Главные вкладки

    Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Суффикс как часть слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Подсевалова Вера Павловна

    По программе "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _rod_imen_sushch.rar871.27 КБ
    Файл suffiks_kak_chast_slova.rar599.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Род имен существительных»

    Педагогические цели

    Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

    Тип урока

    Урок закрепления

    Планируемые результаты (предметные)

    Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

    Личностные результаты

    Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

    УУД (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

    Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.  

    Педагогические технологии

    Технология проблемно-диалогического обучения.

    Форма учебной деятельности, методы обучения

    Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

    ХОД УРОКА

    № п\п

    Этап урока

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Деятельность учителя

     

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Самоопределение к деятельности.

    Цели:

    -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

    -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    (слайд)

    -1.Прозвенел для нас звонок,
    Начинаю я урок.
    Гости к нам пришли сегодня.
    К ним сейчас вы повернитесь,
    Улыбнитесь, подружитесь.
    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,
    Чтобы гости дорогие
    Захотели вновь прийти.

     Я очень рада войти

    В приветливый наш класс.

    И для меня уже награда

    Сиянье ваших умных глаз.

     

    - Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»:

    «зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать;

    «жёлтый» - работать буду, но без особого желания;

    «красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.

     

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

    Настраиваются на работу.

    Показывают смалики

    Личностные:

    формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    Коммуникативные:

    - формирование умения слушать и слышать.

    2.

    Постановка учебной задачи.

    Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

    - Откройте тетради и запишите число и классную работу.

    Минутка чистописания (слайд)

    Р р

     Словарный диктант: (слайд)

    Чтение слов

    Запись самостоятельно

    Проверка: (открытие каждого слова на доске)

    - Какого овоща нет на слайде?

    - Как пишется это слово?

    - Со словами составьте предложения.

    1.Запись одного на доске.

    2.Разбор по членам предложения.

    3.разбор по частям речи.

    - А какой частью речи являются наши словарные слова?

    - В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Одну из них мы узнали на прошлом уроке. Какую?

    А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

     

    Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

    Указывает объект наблюдения.

    Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

    Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

    Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

    Дети отвечают

    Формулируют тему и цели урока

    3.

    «Открытие» детьми нового знания

    Цель:

    -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

      - Послушайте сказку.

    Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

    В одном королевстве жили имена существительные.

    Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

    И вот однажды она издала указ:

    “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

    А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

    Пришла королева и сказала:

    “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

    Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

    А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

    Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

    1 задание

    - Разделите наши слова.

    Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.  

    Проверка.

    -Какие слова взяли девочки? Почему?

    - Какие слова взяли мальчики?

    Почему?

    - А какие слова остались лишними? Почему?

    - Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

    Сделайте вывод.

    -На какие три группы делятся существительные?

    (слайд) Запомните.

    (слайд) Сущ. по родам не изменяются

     

    -Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

    - Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

    (слайд)

     Женский род запомню я

    И скажу: “Она – моя”.

    И запомню род мужской

    И опять скажу” “Он – мой”.

    Средний род: “Оно – моё!”

    Это правило – твоё!

    Организует диалог, уточняет правило,

    подводит детей к самостоятельному выводу. 

    Задает вопросы

    Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

    Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

    Учащиеся отвечают на вопросы

    Читают хором

    Регулятивные:

    - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    Познавательные:

    - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    - знание основных моральных норм работы в паре

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    4.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

    2 задание

    -  (слайд)

    Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

    3 задание

    «Чудо мешочек». В нем лежат предметы. Надо назвать предмет и определить род. Запишите транскрипцию своего слова.

    4 задание

    Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

    Проверка.

    ФИЗМИНУТКА

    5 задание

    -Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

    -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

    1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их  

     2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их    

    3 группа    лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их  

    Проверка.

    -Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

    6 задание

    (слайд)

    Игра «Да – нет»

    (Дополнительные упражнения в учебнике)

      

    Учитель контролирует работу детей

    Проверка.

    Задает вопросы

    Дети выполняют и проверяют задания

    Берут предметы и определяют род.

    Записывают транскрипцию.

    Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

    Выполняют физминутку

    Учащиеся работают в группах.

    1 группа М.р  снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

    2 группа Ж.р. -   метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

    3 группа Ср.р. -   солнце, небо, облако, веселье, волшебство

    Отвечают дети.

    Регулятивные:

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

    - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

    Личностные:

    - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

     

    5.

    Рефлексия учебной деятельности

    Цель:

    -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

    Итог урока.

    -Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока? 

     

    -Покажите с помощью смаликов

    Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

    Желтый  – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

    Зеленый  – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

     

    Выставление оценок

    Домашнее задание:

    - выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

     

     

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроки русского языка

    Получают позитивный настрой от урока

    Записывают в дневники

    Регулятивные:

    - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.

    ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

    Технологическая карта урока

    Тема: «Род имен существительных»

    3 класс  

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    В.П.Подсевалова

    2017-2018 уч.год



    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

    Открытый урок по теме:

                                       «СУФФИКС КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

    2 КЛАСС.

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Подсевалова В.П.

    2016-2017 уч.год.

    Технологическая карта урока  «Суффикс как часть слова»

    ( УМК «Начальная школа  XXI)

    Учебный предмет

    Русский язык

    Класс

    2

    Тип урока

    Урок открытия нового  знания

    Цели урока

    Образовательная: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

    развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

    воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи

    Технологии,  методы, приёмы

    Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

    Основные понятия, термины

    Слысл (значение) слова, суффикс слова

    Планируемый результат

    Предметный

    - каллиграфически правильно писать слова;

    - правильно списывать слова;

    - проверять написанное, сравнивая с образцом;

    -способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

    - формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

    - усвоить, что   суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

    - выделять незнакомые по значению  слова; толковать их значения с помощью словаря;

    - сравнивать слова по значению;

    - составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

    Личностный

    - мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

    - планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

    -контролировать  и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

    -проявлять самостоятельность и инициативу.

    Метапредметный:

    - принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

    - находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях,  вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;  

    - слушать и понимать устную речь других;

    -участвовать в диалоге;

    -задавать вопросы;

    -стремиться к более точному выражению собственного мнения;

    -сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

     

    Организация пространства

    Формы работы

    Ресурсы

    Фронтальная, индивидуальная, групповая

    Книгопечатная продукция: учебник русского языка Иванов С.В., 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год;

    карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация  Power  Point

                                                                                 Технология обучения

    Этапы урока

    Формируемые умения: предметные, УУД

    Оформле ние доски

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I.Организационный

    II.Актуализация опорных знаний

    III.Поста-новка учебной задачи  

    IV.Поиск решения учебной задачи.

    V.Физкультминутка

    VI.Первичное закрепле-ние

    VII.Самос-тоятельная работа

    VIII.Рефлексия.

    -слушать и понимать речь учителя,

    - строить рассуждение и обобщение

    -планирова-

    ние

    учебного  сотрудни-чества с учителем;

    - устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

    - мотивация к учебному действию «надо»- «могу» -

    «хочу»;

     

    - постановка вопросов;

    -формулиро-

    вание позна-вательной цели;

    -формулиро-

    вание проб-лемы;

    -участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

    -выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

    - удерживать

    учебную  за-дачу,участ-вовать в её решении;

    - инициатив-ное сотрудни-

    чество в поиске и выбора информации;

    -снять напряжение и усталость;

    -повысить эмоциональ-ный тонус;

    -умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

    управление  поведением

    партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

    -контроль,

    выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,  

    осознание качества и уровня усвоения

    -осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

    - умение с достаточной

    полнотой и точностью

    выражать свои мысли

    Число.

    Классная работа.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль в порядке

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    -  Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа. 

    - Минутка чистописания 
    На доске записаны слова: 
    репа кора кит 
    - Определите букву, которую мы будем писать. Это гласная буква, которая встречается в этих словах дважды. Другая буква находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный глухой мягкий согласный звук. 
    -Какая это буква? 
    - Определим порядок следования букв в строке. 
    -ак –аак- ааак –аааак- кккка –ккка – кка-ка 
    -Что вы заметили в данном задании? 
    - Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки. 

    - Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? (хлопаем и топаем)
    1). Корень – это главная часть предложения (-) 
    2). Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 
    3). Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) 
    4). Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 
    5). Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 
    6). Корень – это общая часть родственных слов (+) 

    - Вспомните, из чего состоят слова?

    - Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

    - Что вы знаете о корне?

    -Что вы знаете об окончании?

    - Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

    -  -Отгадайте загадку и запишите отгадку:

    Стоит весёлый, светлый дом.

    Ребят проворных много в нём.

    Там пишут и считают,

    Рисуют и читают.

    - Запишите слово-отгадку в тетрадь.

    - Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу, а девочку?

     (СЛАЙД 1 и 2)

    Школа, школьник, школьница.

    - Разберите данные слова по составу.

    - Все ли части слова  вы выделили?

    - Почему не смогли?

    - На какой вопрос же нам предстоит ответить сегодня на уроке?  

    - Какие есть предположения?

    - Как определить название этой части слова?

    СЛАЙД  3

    - Сформулируйте тему урока.

    - Какую цель определим на сегодняшний урок.

    - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

    СЛАЙД 4

    Упражнение 1.

    СЛАЙД 5

     

    -Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали,

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись,

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

     

    -  Давайте прочитаем в учебнике на стр.108 рубрику «Тайны языка».

    - Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?

    - Где эта часть находится?

     -Задайте друг другу вопросы  по новой теме.

    Упражнение 2 стр. 108

    -Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

    -Работаем в группах.

    - Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные   или одинаковые значения имеют эти  слова ? (работа по карточкам)

    -Какой вывод можно сделать? Для чего служат суффиксы?

     

    - Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

    - Удалось ли их решить?

    Игра « Кто прав?»

    1.Что такое суффикс?

    • Буратино сказал: «Суффикс-

    часть предложения»

    • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова»
    • Незнайка сказал «Суффикс- это слово»

    2.Где в слове стоит суффикс?

    • Буратино сказал: «В начале

    слова»

    • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
    • Незнайка сказал: «После окончания»

    3.Зачем нужен суффикс?

    • Мальвина сказала

    «Суффиксы образуют новые слова»

    • Незнайка сказал: «Просто так»

    - На какие вопросы вы не получили ответ на уроке?

     - На эти вопросы мы с вами постараемся ответить на последующих  уроках.

    -Оцените свою работу на уроке.

    Ученики проверяют готовность к уроку

    Записывают в тетрадях.

    Запись минутки чистописания

    Дети хлопают в ладоши, если высказывание верно и топают, если не верно.

    Высказывают свои предположения.

     

    - Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.

    - Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

    - Нет.

     Отгадывают загадку .

    Записывают в тетрадь и выделяют корень и окончание.

    -Нет.

    - Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили.

    -Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается?

    - Спросить у взрослых.

    - Прочитать в учебнике.

    - А я знаю, мне старший брат рассказывал о частях слова.  Часть слова, которая стоит за корнем и перед окончанием, - это суффикс.

     

    - Суффикс.

    - Постараться, как можно больше узнать о новой для нас части слова -  суффиксе.

    - Что такое суффикс.

    - Где находится.

    - Как обозначается.

    - Для чего служит.

     Знакомство с выводом.

    Дети выполняют упражнения согласно словам стихотворения.

     

     

     Чтение хором правила.

    - Суффикс

    -  После корня перед окончанием.

     Дети работают в парах.

    - Что такое суффикс?

    - Для чего он служит?

    - Где стоит в словах?

    - Как обозначается суффикс?

    Дети работают у доски и с комментированием. (два-три ряда слов)

     

    Дети работают в группах. Каждая группа получает своё задание.

    1 группа.

    Образуйте новые слова с помощью суффикса

    - ёнок-

    Лось – лосёнок

    Тигр – тир…

    Лиса – лис…

    Утка- ут…

    2 группа.

    Образуйте новые слова с помощью суффикса

    - иц-

    Волк -  волчица

    Тигр  - тигр…            

    Орёл – орл…

    Медведь - медвед…

    3 группа.

     Образуйте новые слова с помощью суффикса

    - ик-

    Дом – домик

    Рот – рот…

    Нос – нос…

    Гвоздь – гвозд

    - Суффиксы образуют новые слова.

    - Эти слова имеют разные значения.

    Дети дают ответ.

    Дети делают вывод.

    - Нет.

    Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

    Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

    Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

    - Потренироваться.

     

    Называют задачи урока.

    - Что такое суффикс.

    - Где находится.

    - Как обозначается.

    - Для чего служит.

    - Какое значение имеет.

    - Как найти суффикс в слове.

    - Почему суффикс так назвали.

    - Что будет, если суффиксов не будет.

    -Не все.

    - Почему суффикс так назвали.

    - Что будет, если суффиксов не будет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

    Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

    Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

    Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

    Презентация к уроку русского языка для 2ого класса по теме: "Части речи. Обобщение". ОП "Школа России"

    Презентация к уроку русского языка для 2ого класса по теме: "Части речи. Обобщение". ОП "Школа России"....

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Это слово и другое слово". УМК "Перспективная начальная школа"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Это слово и другое слово"....

    Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

    Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....