Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Елена Александровна Манзова

 Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_skazka.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка, 4 класс

Манзова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 103 «Гармония», ЗАТО Железногорск Красноярского края

Тема: Общее понятие о наречии.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок – сказка.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Русский язык», раздаточный материал для работы в группах.

Цель урока: дать общую характеристику наречия как части речи.

Задачи:

Предметные:

  • создать проблемную ситуацию, побуждающую к поиску решения;
  • организовать самостоятельное формулирование учащимися вопросов, составить план исследования наречия;
  • учить детей самостоятельности в суждениях, в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

Учитель замечает на столе письмо и читает его.

«Здравствуйте, ребята!   Я Алиса. Надеюсь, вы знаете меня и знаете, что я очень люблю книги и приключения. В одной книжке я прочитала такое стихотворение.        

        

Мой милый, добрый человек,

Прожить ты хочешь мудро век?

Тогда всю правду надо знать:

Придётся в жизни и страдать.

Открою страшный я секрет:

На свете сотни тысяч лет

Дракон невидимый живёт.

Огнём людские души жжёт.

Ведёт себя он некрасиво,

Коварно, грубо, агрессивно.

Он беспощаден, зол и лжив.

Хитёр он, жаден и спесив.

Как много у него голов –

Они полны недобрых слов.

Он рад, когда дерёмся, врём,

Себя неправильно ведём.

Когда ужасно поступаем –

Друг друга горько обижаем.

Собою тот дракон гордится,

Не хочет ничему учиться

А заповедь его проста:

«Пускай исчезнет красота,

Ум, совесть, дружба, честь,

Всё лучшее, что в людях есть».  

 На экране появляется изображение дракона с головами «лживо», «грубо», «коварно», «трусливо», «грустно», «скучно».

«… И конечно, я не смогла удержаться от того, чтобы не встретиться с этим драконом и не победить его. Но, к сожалению, я попала в его лапы. Помогите мне, пожалуйста! Дракон сказал, что отпустит меня, только, если я найду в этом стихотворении «ерчияна». (На доске текст)

Сварнело. Провко ящуки

Паробуртелись по вселянке;

Сустились умерки. В мраве

Куржились сомно петелянки.

Очень милые стишки, но понять их не так - то легко. Мне стыдно признаться, но я ничего не поняла.

Что б меня освободить

И дракона победить,

Вам сегодня, непременно, надо знания добыть».

- Ребята, вы готовы помочь Алисе?  Но для этого нам придётся потрудиться. Как будем работать на уроке?

(Дружно, слаженно, аккуратно, внимательно, весело, быстро, смело, активно и т. п).

 Учитель записывает эти слова на доске.

(Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина)

Учитель продолжает читать письмо.

«… Я знала об опасности и трудности этого приключения, поэтому оставила вам подсказки, по которым вы добудете знания и сможете добраться до логова дракона.

Будем знанья добывать!

Но с чего же нам начать?

Мы ответим для начала, ……

  Что мы будем изучать?

Учитель предлагает детям познакомиться с темой урока. Открывает доску. Там пусто. Это происки хитрого Дракона. На доске появляется ребус - подсказка. (Дети разгадывают ребус).

«Наречие»

- Молодцы! Добудем знания о наречии. Проведём исследование, узнаем об этой части речи и обязательно поможем Алисе.

- Что бы вы хотели узнать о наречии? (Вспомните, на какие вопросы мы отвечаем, когда даём характеристику части речи.) (Возможные ответы детей кратко зафиксируем на доске)

-На какие вопросы отвечает?

-Каким членом предложения бывают?

- Как изменяются наречия?

-Для чего нужны наречия в речи?

- Приступим к поиску ответов на наши вопросы. Чтобы дело шло быстрее, Алиса предлагает разделиться на группы с помощью пазлов.  Выберете любой фрагмент картинки. Детям предлагаются картинки к сказке «Алиса в стране чудес». Собрав картинки, учащиеся объединяются в группы.

             

 

Задания группам

1 группа

Записка от Алисы, на ней стёрлись все слова, остались только наречия.

Близко, вверх, сегодня, издалека, смело, дружно.

Как вы думаете, что хотела сказать Алиса? Попробуйте дописать предложения. К наречиям задайте вопросы.

Сделайте вывод.  На какие вопросы отвечают наречия? Запишите.

ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК?

2 группа    

Текст из учебника.

В тексте выделены наречия. Задайте вопросы к наречиям.  От каких слов задали вопросы?  С какой частью речи связано наречие? Что обозначает наречие? Каким членом предложения является? Подчеркните.

(Дополнительная информация о происхождении слова "наречие")

Наречие сравнительно молодая часть речи. Но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень "речь". Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением "говорить". От него произошли такие слова, как "изречение", "речистый", "наречие" (говор), "нарекать" (называть) и другие. Если буквально перевести слово наречие на современный язык, то получится "наглаголие". А в латыни он называется "приглаголие". Это потому, что оно всегда "работает" с глаголом. Как может, помогает, уточняет, поясняет его.

Сделайте вывод. Что обозначает наречие и каким членом предложения является.

НАРЕЧИЕ ОБОЗНАЧЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ

3 группа    

Измените наречие ДРУЖНО, ВВЕРХ, ЗАВТРА по лицам и числам, по падежам, по временам, по родам.

Сделайте вывод. Как изменяются наречия?

НАРЕЧИЕ - НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

4 группа

Прочитайте текст. Уберите наречия (выделенные слова) из текста. Прочитайте. Сравните тексты.

Сделайте вывод о роли наречий в речи.

  НАРЕЧИЯ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ БОЛЕЕ ТОЧНОЙ, ПОНЯТНОЙ, ДАЮТ  БОЛЕЕ  ТОЧНОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕСТЕ, ВРЕМЕНИ И  ОБРАЗЕ ДЕЙСТВИЯ

- Предлагаю подвести итоги ваших исследований.

Представители каждой группы делятся своими выводами.

- Вернёмся к письму Алисы. Так что же за «ерчияна» надо найти в этом стихотворении?

- Поможем Алисе найти наречия.

Сварнело. Провко ящуки

Паробуртелись по вселянке;

Сустились умерки. В мраве

Куржились сомно петелянки.

- Ура! Мы победили дракона и Алиса свободна!

- Давайте заменим наречия антонимами. На экране «головы» дракона - наречия меняются на противоположные по значению.

лживо - честно, грубо – вежливо, коварно-искренне, трусливо - смело, грустно – радостно, скучно – весело

На экране радуется Алиса. Рассказывает стихотворение о наречии.

Всем известно, что наречие –

Необычная часть речи:

Его вопросы без труда

Можно выучить всегда:

ГДЕ? КУДА?

ЗАЧЕМ? ОТКУДА?

КАК? И ПОЧЕМУ? КОГДА?

Хоть всякое случается,

Оно не изменяется.

Это, между прочим,

Просто проверяется.

Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.

ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…

Да, уже понятно нам:

Нету слова ОЧЕНЯМ!

Для примера мы тогда

Взяли слово НИКОГДА.

Начинаем изменять:

НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.

Да и здесь один ответ:

НИКОГДОВ на свете нет!

Верно, что наречия

Совсем не изменяются,

Вовсе не спрягаются

И вовсе не склоняются!

- Хорошо, когда есть друзья! С друзьями интересно учиться и можно многого добиться. Помогайте друг другу! Радуйтесь успехам! Всё у вас будет ……. (хорошо, отлично и т.п.)

Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина

- А наше знакомство с наречием мы продолжим на следующем уроке.

Домашнее задание:

Заменить наречия фразеологическими оборотами

  1.  (вкусно) пальчики оближешь
  2.  (мало) пальчики оближешь
  3.  (тесно) яблоку негде упасть
  4.  (дорого) на вес золота
  5.  (медленно) идти черепашьим шагом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.

Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Проект урока русского языка в 4 классе "Местоимение. Общее понятие" Система Занкова

Проект урока русского языка в 4 классе  по курсу "Русский язык. 4 класс",   автор учебника  А.В.Полякова...

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»

Цель урока:·         Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....

Урок русского языка Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи. 2 класс

Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи....