следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени: учебно-познавательную, проектно - исследовательскую, художественно-творческую (спектакли, концерты, устные журналы).

 

Учебно-познавательная деятельность. 

На уроках использую разнообразные формы организации учебной деятельности школьников,  специальные задания, где ученик выступает то в роли обучаемого,  то в роли обучающего. Дети учатся быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки.        Дети учатся доказывать правильность своего собственного мнения. Работа в группе, в паре способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, доказывать свою точку зрения, совместно принимать решение, таким образом, формируется корпоративная и коммуникативная компетенции. Ребята начинают высказывать своё мнение словами: «Я думаю…», «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я с тобою не согласен, т.к….» и т.д.

Проектно - исследовательская деятельность. 

 

Работу по организации исследовательской деятельности строю по трём направлениям:

  1. Индивидуальная работа. Она предусматривает: индивидуальные задания по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы и др.
  2.  Групповая работа. Она включает в себя работу над организацией  совместных исследовательских проектов.  
  3.  Массовая работа с детьми предусматривает участие детей в образовательных событиях разного уровня.   

Мои ученики учатся самостоятельно формулировать тему, цели, подбирают нужную информацию, раскованно выступают перед аудиторией; учатся выработать собственное мнение. Всё это для того, чтобы обучающиеся смогли продуктивно жить в открытом обществе и иметь стойкую гражданскую позицию.

Для одарённых учащихся исследовательская деятельность – это дополнительная возможность проявления самостоятельности в приобретении новых знаний и проявлении своего творческого потенциала.


     Дети выполняют проектные работы на уроках математики, чтения, окружающего мира, технологии и во внеурочной деятельности. Мои ученики, первоклассники только начинают осваивать этот метод.

Первые наши проекты на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности – «Моя семья», «Моя станица».

В качестве примера хочу привести выполненный нами проект «Фольклор – устное народное творчество». Работа осуществлялась третьеклассниками в третьей четверти на уроках литературного чтения, трудового обучения и на занятиях ОПК. Все начиналось с урока чтения, на котором предстояло знакомство с термином «фольклор», жанрами устного народного творчества. Возникает вопрос: кто такие собиратели фольклора и сказители? А что, если мы сами побываем в роли собирателей устного народного творчества и узнаем, какие пели колыбельные наши бабушки и прабабушки, запишем заклички, обрядовые песни, потешки, загадки, красиво оформим по разделам в альбом. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Все это мы объединили одним словом — проект. Стало понятно, что проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами.

Этапы работы. На первом этапе. Школьники познакомились с жанрами устного народного творчества, характером и т. д. Совместно  пришли к решению собрать произведения устного народного творчества в альбом.

Второй этап. Определили направление работы. Класс разделили  на три группы. Каждая группа выполняла своё творческое задание: записывали со слов старших членов семьи произведения, относящиеся к устному народному творчеству. Систематизировали его по жанрам, оформили материал для альбома и устных сообщений. Затем члены каждой группы решили, какой жанр они будут представлять во время защиты проекта. Группы готовили общую презентацию своего жанра.

Третий этап. Дети выступили в роли собирателей фольклора, записали материал, систематизировали по жанрам, работали с дополнительной литературой, оформили его для альбома, устных сообщений. Уже в ходе проекта выяснилось, что большая часть материала содержит информацию о православных праздниках. Выяснилось, что во многих семьях бережно хранят православные традиции. Так совпало, что проект проходил в Масленичную неделю. Было принято решение побывать в местном храме Ивана Богослова. И в Прощёное воскресенье устроили «Проводы зимы. Масленицу» - утренник для всей начальной школы.

Четвёртый этап. Члены каждой группы  оформляли для альбома материал, решали, какой жанр и как они будут представлять на защите.

Пятый этап. Презентация результатов творчества. Мероприятие костюмировано.

       Школьникам такая форма усвоения материала нравится, так как это приносит массу позитивных эмоций и ведет к развитию. На их счету уже несколько  проектов – «Казачье подворье», «Школьная клумба»;  «Веселые цифры»,  «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои любимые домашние питомцы», «Моё имя» и др. Они позволили детям лучше узнать свою семью,  заинтересоваться историей своего села, прививать любовь к природе, к животным.        
Проекты, разрабатываемые учениками, заинтересовывают их родителей, которые тоже включаются  в работу. В ходе совместной деятельности укрепляются семейные отношения.

Например, работая над проектом «Школьная клумба», дети научились ухаживать за растениями (правила полива, размножения, лечения), используя индивидуальные особенности каждого их них; узнали о правилах озеленения школьного двора (совместимость, освещение, многоярусность); научились работать с необходимой информацией (поиск, анализ, отбор, классификация, систематизация); создали индивидуальные и групповые проекты по озеленению школьного двора.

 Совместная деятельность, постановка задач, определение функций и ролей каждого участника сплачивает ребят.  Информацию начинают собирать всем классом, затем дети объединяются в группы или пары, продолжая работать над проектами. Сбор всей информации оформляется мини-сочинениями, рефератами, сообщениями, докладами, которые постепенно перерастают в проект. Проектно-исследовательской деятельностью вместе с учениками занимаюсь уже в течение 6 лет.

           Созданные детьми проекты мы показываем учащимся других классов и на научно-практических конференциях разного уровня.

           В коллективных творческих делах ребят объединяет общая цель, деятельность, где они должны уметь договариваться, уважать точку зрения друг друга,  ответственно относиться к порученному делу. Это очень серьезно влияет на формирование детского самосознания, воспитания у них нравственных основ личности. Особенно значимо для детей этого возраста знакомство с историей и культурой родного края, с семейными традициями. Именно эти знания, воспринятые учащимися через интересные формы работы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу, формируют у детей историческое самосознание, уважение к традициям семьи, народа, Родины.  

Как показывает практика, родители охотно принимают участие в подготовке спектаклей, презентаций, проведении экскурсий и других мероприятий. Даже некоторые бабушки являются очень активными участниками многих событий, помогают в их подготовке и проведении. Привлечение родителей и других членов семьи к совместной творческой деятельности, способствует воспитанию позитивных детско-родительских отношений, когда каждый ребенок может получить поддержку и положительную оценку со стороны близких. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

 

Вывод:

В процессе обучения года каждый ребенок принимает участие в создание нескольких проектов: индивидуальных, групповых, коллективных.

          В этом учебном году  в рамках работы школьного научного общества мы  проводили очередную научно-практическую конференцию, в ходе которой наши ученики представили результаты своей проектно-исследовательской  деятельности. Конференция состоялась в феврале.  В ней принимали участие учащиеся 1-10 классов.  Четверо моих детей заняли призовые места и были награждены грамотами победителя.

Я считаю, метод проектов – очень эффективный метод обучения, который через самостоятельную или совместную работу ведет к развитию коммуникативных, творческих, исследовательских и интеллектуальных способностей ребенка.

Я - учитель начальных классов с тридцатилетним стажем работы в школе, могу говорить о том, что при такой организации образовательного процесса у детей закладывается прочная основа для успешного её формирования в дальнейшем: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умении учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребёнка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Уверена, что моим выпускникам будет интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Они обязательно будут успешны, а значит, счастливы. 

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса

 на основе эффективного использования

 проектно- исследовательской деятельности обучающихся»

Учитель МБОУ-СОШ №12

Нафтаева С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса  на основе эффективного использования современных образовательных технологий»...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Описание опыта педагогической деятельности с использованием современных  образовательных  технологий,  которые дают возможность повышать качество образования и более  эффективно ис...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...