Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Григорьева Елена Дмитриевна

    На уроке в увлекательной форме даются основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, дается понятие "цитата". Работа организована таким образом, что ученики получают новые знания путем собственных исследований.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

    Тема: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Образовательная система «Школа 2100».

    Автор учебников: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

    Цель урока:

    1.Расширить представление о предложениях с прямой речью (конструкция « слова автора + прямая речь»,  «прямая речь + слова автора»)

    2. Повторить типы предложений по цели высказывания, вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    3. Познакомить с оформлением цитаты на письме.

    4.Развитие умения пунктуационно оформлять такие предложения.

    Методы:

    -Иллюстративный

    - Проблемный

    -Беседа

    -Диалог

    -Самоконтроль

    - Рефлексия

    Технологии:

    Проблемное обучение;

    Системно-деятельностный подход;

    Формы организации детей:

    • Коллективная (в парах)
    • Индивидуальная
    • Самостоятельная
    • Приемы исследовательской работы: наблюдения с использованием технических средств обучения и формирование соответствующих выводов.

    Формы организации работы учителя:

    • Объяснение
    • Наблюдение за работой учащихся
    • Анализ работы учащихся
    • Дифференциация заданий
    • Контроль  за выполнением заданий

    Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальная доска, карточки с символами, смайлики к этапу рефлексии.

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Девиз урока  - слова древнеримского писателя Петрония:

    «Чему бы ты ни учился,

    Ты учишься для себя».

    - Как вы понимаете эти слова?

    2. Чистописание. Орфографическая минутка.

    Работа в тетрадях по чистописанию авт. М.А. Яковлева.  стр. 18

    На доске и в тетрадях записаны буквы, слова, предложение:

    И Из Ик Им Иб

    Ишимова Александра Иосифовна

    Пушкин писал Ишимовой: «Сегодня я нечаянно открыл вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался».

    - Прочитайте    текст упражнения по чистописанию.  Кому знакомо имя Ишимовой? Где мы узнали  о ней? ( в учебнике  литературного чтения). Что мы узнали? (Написала для детей  15 книг, издавала первые журналы  для девочек. Написала книгу «История России в рассказах для детей». Современница Пушкина).

    - Что можно сказать об отношении А.С. Пушкина к этой книге?

    - Определите задачу по чистописанию для себя самостоятельно.

    Пропишите упражнения.

    Докажите, что  перед союзом «и» в этом случае не должна стоять запятая. (Графическое обозначение. Выделение грамматической основы и однородных сказуемых).

    Проверка  работы на доске первого ученика.

    3. Актуализция знаний.

    - Над чем мы работаем последние уроки?

    - Какие виды предложений вы знаете?

    - Чем могут быть осложнены простые предложения?

    - Чем сложные предложения отличаются от простых?

    - С какими видами предложений познакомились на последних двух уроках? (Предложения с прямой речью) Из каких частей оно состоит? (Прямая речь и слова автора).

    - Что такое прямая речь? (Передача слов говорящего точно, без изменений)

    Графический диктант «Говорящие знаки»

    - Запишите в тетради только знаки препинания  и  схемы предложений, которые я буду вам диктовать.

    1. Прямая речь заключается в..

    2. Первое слово прямой речи  пишется..

    3. После слов автора перед прямой речью ставится…

    4. После прямой речи перед словами автора ставится…

    5. Чернушка захлопала крыльями и взлетела к нему на кровать.

    6. Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила.

     

    7. «Каких рыцарей?» - спросил Алёша.

     

    8. Министр шепнул ему на ухо: «Говори смело, Алёша!»

     

      - Кто  узнал произведение, из которого я взяла эти  строки? (Антоний Погорельский «Черная курица»).

    Проверим работу на слайде.

    Подведение итогов. Определение пробелов, пути  их преодоления (повторить правила, потренироваться в составлении схем предложений, быть внимательнее…).

    - проверьте схемы предложений с прямой речью,  составленные из карточек (ученик 3)

    4. Проверка домашнего задания.

    Домашнее задание – Упр. № 93. Сочинение «Что сказала мама».

    Выборочное чтение сочинений.  Проверка постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    5. Определение задач урока.

    - Как вы думаете, тема «Прямая речь» нами уже  изучена? Есть ли еще новые знания по этой теме? Чем следует нам заняться сегодня на уроке? (отработать умения писать такие предложения, наверное, есть еще какие-то новые знания).

    6. Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    а)  Устная работа  со слайдом. На нем текст:

    Князь Гвидон зовёт их в гости

    Их он  кормит и поит

    И ответ держать велит

    Чем вы, гости, торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    - Определите недостающие знаки препинания.

    После объяснения учащихся знаки появляются на слайде.

    Здравствуй, князь  ты мой прекрасный!

    Что ты тих, как день ненастный?

    Опечалился чему?

    Говорит она ему

    б) Письменная работа.

    На доске  предложение:

    «Мы объехали весь свет.

    За морем житьё не худо,

    В свете ж вот какое чудо».

     - Согласны ли вы с постановкой знаков препинания?   Почему? (Нет. Потому что нет слов автора).

    - Добавьте слова автора. На кого указывают они? (На корабельщиков). Как будут звучать слова автора? (Корабельщики в ответ).

    - Запишите получившееся предложение. Составьте его схему.  

    Проверка работы.

    Аналогично проводится работа со следующим отрывком, в котором слова автора стоят после прямой речи.

    - Чьи это слова?

    «Только, полно, правда ль это?»

    (Князь со страхом ждёт ответа)

    - Из какого произведения эти строки? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

    Подведение итогов.

    - Кто чувствовал себя уверенно? Кто не ошибался?

     –Кому нужно быть внимательнее? Повторить правила? Потренироваться?

    7. Физминутка.

    8. Знакомство с цитатой.

    - Какие глаголы  мы употребляли в  словах автора? («сказал», «ответил», «спросил», «возразил»).  На какую речь они указывают – на устную или письменную? (на устную).

    - Вернемся к предложению, которое мы записали в минутке чистописания. Похоже ли оно на предложение с прямой речью?  (да).

    -  Можно ли определить две части такого предложения – слова автора и собственно прямую речь? (да).

    - Прочитайте слова автора, прямую речь.

    - Назовите знаки препинания, которые вы употребляете в предложениях с прямой речью. (« »  :)

    - Чем отличается это предложение от  знакомых уже нам?  (Автор слов не говорил, а писал).

    - Такое предложение называется ЦИТАТА.

    - В учебниках у нас нет определения этого слова. Где посмотреть его значение? (в толковых словарях). Откройте толковые словари на стр. 154, найдите объяснение слова.

    - Когда мы будем строить предложение в форме цитаты?  

     (Когда читаем слова великих людей, знаменитых писателей и поэтов)

     Обращение к девизу урока.

    - Давайте попробуем записать в виде цитаты слова древнеримского писателя Петрония. Запись предложения: (замена слова  «писатель» или замена слова «писал»)

    Древнеримский учёный (философ) Петроний писал: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

    Тренировочное упражнение № 95. Запись предложений по выбору  в виде цитаты.  

    9. Подведение итогов урока.

    1) Живая картинка

    - Постройте предложение с прямой речью, когда слова автора стоят в начале предложения, а прямая речь должна быть повествовательным и восклицательным предложением;

    Вопросительным и невосклицательным  предложением.

    - Постройте  предложение с прямой речью, когда слова автора стоят после прямой речи, а прямая речь должна быть повествовательным и невосклицательным предложением.

    - Цитату.

    2) Найди ошибку в моих высказываниях:

    - Прямая речь всегда стоит после слов автора.

    - Прямая речь заключается в скобки.

    - После слов автора перед прямой речью ставится тире.

    10. Рефлексия.

    - Кто чувствовал себя сегодня на уроке уверенно? Кто может себя похвалить? Кому скажем «спасибо» за урок? Кому было сложно?

    11. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Выписать из сказок А.С. Пушкина 2 предложения с прямой речью разных видов. Записать высказывание  знаменитого писателя или поэта в виде цитаты.  

    Индивидуальная работа у доски:

    -с текстом по чистописанию работает один ученик. Задание: выделить в тексте все знакомые орфограммы

    -второй ученик выполняет у доски фонетический разбор слова «история»

    - третий ученик из карточек конструирует схемы предложений с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью и после нее

    -задание повышенной сложности – работа в парах: (на индивидуальной доске работают 2 ученика), проверяет работу третий ученик: составить предложения с прямой речью, где прямая речь – побудительное восклицательное предложение; вопросительное невосклицательное предложение.

    Самооценка

    У доски работает один ученик.

    Самопроверка  по эталону на слайде.

    Самооценка в тетради.

    Учащиеся устно объясняют постановку недостающих знаков препинания.

    У доски работает один ученик.

    У доски работает второй ученик.

     Читает ученик

    На доске работает ученик.

    Самостоятельная работа.

    Дети одного ряда выстраиваются с карточками, на которых знаки препинания и буквы П и А

    На доске смайлики


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

    Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

    В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

    Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"

    Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...

    Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"

    Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...

    Презентация к уроку русского языка по программе «Школа 2100» на тему: «Предложения с прямой речью», 4 класс.

    Презентация содержит материал к уроку на тему "Предложения с прямой речью" Это урок открытия нового знания, который составлен в соответствии с требованиями к современному уроку. Основные этапы работы:...

    презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

    Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

    Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...