Схема системного анализа современного урока.
методическая разработка по теме

Хакимова Зульфия  Дильмиевна

Схема системного анализа   современного   урока. Анализ  основных уроков в начальной  школе.

Анализ урока, построенного на основе спользования в процессе обучения инновационных технологий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_sistemnogo_analiza_tradicionnogo__uroka.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Схема системного анализа   современного   урока.

Город

Школа

Дата

Класс

Предмет

Номер урока по расписанию

Смена

Количество учащихся по списку, чел.

Отсутствовало,

чел.

Опоздали, чел.

Цель посещения урока

Тема (раздел)

Тема данного урока

5

4

3

2

I

1. Цели урока (их реализация)

Обучающая: учитель определяет цели урока, информи рует учащихся о путях реализации целей на уроке

Развивающая:  цели   носят характер,  стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроках

Воспитывающая: на уроках математики воспитываю щие цели нечётко сформулированы

2. Тип урока (подчеркнуть):

Урок усвоения новых знаний

Урок усвоения навыков и умений

Урок применения знаний и умений

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков

Комбинированный урок

Фамилия, имя отчество учителя

Тарификационная категория (подчеркнуть) учитель; учитель II категории, учитель I категории; учи тель высшей категории; заслуженный учитель; др.

Личность учителя:

Эрудиция

Увлеченность

Педагогический такт

Этика

Доброжелательность

Культура речи

Внешний вид и др.

Организационные качества:

Контакт с классом

Умение организовывать работу класса, включая элемен ты научной организации труда

Требовательность и объективность

Воспитание личным примером

Личность учителя представляет интерес для школьников

4. Учащиеся - особенности класса - сильный, сред ний, слабый

Уровень   работоспособности   учащихся   (устойчивость внимания, интереса, др.)

Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудо вание, рабочее время, использование рациональных ме тодов работы и др.)

Активность учащихся

Дисциплина учащихся на уроке

Анализ структуры урока

1. Соответствие целям и типу урока:

Время, потраченное на опрос, соответствовало структу ре уроков

Формирование понятий, умений и навыков

Закрепление

Подведение итогов

Объяснение домашнего задания

2. Организация выявления знаний

Методы опроса (подчеркнуть):

устные, письменные, графические, автоматизированные практические.

Виды опроса(подчеркнуть):

фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др.

Активность учащихся при опросе

Включение всех учащихся в опрос

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

3. Изучение нового материала

Соответствие материала урока требованиям программы

Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы

Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся

Самостоятельная   работа   на  уроке  (научность,   идей ность, логичность изложения, выделение главного, вы явление причинно-следственных св.)

Опора на образы (символические, графические, художе ственные), ТСО

Работа   с   учебником,   первоисточниками,   словарями, справочниками  

Использование практического опыта учащихся

Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений

Межпредметные связи

4. Закрепление

Время, потраченное на повторение нового материала

Способы закрепления (подчеркнуть):

устные, письменные, графические, практические работы

Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально

Включение учащихся в практическую деятельность

Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся

5. Подведение итогов урока

Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены

Выделение главного, изученного на уроке

Демонстрация уровня владения новым материалом

Выявление типичных ошибок, пути их преодоления

6.Задание на дом

Целесообразн.:

- слишком сложно,

- нормаль но,

- упрощен но

Дозировка:

- большая,

- нормаль ная,

- малая

По характе ру:

- трениро вочное,

- творче ское

Дифференциа ция:

- для сильных учащихся,

- для слабых учащихся,

- общее для всех

Инструктирование  учащихся  перед  выполнением  до машнего задания

7. Дифференцированный подход к учащимся на про тяжении всего урока

Работа с сильными учащимися

Работа со слабыми учащимися

Результативность урока

1.   Реализация  обучающей   цели  урока   (степень усваиваемости материала)

полнота знаний, умений, навыков

осознанность и действенность знаний

прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке

2. Реализация развивающей цели урока

развитие воображения - репродуктивного, творческого

развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления

умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абст рагировать, конкретизировать, обобщать

3. Реализация воспитывающей цели урока

нравственное воздействие (правовое, эстетическое, тру довое, политехническое и т. д.)

профориентация, экономическое, экологическое, физи ческое, санитарно-гигиеническое

воспитание   культуры   умственного   труда   (элементы НОТ)

4. Общие итоги урока

мотивация школьников на всех этапах урока

соблюдение дидактических принципов

интерес учащихся к уроку

морально-психологическая обстановка на уроке, демо кратизация взаимоотношений между учителем  и уча щимися

реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке

5. Выводы и предложения

Положительные   особенности   урока

Замечания, предложения, рекомендации:

Анализ урока чтения в начальной школе


время на работу с текстом (3–5 мин);
целостность урока и взаимодействие отдельных частей урока;
какие наглядные пособия и ТСО использует учитель и как они воздействуют на восприятие материала.

2. Закрепление и углубление навыков чтения и умений работы с текстом:

правильность, осознанность, выразительность, беглость чтения, полный или краткий пересказ.


3. Эффективность методов, способов и приемов, используемых при обеспечении нового и при закреплении:

организация многочтения (целесообразность, целенаправленность вопросов при перечитывании текста)
дифференцированность заданий при работе с текстом.

4. Методика организации домашнего задания.

5. Выводы о знаниях, умениях учащихся по чтению, техника чтения.

Анализ урока математики в начальной школе

1. Организация урока:

• организация, наличие различных форм работы на уроке;
• оборудование, рациональнная организация рабочего места учителя и ученика;
• время, отведенное на устную и письменную работу на уроке.

2. Цель посещения.

3. Содержание урока:

• в какой мере материал урока отражает основные задачи развития и обучения младших школьников математике;
• как формируются у учащихся сознательные, прочные вычислительные навыки;
• насколько упражнения, предлагаемые для устного счета, способствуют выработке прочных вычислительных навыков;
• как знание теоретического материала помогает учащимся прочно формировать навык счета;
• на каждом ли уроке выделяется 5 – 7 минут для специальных устных упражнений;
• насколько глубоко ведется работа по усвоению арифметических действий, взаимосвязи компонентов и результатов действий;
• рационально ли используются упражнения учебника при знакомстве с новым материалом, при закреплении и повторении его, выясняется ли математическая сущность этих упражнений;
• работа на уроке в связи с решением задачи: как ведется обучение умению решать задачи, умеют ли учащиеся анализировать задачи, сколько задач решается на уроке, проводится ли творческая работа в связи с решением задачи.

4. Эффективность методических приемов:

• имеют ли место на уроке элементы сравнения, сопоставления, противопоставления;
• какова результативность используемых на уроке наглядных пособий ТСО;
• применяются ли на уроке занимательные моменты, имеющие познавательный смысл, способствующие развитию ребенка, а не развлекательный;
• каков характер и объем домашних задач, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному их выполнению.

5. Итог урока:

как содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют развитию учащихся.

1. Организация урока: 

Анализ урока русского языка в начальной школе

1. Организация урока:
настройка учащихся на работу;
наличие различных форм работы на уроке;
тип и виды работы;
оборудование урока;
организация рабочего места учителя и ученика;
время, отведенное на устную и письменную работу на уроке, что преобладает.
2. Цель посещения урока:
как в процессе обучения русского языка органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
3. Содержание урока:
в какой мере материал урока отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками
как ведется на уроке работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь)
как ведется работа над языковыми явлениями:
звуко – буквенный анализ слов;
произношение и упражнение в правописании;
слово и его значение;
предложение.
4. Какие виды самостоятельной работы преобладают на уроке:
использование упражнений учебника;
работа с деформированным текстом;
списывание с анализом;
составление предложений (изложение, сочинение);
прочие.
5. Лексическая работа:
многозначность слова;
подбор синонимов, антонимов;
логические упражнения.
6. Слуховое письмо:
выработка орфографической зоркости;
выдерживается ли объем письма;
навыки каллиграфического письма учащихся..
7. Каков характер и объем домашнего задания
8. Итог урока:
как содержание и методика урока способствуют развитию личности учащихся;
резерв познаний и резерв познавательных интересов учащихся.

Анализ урока, построенного на основе спользования в процессе обучения инновационных технологий

1. Тема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса.

2. Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.

4. Задачи урока: общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования урока и др.

5. Этапы урока: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.

6. Условия проведения и обеспечение урока: материально-техническая база кабинета; рабочее место учителя, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).

7. Содержание урока: логичность структуры урока; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.

8. Деятельность учителя на уроке:
– позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
– методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.

9. Деятельность на уроке:
– тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
– формы организации деятельности;
– принципы формирования учебных групп;
– формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.

10. Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
– типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
– дифференциация, индивидуализация контроля;
– создание психологических условий при контроле;
– рациональность форм контроля;
– диагностика результатов;
– формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.

11. Домашнее задание:
– характеристика домашнего задания;
– объём домашнего задания;
– обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.

12. Результаты учебно – воспитательного процесса: достигнуты ли цели урока; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.
1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
2. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
2. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
3. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
4. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
5. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
6. Смог ли я их преодолеть?
7. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?
Самоанализ урока

1. Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам урока, их последовательности и насыщенности. Удалось ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

2. Какие проблемы были поставлены перед школьниками, привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?

3. Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи было для учащихся? Какие открытия были на уроке?

4. Кто работал интенсивнее – я или ученики? Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?

5. Оцените комфортность работы учеников на базе урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя учащиеся на уроке?

6. Каков был в целом климат на уроке? Что не удалось реализовать? Что необходимо исправить и как?

Самоанализ урока

Класс
Тема урока
Тип урока и его структура
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
3. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
4. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке.
6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
11. Наметить перспективы своей деятельности.

Анализ урока

1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.

2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.

3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.

4. Содержание урока соответствует ли его цели.

5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.

6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.

7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.

9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.

10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:
– общеобразовательные;

– воспитательные;
– развивающие?

– Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
5. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...