Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_suffiks.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.

Тема:  Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Цели урока: 

1.Формирование понятия о суффиксе, как значимой части слова; умения образовывать родственные слова с помощью суффиксов.

2. Развитие  орфографической зоркости,  фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, творческой активности; обогащение словарного запаса младших школьников.

3. Способствовать воспитанию интереса к предмету.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  2. Учебник «Русский язык» 2 класс. Т. Г. Рамзаева.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд 2)

- Прочитайте слова. – Почему они вместе? – Найдите букву, которая обозначает сонорный мягкий согласный звук.

Нос, лак, лён.

2. Минутка чистописания. (Слайд 3)

- Найдите закономерность и продолжите  цепочку букв.(Слайд 4)

лб   лв   лг   лд   лж   …   …   …

3.Повторение уже имеющихся знаний учащихся о приставках.  

Выборочный диктант.

 - Я буду называть слова, а вы должны записать в тетрадь только те из них, корень которых начинается на букву «л».

Полоть, лётчик, плыть, прилетать, молоко, плакать, летать,  лом, влетать, полевой, колокол, полдень.

- Прочитайте слова, найдите лишнее. – Почему вы так думаете?

- Докажите, что остальные слова – родственные.

- Обозначьте корень и основу слов.

- Что хранится в основе слова? (его смысл, значение)

-Какая часть слова придаёт этим словам разные смысловые оттенки? (приставки)

-Подтвердите свои ответы примерами.

Учитель обобщает ответы детей: эта часть слова – приставка. Именно приставки придают особую выразительность глаголам: указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявлений.

- Вам предстоит поработать в парах: запишите в тетрадь все известные вам приставки. Учащиеся работают в парах, затем представляют результаты своей работы, дополняют и уточняют ответы друг друга.

4.Актуализация уже имеющихся знаний. (Слайд 5)

          - Рассмотрите таблицу. – Подумайте, какую букву надо вписать в каждую из строк

           …оре, …ист, …ипа, …рис, …ота, …том оре, аист, липа, ирис, нота, атом)

         - Составьте из букв слово. (Слайд 6) (Малина)

Учитель предлагает детям объяснить значение слова малина. Учащиеся дадут                                                 разные ответы. (Слайды 7-8)

Малина -  кустарниковое ягодное растение.

Малина – душистые, сладкие, обычно красного цвета ягоды.

- Попробуйте объяснить  происхождение этого слова. (Слайд 9)

Одни учёные связывают происхождение слова малина с корнем мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила имя за свой малиновый  цвет.

- Когда так говорят? (Слайды 10-11)

Не жизнь, а малина.

Малиновый звон.

5. Создание проблемной ситуации. (Слайд 12)

- Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)

- Запишите слово в тетрадь.

- Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник)

- Что вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные). – Докажите.

-Какое слово помогает объяснить смысл слов малинка и малинник? (малина)

- Выделите корень в этих словах.

Учитель предлагает детям невыполнимое задание.

 - Обозначьте приставки.

- Почему не смогли выполнить задание? (в словах нет приставок)

- Почему? (приставки пишутся перед корнем)

Формулирование проблемы.

- А как  же мы смогли образовать  новые слова?

 –Что предстоит выяснить на уроке?  (Слайд 13)

- Какие у вас есть версии? (учащиеся предлагают разные версии).

6. Поиск решения. Открытие нового знания.

Если  учащиеся не дадут правильного ответа на вопрос, учитель предлагает обратиться к учебнику.

- Как же называется новая часть слова? Ответ фиксируется на доске. (Слайд 14)

7. Применение нового знания.

- Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.
(Гриб)  Слайд 15)

- Запишите.   - Как скажут про маленький гриб?  - Выделите корень, обозначьте часть слова, с помощью которого мы образовали новое слово. -  Как она называется?

- А сколько суффиксов в русском языке?

- Давайте соберём «копилку» суффиксов. А для этого нам предстоит выполнить ещё одно задание.(Слайд 16-17)

ГОРА - ГОРКА,

ПОЛЕ – ПОЛЮШКО,

МЯЧ – МЯЧИК,

ЛЕС – ЛЕСОК,

СОМ – СОМИЩЕ,

ГОРОД – ГОРОДОК,

СЛОВО – СЛОВЕЧКО.

-Запишите пары родственных слов, выделите корни и суффиксы.

(Слайд 17) Учащиеся называют суффиксы, учитель фиксирует их на доске.

Самостоятельная работа.

1) Образуйте с помощью суффиксов новые слова.

 Звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

2)Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. (Слайд 18)

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.

3) Работа с текстом. (Слайд 20)

НАЧАЛО  ТЕКСТА

Все ж.вотные ран.ше были дикими. Усилия людей сделали их д.машними. Рядом с ч.ловеком ж.вут  …,  …,  …   .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ТЕКСТУ
Лошад.   п.р.возит грузы.

От к.ровы п.лучают м.л.ко.

С.бака ст.рожит д.бро.

8. Итог урока. (Слайд 20)

- С какой частью слова познакомились?  

 -Какую роль играет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Урок русского языка 3 класс Слог как часть слова

Урок русского языка в коррекционной школе 3 класс Слог как часть слова...