Доклад "Основные аспекты дифференциации учащихся массовой и коррекционной школ"
статья по теме

Пискунова Ирина Анатольевна

В докладе затронута важная  проблема дифференциации учащихся массовой и коррекционной школ, в связи с тем, что очень часто в практике своей работы учителя массовых школ испытывают затруднения при обучении детей. Некоторые учителя считают трудности при обучении нелепыми и случайными, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины, требующие воздействия специалистов, а иногда и спецучреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пискунова Ирина Анатольевна - учитель-логопед, МОУ «Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7  VIII вида».

« Основные аспекты дифференциации учащихся массовой и   коррекционной школ ».

Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная дисциплина. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и  мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию» его развития не только так называемого среднестатистического ребенка, но и ребенка, отличающегося своей индивидуальностью и неповторимостью.

         Можно выделить основные четыре условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформированные Г.М, Дульневым и А.Р. Лурия:

1 важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры.

2 условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

3 условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

4 условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

        Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными и социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывают прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи. Это происходит вследствие воздействия патогенных факторов на организм ребенка.

        По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

Пренатальные (до начала родовой деятельности);

Натальные (в период родовой деятельности);

Постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3-х лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в начале беременности.

Если вы вспомните  факторы риска недостаточности психофизического развития человека, вы увидите, что существуют следующие факторы:

Биологические ( инфекционные заболевания матери во время беременности, венерические заболевания, эндокринные заболевания матери, несовместимость по резус-фактору, алкоголизм и прием родителями наркотиков, особенно матерью, биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды и т.п.), токсикозы, патологическое протекание родовой деятельности, хронические заболевания (астма, диабет и т.д.), мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте)

Генетические ( хромосомно-генетические  отклонения наследственно обусловленные)

Соматические (невропатии, эмоциональная неустойчивость, расстройство нервной системы, нарушение сна, обмена веществ, общая соматическая ослабленность, псхомоторные нарушения)

Социальные (неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, потрясения, испуги)

Индекс повреждения головного мозга

Текущие средовые воздействия.

То или иное нарушение может быть выражено в различной степени: в одних случаях резко, сразу привлекает внимание, рано распознается родителями; в других – дефект выражен слабо и долгое время остается незамеченным. Очень важно, чтобы ребенок оказался в наиболее благоприятных условиях для всестороннего развития и преодоления последствий имеющегося у него дефекта.

        За последние годы среди обучающихся воспитанников образовательных учреждений увеличивается число детей, испытывающих трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы. В связи с этим существует необходимость в выявлении таких детей и направлении их в специализированные учреждения.

В г.Сергиевом Посаде – это  «Специальная (коррекционная) школа №7 VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья» или как мы привыкли называть, для детей с нарушением интеллекта.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют 2,5 % от общей детской популяции.

        Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждений коры головного мозга, имеющее диффузный характер, и как следствие этого стойкое нарушение познавательной деятельности. К поражениям коры головного мозга относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и менигоэнцефалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного мозга (природовые и бытовые травмы), а также  многие другие заболевания.

Преобладающее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период развития речи (до 2-3 лет). Это так называемые дети – олигофрены.

Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко (деменция – слабоумие).

Весь состав учащихся специальной (коррекционной) школы можно разделить на

2 основные группы:

К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды, на одном из этапов своего развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развившихся на дефектной основе, но практически здоровых.

Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в тоже время болеют: их состояние может значительно меняться.

        Психика детей с ограниченными возможностями здоровья совершенна непохожа на психику нормального ребенка и это следует знать. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной костностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.

        Принято различать 3 степени умственной отсталости:

дебильность (самая легкая)

имбецильность (более глубокая)

идиотия (наиболее тяжелая)

Дебилы, заканчивая коррекционную школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т.е. несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации и т.д.

Имбецилы за много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Однако самостоятельно жить не могут, так как нуждаются в опеке и надзоре.

Дети-идиоты подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения.

        Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Все аспекты личностной сферы формируются у детей с ограниченными возможностями здоровья также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно следующее:

выраженное отставание в развитии эмоций,

недифференцированность и нестабильность чувств,

ограничение диапазона переживаний,

крайний характер проявления радости, огорчения, веселья,

неспособность к волевому напряжению,

отсутствие интереса к познанию,

затруднение понимания и адекватного оценивания ситуаций,

завышенный уровень притязаний (самооценка),

нарушение целенаправленности деятельности,

недостаточная познавательная активность,

снижение интереса к окружающему миру,

слабость самоконтроля,

отсутствие инициативы,

повышенная истощаемость,

нарушение всех видов деятельности,

преобладание игровых интересов над учебными.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерно нарушение нормального развития высших психических функций:

- восприятия;

- произвольного внимания;

- памяти;

- словесно-логического мышления;

- обобщающей функции речи.

        Формирование познавательных процессов неразрывно связано с развитием работоспособности школьников.

        При снижении работоспособности теряется интерес к деятельности, появляется непреодолимое желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе.

        Вместе с тем, в этих условиях снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляется сонливость, головные боли.

        При переутомлении возникает торпидное состояние, характеризующееся вялостью, истощаемостью.

        У других – гиперактивностью, выражающейся в повышенной  раздражительности и изменением подвижности.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья очень разные с точки зрения личностных проявлений, тем не менее, некоторые особенности учащихся школы VIII-го вида являются типичными.

        Прежде всего, речь идет об особенностях восприятия учебного материала:

замедленность восприятия (представления о воспринимаемом предмете возникают лишь после длительного, или многократного сосредоточения);

предельная узость восприятия (количество воспринимаемых предметов незначительно, это или наиболее яркие объекты, или те, которые ребёнок когда-либо видел);

фрагментарность воспринимаемых предметов или явлений (дети не могут установить связи между объектами восприятия, они воспринимаются изолировано);

недифференцированность восприятия (разнородные предметы воспринимаются как однородные, замечаются, главным образом, крупные предметы).

Недостатки процесса восприятия усугубляются ещё и тем, что у детей с нарушением интеллекта с большим трудом устанавливается связь между воспринимаемым объектом и прошлым опытом.

Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта являются:

- рассеянность;

- неустойчивость;

- ошибочность действий.

                Это обусловлено быстрой истощаемостью психических процессов, возникающих постоянно и очень часто.

                Особенности умственной деятельности учащихся, а именно, недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании учебного материала и формировании на основе этого новых понятий.

                          Главный недостаток мышления умственно отсталых школьников с ограниченными возможностями здоровья – это его предельно конкретный характер.

                    Процесс запоминания, воспроизведения прошлого опыта, у данной категории детей осуществляется с большими трудностями.

                Особенно медленно и ненадолго запоминается новый учебный материал, предъявляемый в абстрактной форме, словесном изложении, и неподкрепленный наглядными образами или действиями.

                И, напротив, материал, предъявленный в образной, эмоциональной, практической форме, быстрее запоминается и дольше остается в памяти.

                Особенности памяти:

        - недостаточность осознания учебного материала;

        - слабая целеустремленность к активному запоминанию;

        - нежелание вспоминать ранее усвоенное.

                Дети с ограниченными возможностями здоровья – это очень неоднородная группа детей, которых объединяет то, что они нуждаются в систематической коррекционной развивающей работе для успешности обучения.

                

 Исходя из вышесказанного, следует отметить важность поднятой проблемы, в связи с тем, что очень часто в практике своей работы учителя массовых школ испытывают затруднения при обучении детей. Некоторые учителя считают трудности при обучении нелепыми и случайными, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины, требующие воздействия специалистов, а иногда и спецучреждений.

Вашему вниманию были представлены основные аспекты дифференциации учащихся массовой и коррекционной школ, которые могут служить ориентиром в работе.

Факторы риска недостаточности психофизического развития человека.

        

Социальные факторы

Биологические факторы

Генетические факторы:

пренатальный, натальный и ранний постнатальный период

Ранние (до3 лет)

средовые воздействия

Соматический фактор

Индекс повреждения мозговых структур

Текущие средовые воздействия



Предварительный просмотр:

Перечень логопатических ошибок

(памятка для учителя).

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

пропуски букв и слогов – «трава» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);

перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «настуспила» (наступила);

недописывание букв и слогов- «красны» (красный), «лопат» 9лопата), «набухл» (набухли);

наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

искажение слова – «наотух» 9на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала);

неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо знать хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки),»панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико – грамматической стороны речи:

аграмматизмы – « Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки» (пять жёлтеньких цыплят);

слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), « при летели» (прилетели). « в зела» (взяла), «подороге» ( по дороге).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг обученности учащихся 1 класса коррекционной школы

Данный вид работы позволяет определить уровень усвоения учащимися ЗУН....

Мониторинг обученности учащихся 3 класса коррекционной школы

Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учащимися ЗУН, помогает осуществлять индивидуальное планирование коррекционной работы....

Мониторинг обученности учащихся 4 класса коррекционной школы

Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учебного материала учащимися....

Мониторинг обученности учащихся 2 класса коррекционной школы

Мниторинг позволяет отслеживать степень усвоения учебного материала и планировать коррекционную работу с учащимися....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...