Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"
статья по теме

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspektnyy_analiz_uroka_kak_osnovnoy_vid_analiza_uroka.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме

по теме «Аспектный анализ урока как основной вид анализа урока»

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок.

Образовательный аспект связан с расширением объема,

развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания,

воспитательный- с формированием отношений.

Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, так и в методах, посредством которых в процессе обучения передается содержание образования.

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Что под этим подразумевается?

1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного

самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

7. Воспитание культуры чувств и т. д

Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение его как единого целого и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Аспектами анализа урока в начальной школе могут быть:

цели (задача) урока

основное содержание урока

технология урока (организационные формы, методы, приемы, средства обучения)

самостоятельная работа учащихся

практическая направленность урока

структура урока

результативность урока

санитарно-гигиенические  требования

Аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Показатели эффективности урока

Дидактическая задача урока

Соответствие дидактической задачи отобранному содержанию

Результативность решения дидактической задачи урока

На этапе актуализации знаний школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока, в процессе изучения нового материала правильно отвечали на вопросы учебника, справились с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Учитель умело вовлекает учеников в работу при объяснении (закреплении, контроле) материала, используя задания, вопросы, иллюстрации учебника

Методы обучения

Соответствие методов обучения решению основной триединой образовательной цели

Изучение материала проводиться не на основе монолога учителя, а на основе бесед, дискуссий, диспутов, исследований; в процессе урока наблюдается активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решения

Формы обучения

Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

Целесообразность использования УМК

Сочетание на уроке нескольких форм обучения

Результативность урока

Достижение и решение основной дидактической задачи урока

Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для решения школьникам

Учащиеся безошибочно воспроизводят факты, правила, алгоритмы, владеют терминологией предмета и умело применяют их в практической деятельности

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока.

Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).

Взаимопомощь.

При организации самостоятельной работы учитель и наиболее подготовленные ученики оказывают индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Соответствие структуры урока его целевому назначению

Санитарно-гигиенические  требования

Температурный режим, оснащенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы

Кабинет хорошо проветрен, достаточно света и тепла; учебная деятельность сменяется динамическими паузами.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Технология уровневой дифференциации

Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В результате использования данной технологии:

Повышается уровень мотивации учения.

Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей

Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые – получают возможность испытывать учебный успех

Игровые технологии

Предполагают формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении.

 В результате использования данной технологии:

расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,

формирование определенных умений и навыков,

развитие общеучебных умений и навыков

Проектная технология

Формирование навыков проектной деятельности (знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Информационные технологии  предполагают

Формирование умений учащихся работать с информацией,

Развитие коммуникативных способностей,

Формирование умений принимать оптимальные решения.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования.

Использование интегрированных курсов, доступ в интернет

Личностно-ориентированные технологии 

ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

Технология разноуровнего обучения

создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала;

организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

полное усвоение базового компонента содержания образования;

парные, групповые и коллективные формы организации учебного процесса;

текущий контроль за усвоением учебного материала;

вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала;

опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.

    Технология сотрудничества

Создаёт ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.

·        Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками Умение общаться  - одно из важных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

·        Формируется чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой "проживание" личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.

Принципы построения учебно-воспитательного процесса в рамках технологии сотрудничества основаны на том, что учащийся в процессе изучения проходит три основных этапа:

 I этап – “погружение” -  дает возможность ученику составить свое представление, приобрести свой опыт, построить свой образ. Этот этап ещё называют “формирование информационного поля”. На этом этапе учащегося подводят к изучению нового материала, предъявляя ему новые знания.

 II этап – собственно "овладение", освоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации I этапа.  На этом  этапе идёт отработка учебных знаний, проводятся семинарские занятия, обобщающие уроки, для учеников это может быть и устный зачет.

 III этап – использование знаний. Здесь возможными становятся для учеников межпредметное погружение, конференция, а также учебные ролевые игры по проблемным вопросам изучения, презентации, тематические вечера, творческие отчеты.

Технология модульного обучения

Модульное обучение - это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения соединяют программированное обучение с различными формами дифференциации. Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие ученикам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретенные знания и умения при решении учебных задач. выделяются следующие последовательные блоки обучающей программы: информационный, тестово-информационный, коррекционно-информационный, блок применения, проверки и коррекции

Игровые технологии 

Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Технология проблемного обучения

Она предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно - значимые качества.

Технология развивающего обучения  предполагает

формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;

передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;

воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Методы обучения

Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:

По виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения);

По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);

По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации);

По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);

По логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения - выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.)

Формы обучения

Фронтальная ( словесная и наглядная передача учебной информации всем учащимся);

Групповая

Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

взаимное обогащение учащихся в группе;

учебное сотрудничество, ведущее к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций ;

коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

обмен способами действия для получения результата деятельности – решения проблемы;

рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных работ, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение)

Коллективная (частичная или полная передача учебного занятия учащимся класса)

Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем. 

Компоненты деятельности 

Установки и действия педагога

1. Цель

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

2. Мотив

Опора на внутренние мотивы.

3. Средства

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

4. Действия

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

5. Результат

Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние позитивные изменения в личности школьника.

6. Оценка

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.

Школа на современном этапе  не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный урок должен быть продуктивным. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".

Выступление сопровождается презентацией (выложена на сайте http://edu.of.ru/Korolev1school/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема системного анализа современного урока.

Схема системного анализа   современного   урока. Анализ  основных уроков в начальной  школе. Анализ урока, построенного на основе спользования в процессе обучен...

Презентация "Анализ современного урока"

Данная презентация поможет учителям грамотно, в соответствии с ФГОС, составлять и планировать свои уроки....

Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения

Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...

Анализ современного урока.

Здесь даны подробные инструкции к анализу современного урока, а так же самоанализа....

Аспектный анализ современного урока

Процесс обучения в рамках ФГОС в начальной школе...

Анализ современного урока.

В данном материале представлен анализ урока окружающего мира с учетом современных требований ФГОС....