Деятельность учителя по формированию УУД у обучающихся 1-го класса
материал (1 класс) по теме

Бочарова Лариса Ивановна

В чем заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, состовляющие основу умения учится. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты непредметного, общеучебного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx84.21 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Деятельность учителя по формированию УУД

 у обучающихся 1-го класса

       

       В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
(Слайд 2)Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты непредметного, общеучебного характера.

              (Слайд 3)   Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

          В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

         В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

          В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.                           

           (Слайд 4)  Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические виды.

        Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.

        Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником.

           (Слайд 5)Задание : «Нахождение схем к задачам»

Предлагается найти соответствующую схему к каждой задаче (В схемах буквами обозначены числа).

Миша взял в библиотеке 3 книги, а вместе они  взяли 10 книг. Сколько книг взял Сережа в библиотеке?

В одном альбоме 10 марок, а в другом  - 5 марок. Сколько марок в двух альбомах?

У Ирины 6 карандашей, у Светы – на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Светы?

       А                   В                        

        ?

                 А                          ?

       В                   ?

        А

Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач, «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел 

Eще на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. Применяю такие задания, как:

  (Слайд 6)а) «Нахождение схем к предложениям»

Предлагается найти соответствующую схему к каждому предложению:

У мамы Рома и Марина.

Роман налил лимонный сок.

А Марина налила малиновый сок

         .

                                                                                             .        

        

б) Нахождение схем к словам

- Предлагается найти соответствующую схему к каждому слову.

 машина         оса                 Нина                волк

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

             (Слайд 7)  Регулятивные УУД  – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). 

             (Слайд 8 )  Для формирования регулятивных УУД я использую следующие задания:

а) Школьникам предлагаются предложения.. Исправить в них смысловые ошибки.

- На новогодней елке висело много воздушных шаров. Кузнечик весело стрекочет на дереве. В августе были сильные морозы и выпал снег. Зимой в саду цвела яблоня. Первобытные люди на огороде выращивали овощи – капусту, морковку, лук, укроп, свеклу. На Крайнем Юге живут белые медведи.

    (Слайд 9 )  Пример: Формирование регулятивных универсальных учебных действий через мультфильм «Винни Пух».

Ход урока:

- Я не буду спрашивать «Любите ли вы мультфильмы?» Потому что я знаю на него ответ. Сегодня мы посмотрим с вами мультфильм «Винни Пух».

- Когда вы будете смотреть мультфильм я хотела бы, чтобы вы подумали – была ли Винни Пухом поставлена цель и какая? И как Винни Пух осуществлял свой план?

После просмотра мультфильма:

- Ребята, вам понравился мультфильм?

- А кто вам понравился в этом мультфильме? Почему? (Винни Пух – смешной)

- А можем ли мы его назвать смешным и глупым? (Нет) Почему?

1. Винни Пух поставил перед собой цель и придумал план действий.

Цель: мед!!!

План: - Я претворюсь маленькой тучкой и доберусь до меда.

- Понимал ли Винни, что он один не справится с этим?

- Кого он просит о помощи?

Затем задаю вопросы кусающие самих детей?

- Есть ли у вас, какая-нибудь мечта? Цель?

- О чем вы мечтаете?

- Что вы делаете, чтобы она осуществилась?

- Есть ли преграды на пути ее осуществления? Какие?

-  Нужна ли помощь вам для этого?

- От кого ее можно получить?

- Есть ли у вас что-то не будет получаться, будете ли вы просить о помощи? Кого?

- Или вы будете рассчитывать только на себя?

Затем делаем вместе вывод:

Чтобы достичь цели нужно продумать план. Проанализировать каждый шаг, чтобы успешно осуществлять задуманное.

Уверенна, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

             (Слайд 10) Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

          Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

  1. На уроках технологии, литературного чтения и окружающего мира часто использую работу в группах. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. 

Например:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

а) ИЗО-труд 

 Класс: на две группы

 Задание: каждый ученик на альбомном листе обводит свою (ладонь) руку и вырезает, затем раскрашивает ее и выбегает к доске, на которой висят плакаты  для каждой команды с изображением ствола дерева. Каждый ребенок прикрепляет свою ладошку. Чье дерево более «доброе» и «солнечное»? дети обсуждают в командах, советуются: какими красками лучше воспользоваться и что можно нарисовать на листиках своего дерева.

             (Слайд 11)  Окружающий мир Тема: Явление природы».

Работа в микрогруппах.

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Учащиеся составляют рисунок и определяют к какому времени года относится это явление. (Фронтальная проверка)             (Слайд 12)

При этом очень важно, чтобы на уроках  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

         

(Слайд 13) Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

(Слайд 11)      

 -  самоопределение;

-   смыслообразование -;

-     нравственно-этическая ориентация -

         Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения в первом классе приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте.

Провожу беседы:- Хотелось ли вам пойти учиться в школу, когда вы еще ходили в детский садик? Почему?

- Нравится ли вам сейчас в школе? Что конкретно?

- К вам прилетел инопланетянин и спросил «Кто такой ученик? Кто такая учительница? Что такое плохой ученик?  Как вы объясните ему это?

- Хотели бы вы, чтобы каждый день была только физкультура, музыка, изо и труд? Почему?

- Какие предметы вы записали бы еще в это расписание?

б) Составьте рассказ о себе  «Я – старательный ученик» по следующим вопросам:

- Отличаешься ли ты от своих одноклассников? Чем?

- Как ты считаешь, а кого можно назвать старательным учеником? Назови его качества.

- Что нужно, чтобы бы про тебя могли уверенно сказать «Он действительно очень добросовестный, старательный ученик».

в

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.  Я считаю, что основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

              (Слайд 15 Учителю по формированию и развитию  универсальных учебных   действий.

Необходимо помнить:

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

(Слайд 16)               ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

  • Создать атмосферу успеха
  • Помогать ребёнку учиться легко
  • Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
  • Не скупиться на поощрения и похвалу

    И закончить своё выступление хочу словами:

(Слайд 16)               

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

   

                         

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя по формированию УУД у обучающихся 1-го класса

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит п...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....

Доклад Коптевой Т.И. "Совместная работа родителей и учителя по формированию портфеля достижений обучающихся"

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфель достижений обязательно поможет при поступл...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе

Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....