Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Подсевалова Вера Павловна

По программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rod_imen_sushch.rar871.27 КБ
Файл suffiks_kak_chast_slova.rar599.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род имен существительных»

Педагогические цели

Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Тип урока

Урок закрепления

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

УУД (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.  

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цели:

-осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(слайд)

-1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

 Я очень рада войти

В приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

 

- Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»:

«зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать;

«жёлтый» - работать буду, но без особого желания;

«красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.

 

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Показывают смалики

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Откройте тетради и запишите число и классную работу.

Минутка чистописания (слайд)

Р р

 Словарный диктант: (слайд)

Чтение слов

Запись самостоятельно

Проверка: (открытие каждого слова на доске)

- Какого овоща нет на слайде?

- Как пишется это слово?

- Со словами составьте предложения.

1.Запись одного на доске.

2.Разбор по членам предложения.

3.разбор по частям речи.

- А какой частью речи являются наши словарные слова?

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Одну из них мы узнали на прошлом уроке. Какую?

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

Указывает объект наблюдения.

Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

Дети отвечают

Формулируют тему и цели урока

3.

«Открытие» детьми нового знания

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

  - Послушайте сказку.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

1 задание

- Разделите наши слова.

Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.  

Проверка.

-Какие слова взяли девочки? Почему?

- Какие слова взяли мальчики?

Почему?

- А какие слова остались лишними? Почему?

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

Сделайте вывод.

-На какие три группы делятся существительные?

(слайд) Запомните.

(слайд) Сущ. по родам не изменяются

 

-Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

- Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

(слайд)

 Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Организует диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Задает вопросы

Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

Читают хором

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

2 задание

-  (слайд)

Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

3 задание

«Чудо мешочек». В нем лежат предметы. Надо назвать предмет и определить род. Запишите транскрипцию своего слова.

4 задание

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

Проверка.

ФИЗМИНУТКА

5 задание

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их  

 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их    

3 группа    лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их  

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6 задание

(слайд)

Игра «Да – нет»

(Дополнительные упражнения в учебнике)

  

Учитель контролирует работу детей

Проверка.

Задает вопросы

Дети выполняют и проверяют задания

Берут предметы и определяют род.

Записывают транскрипцию.

Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

Выполняют физминутку

Учащиеся работают в группах.

1 группа М.р  снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа Ж.р. -   метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа Ср.р. -   солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Отвечают дети.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

 

5.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока? 

 

-Покажите с помощью смаликов

Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Желтый  – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

Зеленый  – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

 

Выставление оценок

Домашнее задание:

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

 

 

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Записывают в дневники

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

Технологическая карта урока

Тема: «Род имен существительных»

3 класс  

Подготовила и провела

учитель начальных классов

В.П.Подсевалова

2017-2018 уч.год



Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

Открытый урок по теме:

                                   «СУФФИКС КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

2 КЛАСС.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Подсевалова В.П.

2016-2017 уч.год.

Технологическая карта урока  «Суффикс как часть слова»

( УМК «Начальная школа  XXI)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового  знания

Цели урока

Образовательная: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи

Технологии,  методы, приёмы

Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

Основные понятия, термины

Слысл (значение) слова, суффикс слова

Планируемый результат

Предметный

- каллиграфически правильно писать слова;

- правильно списывать слова;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

- формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- усвоить, что   суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

- выделять незнакомые по значению  слова; толковать их значения с помощью словаря;

- сравнивать слова по значению;

- составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный

- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

- планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

-контролировать  и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

-проявлять самостоятельность и инициативу.

Метапредметный:

- принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

- находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях,  вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;  

- слушать и понимать устную речь других;

-участвовать в диалоге;

-задавать вопросы;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения;

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Книгопечатная продукция: учебник русского языка Иванов С.В., 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год;

карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация  Power  Point

                                                                             Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформле ние доски

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный

II.Актуализация опорных знаний

III.Поста-новка учебной задачи  

IV.Поиск решения учебной задачи.

V.Физкультминутка

VI.Первичное закрепле-ние

VII.Самос-тоятельная работа

VIII.Рефлексия.

-слушать и понимать речь учителя,

- строить рассуждение и обобщение

-планирова-

ние

учебного  сотрудни-чества с учителем;

- устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

- мотивация к учебному действию «надо»- «могу» -

«хочу»;

 

- постановка вопросов;

-формулиро-

вание позна-вательной цели;

-формулиро-

вание проб-лемы;

-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

- удерживать

учебную  за-дачу,участ-вовать в её решении;

- инициатив-ное сотрудни-

чество в поиске и выбора информации;

-снять напряжение и усталость;

-повысить эмоциональ-ный тонус;

-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

управление  поведением

партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

-контроль,

выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,  

осознание качества и уровня усвоения

-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

- умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Число.

Классная работа.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-  Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа. 

- Минутка чистописания 
На доске записаны слова: 
репа кора кит 
- Определите букву, которую мы будем писать. Это гласная буква, которая встречается в этих словах дважды. Другая буква находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный глухой мягкий согласный звук. 
-Какая это буква? 
- Определим порядок следования букв в строке. 
-ак –аак- ааак –аааак- кккка –ккка – кка-ка 
-Что вы заметили в данном задании? 
- Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки. 

- Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? (хлопаем и топаем)
1). Корень – это главная часть предложения (-) 
2). Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 
3). Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) 
4). Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 
5). Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 
6). Корень – это общая часть родственных слов (+) 

- Вспомните, из чего состоят слова?

- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

- Что вы знаете о корне?

-Что вы знаете об окончании?

- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

-  -Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

- Запишите слово-отгадку в тетрадь.

- Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу, а девочку?

 (СЛАЙД 1 и 2)

Школа, школьник, школьница.

- Разберите данные слова по составу.

- Все ли части слова  вы выделили?

- Почему не смогли?

- На какой вопрос же нам предстоит ответить сегодня на уроке?  

- Какие есть предположения?

- Как определить название этой части слова?

СЛАЙД  3

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель определим на сегодняшний урок.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

СЛАЙД 4

Упражнение 1.

СЛАЙД 5

 

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

-  Давайте прочитаем в учебнике на стр.108 рубрику «Тайны языка».

- Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?

- Где эта часть находится?

 -Задайте друг другу вопросы  по новой теме.

Упражнение 2 стр. 108

-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Работаем в группах.

- Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные   или одинаковые значения имеют эти  слова ? (работа по карточкам)

-Какой вывод можно сделать? Для чего служат суффиксы?

 

- Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли их решить?

Игра « Кто прав?»

1.Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: «Суффикс-

часть предложения»

  • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова»
  • Незнайка сказал «Суффикс- это слово»

2.Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: «В начале

слова»

  • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
  • Незнайка сказал: «После окончания»

3.Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала

«Суффиксы образуют новые слова»

  • Незнайка сказал: «Просто так»

- На какие вопросы вы не получили ответ на уроке?

 - На эти вопросы мы с вами постараемся ответить на последующих  уроках.

-Оцените свою работу на уроке.

Ученики проверяют готовность к уроку

Записывают в тетрадях.

Запись минутки чистописания

Дети хлопают в ладоши, если высказывание верно и топают, если не верно.

Высказывают свои предположения.

 

- Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.

- Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

- Нет.

 Отгадывают загадку .

Записывают в тетрадь и выделяют корень и окончание.

-Нет.

- Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили.

-Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается?

- Спросить у взрослых.

- Прочитать в учебнике.

- А я знаю, мне старший брат рассказывал о частях слова.  Часть слова, которая стоит за корнем и перед окончанием, - это суффикс.

 

- Суффикс.

- Постараться, как можно больше узнать о новой для нас части слова -  суффиксе.

- Что такое суффикс.

- Где находится.

- Как обозначается.

- Для чего служит.

 Знакомство с выводом.

Дети выполняют упражнения согласно словам стихотворения.

 

 

 Чтение хором правила.

- Суффикс

-  После корня перед окончанием.

 Дети работают в парах.

- Что такое суффикс?

- Для чего он служит?

- Где стоит в словах?

- Как обозначается суффикс?

Дети работают у доски и с комментированием. (два-три ряда слов)

 

Дети работают в группах. Каждая группа получает своё задание.

1 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

- ёнок-

Лось – лосёнок

Тигр – тир…

Лиса – лис…

Утка- ут…

2 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

- иц-

Волк -  волчица

Тигр  - тигр…            

Орёл – орл…

Медведь - медвед…

3 группа.

 Образуйте новые слова с помощью суффикса

- ик-

Дом – домик

Рот – рот…

Нос – нос…

Гвоздь – гвозд

- Суффиксы образуют новые слова.

- Эти слова имеют разные значения.

Дети дают ответ.

Дети делают вывод.

- Нет.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

- Потренироваться.

 

Называют задачи урока.

- Что такое суффикс.

- Где находится.

- Как обозначается.

- Для чего служит.

- Какое значение имеет.

- Как найти суффикс в слове.

- Почему суффикс так назвали.

- Что будет, если суффиксов не будет.

-Не все.

- Почему суффикс так назвали.

- Что будет, если суффиксов не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....

Технологическая карта, презентация к уроку русского языка. 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем.

Технологическая карта, презентация, разноуровневые карточки и тест к уроку по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем....

Технологическая карта + презентация к уроку русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."

Данная технологическая карта и презентация подойдут для урока русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные." УМК ...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"

Данный материал может пригодиться для использования педагогом на уроке русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"....