Главные вкладки

    Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Ядыкина Ольга Николаевна

    В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева.

     Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цели урока : развитие умений отличать предложения с прямой речью от других; наблюдение за расстановкой знаков препинания  в таких предложениях;

    наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте;

    воспитание любви к родному языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

    К конспекту  урока прилагается презентация, которая поможет доступно и интересно объяснить учащимся новый материал. Разработка представляет интерес для учителей четвертых классов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pryamaya_rech.rar173.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка.

    Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цели: развитие умений отличать предложения с прямой речью от других; наблюдение за расстановкой знаков препинания  в таких предложениях;

    наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте;

    воспитание любви к родному языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

    Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. (Слайд 1.)

     II.       Словарная работа.

    1. Словарный диктант «Наоборот».

    - Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

    1.  Самопроверка и самоконтроль. (Слайд 2.)    

    Тревога, десерт, алмазный, фантастический, свобода, традиция.

    III. Введение в раздел.  

    - Как вы думаете, все ли правила пунктуации вы знаете?

    - Откройте учебник на с. 73 и прочитайте название раздела.

    - Кто уже знает, что такое прямая речь? Сегодня на уроке проверим, так ли это?

    (Если нет ответа, тогда вопрос к классу: «Что же сегодня на уроке мы будем открывать?»)

    IV.  Постановка проблемы.

    — Послушайте два предложения. Чем они различаются?

    Учитель произносит:

    1) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

    2) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

    - Чем они различаются ? (Смысловым оттенком)

    - Какое предложение точнее передает слова мамы ? (Второе)

    - Ваши предположения по оформлению предложения с прямой речью на письме? 

    (Дети высказывают свои предположения по оформлению.)  

    - Надеюсь, в конце урока мы сможем более точно.

    V. Постановка учебных задач.    

    Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли.  С. 82.

    (Диалог обсуждается в парах.)

    После чего ученики формулируют основные вопросы урока. (Слайд 3)

    1. Что такое прямая речь?
    2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
    3. Как оформляется прямая речь на письме?

    VI. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.

    1. Нахождение прямой речи и слов автора.

    А) Наблюдение по учебнику упражнение 83.

    - Прочитайте про себя. Определите из каких сказок даны строки («Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»)

    - Кто автор этих стихотворных отрывков?

    - Прочитайте выразительно первый отрывок. Сколько предложений в первом отрывке? (Одно)

    -  Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно?  Затем дети читают   отрывки и отвечают на вопросы.

    - Прочитайте в предложениях только прямую речь.

    - Что такое прямая речь? (Обращаюсь к первой учебной задаче)                 

    - Почему эта речь получила такое название?

    Б) Чтение определения

    (Слайд 4) Прямая речь — это передача чужой речи дословно, без изменения.

    - Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? (Обращаюсь ко второй учебной задаче)

    - Из чего состоят предложения с прямой речью?   (Из слов автора и прямой речи.)

    В) Работа над определением.

    -  Прочитайте определение на с. 84.

    -  Назовите ключевые слова.

    - Какие сокращения вводятся для них? (А- слова автора, П – прямая речь) (Слайд 5)

    - Задайте вопрос к каждой части.

    - В каких случаях мы используем предложения с прямой речью? (1 часть)

    - В какой из них содержится ответ на вопрос: Что такое прямая речь? Что такое слова автора? (2 часть)

    2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

    - Как оформить на письме предложения с прямой речью? (Обращаюсь к третьей учебной задаче)  

    А) - Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

    - Как выделена прямая речь в отрывках из упражнения 83 (Жирный шрифт, кавычки)

     -  Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?  (Чтобы знать ее границы.))

    - Какой еще знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (двоеточие)

    Б) - Сравните свой вывод с авторским в рамке учебника на с. 85

    - О чем еще не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках препинания в конце прямой речи)

    - Как вы думаете от чего еще зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации)

    - Обратите внимание, где стоят эти знаки. (Слайд 6) (А: «П». , А: «П!», А: «П?», А: «П…»)

    VII. Развитие речевых и правописных умений.

    Упражнение 84 выполняется по «шагам» в задании.

    3 четверостишие записать в тетрадь и построить схему.

    VIII. Первичное закрепление материала.

    1. - А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. К каждому предложению составьте схему. Упражнение 85  (Слайд 7)
    2. Самопроверка  и самоконтроль. (Слайд 8).
    3. Дополнительно: упражнение 48 (дидактический материал). Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания. (Слайд 9)

    IX. Итог урока.

    — Прочитайте ключевые слова урока.   Все ли они соответствуют теме урока? (Слайд 10)

    * Чужая речь.

    Слова автора.

    Прямая речь.

    Однородные члены.

    Дословно.

    - Вернемся к задачам урока.

    1. Что такое прямая речь?
    2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
    3. Как оформляется прямая речь на письме?

    IХ.  Домашнее задание.

    1. Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью.

    2.  По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84

    Урок русского языка в 4 классе

    «Предложения с прямой речью»

                                                      Учитель: Ядыкина О.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

    "Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

    Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

    Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

    Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

    На уроке в увлекательной форме даются основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, дается понятие "цитата". Работа организована таким образом, что ученики пол...

    Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100). Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе ("Школа 2100") на тему "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"....