Главные вкладки

    Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Пичугина Елена Сергеевна

    Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;

    уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx35.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный конкурс «Мой лучший урок – 2014»

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»

    Проект урока русского языка в 4 классе по теме:

    «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных  (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)  »

    Образовательная система «Гармония».

    Автор: Пичугина Елена Сергеевна,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории.

                                                                    2013 г.


    Технологическая карта изучения темы «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных»

    Тема

    Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

    Цель

    Образовательная: формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

    Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия;

    повышение морфологической правильности детской речи; активное использование словаря трудностей русского языка.

    Планируемый результат

    Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;

    уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    Культура речи; беглые гласные

    Межпредметные связи

    Русский язык, Развитие речи; История; Окружающий мир

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    - М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса - 10-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    С 105 №316-321; ТПО№2

    - Интерактивная доска CLASUS

    - План учебной деятельности

    - презентация «Открываем еще несколько секретов правильной речи»

    - тетрадь рабочая

    - алгоритм самооценки

    Организация пространства

    Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная  работа, работа в группе.

    Педагогические технологии

    - личностно- ориентированного обучения;

    - объяснительно- иллюстративного обучения;

    - словесной продуктивной и творческой деятельности;

    - педагогика сотрудничества ( учебный диалог, учебная дискуссия)

    Аналитическая справка урока:

    Предметные умения:  Участвовать в коллективном общении на уроке, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться понимать чужую точку зрения; соблюдать правила речевого поведения.

    Пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»

    Соблюдать нормы изменения, употребления и написания форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных.

    УУД  – Элементы способности оценивать границу своих знаний, свои трудности и достижения, готовность использовать новые знания для решения практических задач. (Л.)

     Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и реализовывать их для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)

    – Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённые сведения.

    Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять ею имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. (П-1.)

    Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы. (П-2.) 

    – Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими. (К.)

    Осознание себя носителем русского языка. Понимание того, что правильная речь – показатель культуры человека. (Л.)

    Осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)

    – Пользоваться приобретаемой информацией, словарями,  справочниками. (П-1.)

    Анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)

    – Соблюдать нормы литературного языка в процессе устного и письменного общения. Делиться с другими приобретёнными сведениями.(К.)

    Деятельность учащихся:   Решают орфографические задачи в окончаниях имён существительных и имён прилагательных множественного числа, определяют  морфологические признаки слов, сравнивают окончания и делают вывод о зависимости окончания в именах существительных от склонения и рода.

    Образуют форму именительного падежа множественного числа, проверяют себя по словарю. Ставят опыт: пробуют изменить предложенные слова, убеждаются в невозможности, предполагают вывод, проверяют его по учебнику и расширяют свои знания о существительных, употребляемых только в одном числе; используют в тексте имена существительные в нужных формах.

    Исправляют ошибки малышей, анализируют причины их возникновения, проверяют себя по словарю, объясняют ошибки.  Заполняют таблицу, вписывают в неё указанные формы имён существительных; наблюдают за использованием форм именительного и родительного падежей имён существительных множественного числа в качестве проверочных слов, делают вывод. Изменяют слова, выбирают форму, объясняют выбор, употребляют слова в нужной форме, конструируют предложения.

    Данный урок дан в рамках муниципального семинара «ФГОС НОО, ФГОС ООО – преемственность, проблемы, перспективы» зам. директоров 20 декабря 2013 года.

    Этапы урока

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    № слайда

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - создание благоприятной рабочей обстановки.

    3 мин

    –Я рада вас видеть на уроке русского языка. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

    - Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…)

    - Откройте рабочие тетради и запишите 20 декабря. Классная работа.

    1 ученик делает сообщение по ходу записи:

    20 декабря - отмечают профессиональный праздник работники органов безопасности.

    Народные приметы:

    • Зима холодная- лето жаркое, зимнее тепло- летний холод.
    • Снег плотный и мокрый - влажному лету, сухой и легкий- к сухому.
    • Солнце в туманном кругу - жди пургу.
    • Солнце заходит в облака - к снегопаду.

    Именины у Антона, Ивана, Петра, Григория.

    - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

    Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Ориентирует учащихся на правильную посадку при письме.

    Приветствуют учителя и своих одноклассников, проверяют свою готовность к уроку.

    На основе своих знаний делают сообщения.

    Вспоминают правила «рабочего» человека.

    Слайд 2

    Слайд 3

    II.Актуализация знаний учащихся

    Цели:

    - повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока.

    - выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    3 мин

    - Запишите в тетрадь ту народную примету , которая подходит к сегодняшней погоде.

    -Скажите, ребята, то о чём мы сейчас говорили нам известно? (да)

    -А зачем мы это делали? (повторяли изученный материал)

    Организует актуализацию умений  выделять и объяснять орфограммы

    Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу.

    Смотрят на слайд и записывают предложение.

    III.Постановка учебной задачи

    Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?

    2 мин

    -Откройте учебник с.137.

    - Прочитайте, над каким разделом учебника мы сегодня начинаем работать?

    (Открываем еще несколько секретов правильной речи»)

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этих уроках?

    (Раскроем несколько секретов правильной речи)

    - А зачем нам это нужно?

    (Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными)

    - Вместе с нами на уроке наш американский друг Джон, который тоже будет раскрывать тайны правильной  речи.

    Организует фиксирование индивидуальных затруднений.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Приводят примеры

    Слайд 4

    VI. Формирование новых знаний и умений.

    Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

    15 мин

    -Каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию.

    Найдите последние два предложения в упражнении 297

    - Как вы думаете, чего не знал малыш, когда произносил эти предложения?

    - Проверим наши предположения, изучив материал учебника упр.298

    (Самостоятельное чтение правила)

    - Выполним задание к упражнению и ответим еще на один вопрос.

    1.Запишите слово ЧЕЛОВЕК в В.п., Т.п. и П.п.- сначала в ед. ч., а потом во мн.ч. Используйте словарь трудностей.

    -Для чего мы выполняли это задание?

    (Чтобы не допустить ошибок в написании окончаний)

    - Вернитесь к записям малышей. Что вы им скажете?

    (-Во мн.ч. говорят-люди.

    - В Р.п. говорят- людей)

    2.- Скажите слово РЕБЕНОК во мн.ч.

    - Сколько слов назвали?

    - Почему так получилось?

    - Как правильно?

    - Прочитайте об этом в учебнике упр.299 самостоятельно и закончите вывод.

    - Чтобы не делать ошибок в окончаниях слов при склонении, выполним задание к упражнению. Проверьте себя по словарю.

    Сделайте вывод.

    3.- А сейчас посмотрите на экран и скажите: о каких особенностях поведения звуков в группе родственных слов говорится?

    (Чередование согласных звуков в корне слова)

    - Какое чередование вы услышали в словах? (г//ж)

    - Вернитесь к упр. 297 и найдите предложения, в которых есть слова с чередованием согласных звуков. Прочитайте их.

    - Найдите упражнение 300. (читает учитель).

    - Какое же действует правило? Что мы скажем малышам и Джону?

    - Повернитесь друг к другу и просклоняйте слово УХО во мн.ч.

    Организует подводящий диалог по новой теме.

    Демонстрирует слайд с ЦОРами.

    Под руководством учителя

    отвечают на вопросы.

    Читают правило .

    Отвечают на вопросы учителя.

    С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

    Фиксируют новое знание об употреблении имен существительных.

    Работают совместно с учителем.

    Работают в парах.

    Слайд 5,6,7,8

    V. Физкультминутка

    Цель: создание условий для психоэмоциональной  разгрузки.

    1 мин

    - А сейчас немного отдохнем и разомнёмся.

    Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки.

    Имитируют движения Ёлочки.

    Слайд 9

    VI. Первичное закрепление

    Цель: организовать усвоение учениками новых знаний.

    10 мин

    1. Игра «Семь родственников»

    - «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах. И собрать их в одну группу.

    1 в.- к слову БЕГАТЬ

    2 в.- к слову ПИСАТЬ

    3 в. – к слову ПОПРОСИТЬ.

    - Прочитайте получившиеся группы слов.

    - Какие звуки могут чередоваться?

    2. - Вернитесь к упр.297. Какие предложения мы еще не рассмотрели?

    - А в каком числе здесь употреблено слово лед?

    - Ребята, а о какой природной зоне идет речь в этих предложениях? (Арктика)

    - Итак, ЛЕД- ЛЬДЫ.

    - Кто может сказать, что произошло с этими корнями? (Гласная Ё,Е убежала)

    - Вот, в русском языке есть слова, в которых при изменеии, гласная О или Е могут быть «беглыми» т.е. убежать из слова.

    Создаёт условия для работы в группах.

    Реализует межпредметные связи.

    Подводит обучающихся к выводу.

    Работают в группах.

    Слушает учителя, фиксирует новое знание.

    Слайд 10

    VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

    Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

    Организовать самопроверку по эталону, самооценку;

    Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    7 мин

    - Попробуйте изменить формы предложенных слов в упр.301. (устно несколько слов)

    - Что мы скажем малышам?

    - Выполните задание. Запишите все эти слова и добавьте к ним формы И.п. и Р.п. мн.ч., выделяйте окончание. Покажите алфавитный порядок слов.

    -Самопроверка по образцу. Лист самооценки.

    Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

    Организует взаимопроверку по эталону.

    Выполняют самостоятельную работу.

    Формулируют выводы наблюдений.

    Оценивают свою деятельность.

    Слайд 11

    VIII. Итог урока. Объяснение домашнего задания.

    Цель : организовать итоговый контроль полученных знаний; организовать пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

    2 мин

    - Подведем итог нашего урока

    - Как вы думаете, ребята, все ли секреты правильной речи мы открыли?

    - Выполняя упр. 303 дома вы узнаете еще один секрет. На следующем уроке вы мне расскажите.

    _-Какую цель мы ставили в начале урока?

    - Удалось её достигнуть?

    - О каких особенностях образования слов вы узнали на уроке?

    Даёт комментарий к домашнему заданию.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

    Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    2 мин

    -Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Надеюсь,  вам было интересно на уроке.

    Поставь себя на лесенку успеха.

    Джон уже себя поставил!

    Оценки за урок.

    Спасибо за урок!!!

    Организует самооценку учебной деятельности.

    Организует рефлексию.

    По схеме рассказывают, что было интересного на уроке.

    Делают самооценку на лесенке Успеха.

    Слайд 12



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

    Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Части речи"

    Данная презентация является приложением к уроку русского языка в 4 классе по теме "Части речи", проводимого в форме дидактической игры "Аукцион"....