Главные вкладки

    Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс
    план-конспект урока (4 класс)

    Логинова Светлана Николаевна

    Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

    Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ

       Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как части речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении.

       Таким образом, основная проблема этой главы – учить давать характеристику слову как части речи и как члену предложения, то есть с учетом его постоянных характеристик (род, склонение), меняющихся характеристик (падеж, число) и его работы в предложении (работает подлежащим, или дополнением, или сказуемым, или обстоятельством, или определением).

    Познавательные УУД:

    -Формировать умение давать характеристику слову, как части речи и как члену предложения, то есть с учетом его постоянных характеристик (род, склонение), меняющихся характеристик (падеж, число) и его работы в предложении (работает подлежащим, или дополнением, или сказуемым, или обстоятельством, или определением).

    Регулятивные УУД:

    - ставить учебные цели и задачи; понимать смысл инструкции учителя и заданий , предложенных в учебнике.

    Коммуникативные УУД:

    -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, быть  внимательным к мнению и высказываниям других учащихся;

    Личностные УУД:

    - готовность к самообразованию и саморазвитию; заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Привитие интереса к языку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

    У. с82-89

    М.с.65

    Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ

       Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как части речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении.

       Таким образом, основная проблема этой главы – учить давать характеристику слову как части речи и как члену предложения, то есть с учетом его постоянных характеристик (род, склонение), меняющихся характеристик (падеж, число) и его работы в предложении (работает подлежащим, или дополнением, или сказуемым, или обстоятельством, или определением).

    Познавательные УУД: 

    -Формировать умение давать характеристику слову, как части речи и как члену предложения, то есть с учетом его постоянных характеристик (род, склонение), меняющихся характеристик (падеж, число) и его работы в предложении (работает подлежащим, или дополнением, или сказуемым, или обстоятельством, или определением).

    Регулятивные УУД:

    - ставить учебные цели и задачи; понимать смысл инструкции учителя и заданий , предложенных в учебнике.

    Коммуникативные УУД:

    -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, быть  внимательным к мнению и высказываниям других учащихся;

    Личностные УУД:

    - готовность к самообразованию и саморазвитию; заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Привитие интереса к языку

    I. Вступление.

    1.Мотивирование к учебной деятельности.(Орг. момент. )

    Ребята, мы начинаем урок русского языка. Пожелаем друг другу удачи.

    - Откройте тетради. Напишите число , классная работа.

    2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    На слайде предложение.(слайд №2)

    Скачет по дорожке на тонких ножках, по дворам шныряет,  крошки собирает.

    -Что написано ? (предложение)

    -Чего не хватает в предложении? (подлежащего)

    (Отгадай загадку, составь предложение)

    Воробей скачет по дорожке на тонких ножках.

    На тонких ножках скачет по дорожке воробей. (слайд №3)

    -Назовите главные члены предложения.(Воробей скачет)

    -Чем выражено подлежащее? (существительным)

    -Чем выражено сказуемое(глаголом)

    -Назовите  второстепенные члены предложения)

    -Ребята,  мы сейчас дали характеристику предложения?

    -Как звучит тема? (Характеристика предложения и разбор слова как части речи.)

    3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

    -Ребята, поставьте цель( систематизировать сведения о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как части речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении. )

    4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Планирование

    -Ребята. что нам поможет систематизировать сведения о членах предложения (работа с учебником)

    II. Работа над темой.

    1.Этап реализации построенного проекта.

    Из беседы сквозных героев школьники вспоминают, что слова в предложении находятся во взаимной зависимости. Учебник напоминает им, что показать отношения между членами предложения можно разными способами: 1) с помощью стрелок; 2) путем подчеркивания слов разных частей речи; 3) построением схемы.

        Первый плакат на розовом фоне (с. 83) напоминает школьникам, как показать основу предложения и словосочетания с помощью стрелок.

    -Чтобы выделить главные члены предложения, нужно использовать две стрелки: на каждый из главных членов указывает своя стрелка, поскольку они оба – главные.

    - слова в словосочетании помечаются с помощью одной стрелки: стрелка начинается над словом-«командиром» и нацеливается на слово-«солдата», то есть указывает на зависимый член словосочетания.

       В конце с. 83 учебник напоминает школьникам, как правильно подчеркивать члены предложения. Учитель может попросить детей задавать вопросы ко всем членам предложения, чтобы проверить, правильно ли они подчеркивают: «В этом предложении говорится о парусе. Что? Парус. Парус – это подлежащее. О парусе говорится, что он белеет. Парус что делает? Белеет. Белеет – это сказуемое. Парус какой? Одинокий. Одинокий – это определение паруса. Парус белеет где? В тумане. В тумане – это обстоятельство. В тумане каком? Голубом. Голубом – это определение. В тумане чего? Моря. Моря – это дополнение».

       После того как школьники вспомнили второй способ обозначений взаимоотношений между членами предложения, учебник напоминает о третьем способе – схеме (с. 84).

       Учитель может на школьной доске воспроизвести эту схему и прокомментировать ее, а затем попросить кого-нибудь из ребят сделать то же самое. Схема читается сверху вниз. Сначала рассматривается главное отношение по горизонтали: отношение между подлежащим и сказуемым. Затем – короткое (справа) вертикальное отношение между подлежащим и его определением в словосочетании. После этого рассматривается более длинная вертикальная цепочка отношений (слева) в словосочетаниях: а) между сказуемым и его обстоятельством; б) между обстоятельством и его дополнением; в) между обстоятельством и его определением. Заканчивается рассмотрение схемы тем, что предложение еще раз предъявляется полностью, и все его члены еще раз подчеркиваются как положено.

       Затем стрелкой показаны словосочетания «белеет в тумане» и «в тумане моря» – чтобы облегчить анализ существительных как членов этого  предложения. Евдокия Васильевна дважды дает характеристику существительному «парус» – сначала устно, а затем письменно. разбирая то, что у существительного есть постоянные признаки (род, склонение) и непостоянные (падеж, число), важно, чтобы дети это подтвердили. Учитель говорит: «давайте проверим, действительно ли род – это постоянный признак существительного? существительное “парус” – какого рода? Мужского? А мы можем поменять род на женский? А на средний? Существительное “парус” всегда будет определяться с помощью прилагательных в форме мужского рода? Можно ли о парусе сказать “одинокая”? “одинокое”? А правда ли, что существительное “парус” всегда одного и того же склонения? Какого же? Второго склонения? Может быть, в других обстоятельствах это существительное становится существительным первого или третьего склонения? Нет?

    Следующее выделение стрелками членов предложения (в середине с. 84) обращает внимание детей на роль только тех членов, которые выражены существительными. стрелками показана прежде всего основа предложения – чтобы школьники еще раз увидели, что существительное «парус» является главным членом предложения.

       А теперь давайте подтвердим, что падеж и число – это меняющиеся, непостоянные признаки. В каком падеже и в каком числе стоит существительное “парус” в этом предложении? Правильно: в форме И.п. ед.ч. а может ли оно изменяться по числам? Подтвердите это (парус – паруса). а может ли оно стоять в форме Р.п. или Д.п.? В.п. или Т.п.? а в форме П.п.? Правильно. Поняли теперь, почему на одной строчке мы указываем постоянные признаки, а на другой – непостоянные, меняющиеся? обратите внимание на то, что написано под цифрой 4: стоит в форме… Это означает, что в данном предложении это существительное стоит в такой форме, а в каком-нибудь другом предложении у него будет другая форма. а вот под цифрой 3 мы указываем род и склонение существительного. и эти характеристики совершенно не зависят от того, в каком предложении это существительное использовано. Это постоянные характеристики. они не меняются у каждого данного существительного».

    2.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

    Упражнения 61 – 62 предполагают, что дети сначала устно, а затем письменно дадут характеристики существительным «в тумане» и «моря». (работа в парах)

    3.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

        4.Этап включения в систему знаний и повторения.

        Следующая тема, которая рассматривается в учебнике, –  это характеристика прилагательного как части речи и члена предложения.

        В конце с. 85 вновь воспроизводится предложение про парус одинокий и стрелками показываются те словосочетания, в которых зависимыми членами являются определения, выраженные прилагательными. Разбирая с учащимися схему анализа прилагательных, учитель может обратить их внимание на то, что у прилагательного нет постоянных признаков, потому что его форма зависит от существительного, с которым оно связано. Поэтому под цифрой 3 объединяются характеристики рода, числа и падежа. Можно попросить детей подтвердить это на примере сравнения словосочетаний:

        а) «парус одинокий» – «парусу одинокому» (смена падежа существительного сразу же вызывает изменение падежа у связанного с ним прилагательного);

       б) «парус одинокий» – «паруса одинокие» (смена числа существительного вызывает изменение числа зависимого от него прилагательного);  

       в) «пальма одинокая» – «растение одинокое» (использование существительного другого рода сразу отражается на форме связанного с ним прилагательного: оно принимает род существительного, которое характеризует.

         Сравнивая характеристики существительного и прилагательного, дети должны заметить, что прилагательное воспринимает от существительного его род, падеж и число. единственное, что оно не воспринимает, – это склонение. Почему? Потому что форма прилагательного зависит от формы существительного: прилагательные могут характеризовать (или определять) существительные любого склонения – и I, и II, и III.

       При характеристике глагола как части речи сложным является то, что дети с трудом запоминают: у глаголов настоящего (и будущего) времени указываем время, число, лицо, а у глаголов прошедшего времени – время, число, род.

       Как помочь детям это запомнить, пока еще у них не сложилось устойчивых представлений о глаголе как о части речи? Учитель сначала может обратить внимание на сходство характеристик глаголов любого времени: надо всегда указывать время и число.

        А дальше можно сказать следующее: «глаголы настоящего и будущего времени характеризуют свежие события, которые либо протекают прямо сейчас, либо еще только будут происходить. Эти события такие новенькие и свежие, что мы можем видеть их лицо, знать их в лицо. Запомнили? У глаголов настоящего и будущего времени мы всегда указываем лицо, потому что эти события мы знаем в лицо!

       А вот глаголы прошедшего времени характеризуют то, что уже было, некое прошлое, прошедшее событие. Понятие прошлого у нас связано с понятием родового дерева, рода. конечно, «мой род» как синоним словосочетания «мои предки» и род как грамматическая категория (мужской, женский, средний) – это разные значения слова род. но, тем не менее, эта связь разных значений слова род поможет нам запомнить: у глаголов прошедшего времени надо указывать род».

        Практика показывает, что такие ассоциации помогают большей части детей  запомнить разницу в характеристиках глаголов настоящего (будущего) и прошедшего времени.

       Определение лица у глаголов настоящего времени предполагает, что школьники будут обращать внимание на подлежащее, связанное со сказуемым, выраженным глаголом. и если это подлежащее выражено существительным, тогда глагол, являющийся сказуемым, стоит точно в форме 3-го лица. именно об этом говорит костя Погодин: «если с глаголом в предложении связано существительное – любое существительное, значит, глагол точно стоит в 3-м лице». он имеет в виду только существительное, которое является подлежащим, а не дополнением! говоря «любое существительное», Костя подразумевает лексическую разницу существительных, а не их роль в предложении. Это учитель должен обязательно прокомментировать детям.

       Что имеется в виду? Если основы предложений такие: «клён желтеет», «травка зеленеет», «солнышко блестит», «деревья гнутся», то сам факт использования существительного в качестве подлежащего (независимо от его рода и числа) указывает на то, что глагол стоит в форме 3-го лица. Можно проверить это, подставляя вместо существительных местоимения: он, она, оно, они. А можно просто запомнить: если подлежащее выражено существительным, то глагол настоящего времени, который является сказуемым, по определению стоит в форме 3-го лица. именно 3-го, а не 1-го или 2-го. Почему? Глаголы настоящего времени в формах 1-го и 2-го лица предполагают, что с ними в качестве подлежащих в предложении связаны не существительные, а местоимения. Так, если изъять из предложений такие формы глагола «болеть», как «болеешь» (2-е лицо, наст. вр.) или «болею» (1-е лицо, наст. вр.), и попросить реконструировать основу этих предложений, то основы будут выглядеть так: «Ты болеешь» и «я болею». Таким образом, с глаголами настоящего времени в формах 1-го и 2-го лица (являющимися в предложениях сказуемыми) могут быть связаны в качестве подлежащих только местоимения.

       Упражнение 63 предполагает, что дети сумеют применить на практике свое умение давать характеристику глаголам настоящего и прошедшего времени по образцу.

     1. Ищет (что делает?) – глаг.

    2. нач. ф. – искать, I спр.

    3. стоит в форме: наст. вр., ед.ч., 3 л.

    4. Он ищет. Ищет – сказ.

    1. Кинул (что сделал?) – глаг.

     2. нач.ф. – кинуть, I спр.

     3. стоит в форме: прош. вр., ед.ч., м.р.

     4. Он кинул. Кинул – сказ.

    III. Рефлексия учебной деятельности .Итог урока.

    -Ребята. какие могут быть члены предложения?(главные и второстепенные)

    -Что нужно помнить , прежде чем дать характеристику слову. как части речи?(дать характеристику слову как части речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении. )

    Литература:

    Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. Конкурс грамотеев

    -Русский язык . Методическое пособие. Абрамова, Байкова, Малаховская


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Характеристика предложения и и разбор слова как части речи

    Слайд 2

    Скачет по дорожке на тонких ножках, по дворам шныряет, крошки собирает.

    Слайд 3

    На тонких ножках скачет по дорожке воробей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

    Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

    1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

    Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

    Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

    Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...

    Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение

    Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике. Планируемые результатыпредметные: развивать умение детей подтверждать свои...