Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"
    презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

    Абрамова Мария  Павловна

    Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok._4_kl.rar25.35 КБ
    Файл russkiy_yazyk._otkrytyy_urok_4_kl.rar404.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»

    Открытый урок по теме:

    «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

    (  ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

    Провела: Абрамова М.П.

    учитель начальных классов

                                                                                             2014 г

    РУССКИЙ ЯЗЫК.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. Урок 42 (46).  10.11.14 г

    Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

     Приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД, ТОУУ

    Ι. Актуализация знаний.

    1     3   1             1. Языковая разминка. (Карточки, слайд 2)

    - Зачем мы изучаем русский язык? Мы знаем уже много орфограмм, сейчас будет работа на листочках. Прочитайте слова, которые там написаны. В этих словах спрятались разные орфограммы, вы их должны найти и графически обозначить.

    Пирог, июнь, Анна, удочки, карман, житель, кусочки, стена, рычат, чищу.

    ( 12 орф.)

    2. Словарная работа. (Слайд 3)

    Вдвоём, карнавал, рояль, иметь в виду, коридор, пожалуйста, выразительный, традиция.

    Знакомство с новым словом:  цитата (стр. 92)

    1. – Что такое цитата? ( толковый словарик стр. 154)
    2. Запись слова в тетрадь.

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Какой был уровень задания?

    – Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    – Какую отметку ты бы себе поставил?

     Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    - Вспомните и запишите схемы предложений с прямой речью.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    II. Формулирование проблемы.

     1  3  3  

    – Прочитайте. Что записано на доске (слайде)?

    «Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь». (К. Паустовский)

    – Это цитата. Что такое цитата? (Дети вспоминают определение, с которым встречались на уроках литературного чтения в 3-м кл. в учебнике «В одном счастливом детстве», I часть.)

    – Можно ли записать цитату в виде предложения с прямой речью?

    Попробуем ответить на этот вопрос.

    – Давайте составим план урока.      

                     План.

    1.Вспоминаемто, что знаем.

    2.Решаем проблему, открываем новые знания.

    3.Применяем новые знания. Развиваем умения.

    - К концу урока каждый себе должен поставить какую цель?

    – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    III. Открытие новых знаний.

    Физминутка

    4  5   6  3  1  3        1. Наблюдение по учебнику.   Упр. 94.стр. 90-91

    Ученики читают текст, отвечают на вопросы в задании.

    – Прочитайте цитату из книги Н.В. Гоголя.

    – Уточните по толковому словарю учебника, что такое цитата.

    – Прочитайте предложение с цитатой. Как оно оформлено? (Как предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.)

    – Какие слова вводят цитату? Что они обозначают? (Речь, мысли.)

    – Сделайте вывод, как оформляется цитата на письме.

    Вывод.

    - Вернёмся к словам Паустовского и запишем их в виде цитаты.

    «Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь»,- писал  К. Паустовский.

    - Проблему решили и переходим к следующему пункту плана.

    2. Запись цитаты из произведения К. Паустовского в виде предложения с прямой речью (из упр. 95).

    У доски работают два ученика, один записывает так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, а другой – до слов автора.

    IV. Развитие умений.

    1. 4   5   6   1  3             1. Работа в учебнике.

    1. Упр. 95 выполняется по заданию и образцу в учебнике, возможно выполнение по выбору или по вариантам.

    2. Упр. 96 – развивается умение находить цитаты в художественном тексте и оформлять их в виде предложений с прямой речью.

    Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.

    -  Выпишем цитаты известных людей о значении книги в жизни человека.

    Открываем учебник чтения на странице 40.  Ярослав Мудрый любил читать книги, часто читая днем и ночью, говорил мудрые слова о книгах.

    стр. 41 – Владимир Мономах писал в своём «Поучении»: « Дети мои или иной кто, слушая  …»

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил?– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    2. Объяснительный диктант. ( доп. мат)

    Мы часто говорим: «Время истекло. Сколько воды утекло».

    Оказывается, между водой и временем есть связь. Много лет назад люди придумали водяные часы. В сосуд они наливали воду. Время исчислялось по воде, которая вытекала из отверстия. Так время текло.

    – Выполните схемы предложений:

    I вариант: с прямой речью.

    II вариант: сложное предложение.

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил?– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре.

    V. Итог урока.

    4  4

    Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения?

    Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

    VI. Домашнее задание.

    1. Н Упр. 97 (две цитаты).( Упр 1 стр. 95)

    2. П Упр. 3, с. 96.

    Урок 47.

    Тема: Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложении с прямой речью.

    Урок повторения и обобщения, который включён в календарно-тематическое планирование при пяти уроках в неделю. Этот урок учитель планирует самостоятельно, подводя итоги по теме, отрабатывая умения и формируя навыки, исходя из особенностей классного коллектива.

     



    Подписи к слайдам:

    Орфографическая зарядка.
    П
    и
    ро
    г
    , июн
    ь
    ,
    А
    нн
    а,
    удо
    чк
    и, к
    а
    рман,
    жи
    тел
    ь
    , кусо
    чк
    и, ст
    е
    на, ры
    ча
    т, чи
    щу
    .
    Д/З
    Упр. 97 (две цитаты
    ) стр. 92
    П
    Упр. 3,
    с.96
    .


    «
    Запись цитаты в виде предложения с прямой
    речью»
    Составила: Абрамова М.П.,
    у
    читель начальных классов
    МОУ «СОШ с. Тёпловка»
    «
    Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь
    ». (
    К.Паустовский
    )
    Упр. 94 стр. 90 -91
    Словарная работа.

    Вд
    воём
    , к
    а
    рн
    а
    вал, р
    о
    яль, иметь в
    виду
    , к
    о
    р
    и
    дор, п
    о
    жалуйста, выр
    а
    зительный, тр
    а
    диц
    и
    я.
    Интернет ресурсы.
    Фон для презентации –
    Картинки –
    Портреты писателей -
    http://yandex.ru/images/#!/
    images/search?
    http://yandex.ru/images/#!/
    images/search?
    http://yandex.ru/images/#!/
    images/search?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

     Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

    Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

    Урок русского языка в 4 классе. (ОС"Школа 2100")...

    Урок по русскому языку по теме: "Знаки препинания в предложении с прямой речью".

    Урок  русского  языка в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Оборудован...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

    В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

    Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

    Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

    Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...