Главные вкладки

    Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Порожская Екатерина Алексеевна

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".

    Тип урока: Урок применения знаний и умений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Составитель:

    Порожская

    Екатерина Алексеевна,

    Овсянникова Татьяна Эйнаровна,

     учителя начальных классов

    МОУ Финно-угорская школа

    Петрозаводск, 2015

    Предмет: Русский язык

    Тема урока: «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью».

    Класс: 4 класс.                                                                                                                                         

    Дата проведения урока: 13.11. 2015 года.

    Цель:  Развитие умения находить цитату в тексте, оформлять её в виде предложения с прямой речью, включать цитаты в собственную речь.

    Задачи:

     1) Формировать умение записывать цитаты в виде предложения с прямой речью.

    2) Развивать умение применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

    3) Воспитывать трудолюбие, умение слушать и понимать других.

    Тип урока: Урок применения знаний и умений.

    Оборудование: компьютерная презентация, карточки для работы в парах, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, доска.        

    Технология проведения

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Обучающие и развивающие каждого этапа

    Диагностирующее задание каждого этапа

    I этап

    Организационный момент.

    Цель: Проверка готовности  обуч-ся, настрой на работу.

    Приветствие учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. Создание эмоционального настроя на урок.

    (1 слайд) Здравствуйте, дорогие гости! Я рада видеть вас. Ребята, повернитесь, улыбнитесь нашим гостям, глазками поздоровайтесь. Теперь мы готовы начать наш урок.

    Могут даже у ребят

    Сбыться все желания,

    Нужно только, говорят,

    Приложить старание.

    Коммуникативные УУД.

    II этап

      Актуализация опорных знаний.

    Запись на доске и в тетради, производят самооценку, взаимооценку.

    -Карельский орнамент, Заонежская (карельская вышивка. Ленточка, поясок.)

    -На сарафане у карельской девушки.

    -Картина называется «Айно», карельская художница Тамара Юфа.

    -Найти и исправить ошибки.

    (Исправление ошибок, взаимопроверка в паре).

    Проверка работы ученика у доски.

    Оценивание своей работы.

    Массаж рук.

    Айно (сестра колдуна, знала заклинания), превратилась в рыбу и уплыла подальше от старого жениха.

    Давайте подготовим руку к письму (поглаживание, колечки, упражнение «Я здороваюсь везде…»).

    Откройте тетради. Пропустите 2 строки вниз от последней записи, запишите сегодняшнее число. Классная работа.

    Перед вами лежат карточки. Возьмите широкую полоску, переверните. Что это? На что похоже?

    В течение одной минуты украсьте ленту красным фломастером. Отложите ленточку. Вот, что должно получится. Когда вы закончите задание.

    (2 слайд)

    У кого мы могли видеть такой орнамент? (3 слайд)

    Сегодня на уроке нам будет помогать эта карельская девушка. Может кто-нибудь знает ее имя и имя художника?

    Доска

    1 задание  вначале урока Айно хотела бы проверить, как хорошо вы знаете словарные слова. Найдите на парте квадрат и переверните его. Кто мне скажет, какое задание мы можем выполнить?  1 ученик выходит к доске. Проверьте работу ____, все ли согласны?

    Покажите сигнальными карточками, как вы справились с заданием.

    Коммуникативные УУД.

    Регулятивные УУД

    Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 

    -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    III этап

    Формулировка темы урока, постановка цели. Цель: организовать формулирование темы урока детьми, организовать постановку цели детьми.

    Называют пословицы, поговорки. фразеологизмы со словарными словами.

    Отгадывание пословицы.

    Так говорят, когда хотят похвалить за хорошую работа или отметить высокое мастерство.

    -Предложение.

    -Простое, сложное, предложение с прямой речью.

    -Слова автора, прямая речь.

    У доски два ученика составляют схемы предложений и проговаривают устно.

    А: «П.»

    «П,»»-а.

    -Составить предложение прямой речью

    Взаимопроверка.  Рисуют на полях кружочек. Сигнальные карточки.

    Всякая работа мастера хвалит.

    Пословица гласит.

    Тема урока:

    «Запись цитат в виде предложения с прямой речью».

    Научиться…

    Ребята, предлагаю вам вспомнить пословицу, поговорку, фразеологизм с одним из словарных слов.

    (4 слайд, 1 щелчок)

    Айно предлагает вам свою пословицу. Отгадайте ее.

    Запишите пословицу в тетрадь.

    (4 слайд, 2 щелчок)

    Как вы ее понимаете?

    Ребята, как можно по-другому назвать эту запись?

    Какие виды предложений вы знаете?

    Чем отличается от простого предложения предложение с прямой речью? Сколько схем предложений с прямой речью мы можем составить?

    Что мы можем сделать с пословицей?

    Какие мы можем употребить слова автора, если это пословица. Мы же не знаем говорящего?

    Запишите 1 предложение с прямой речью на выбор.

    (6 слайд)

    Сформулируйте

    на основе выполненного задания.

    Проверьте друг друга. Оцените на полях.

    Сформулируйте тему нашего урока на основе выполненного задания.

    Сформулируйте цель урока. (7 слайд)

    Коммуникативные УУД

     -Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД

    -Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке. -Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

    Коммуникативные УУД

    -Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Познавательные УУД

    -Уметь находить ответы на вопросы, использовать свои знания и информацию, полученную на предыдущем уроке.

    Регулятивные УУД

    -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    IV этап

    Работа по теме урока

    Цель: Закрепить

    Правописание предложений с прямой речью.

    Учащиеся составляют цитату, оформляют на листе в виде предложения с прямой речью. Представляют и объясняют смысл.

    Чтение сказок, запись 2 предложений в тетрадь.

    У доски 3 ученика.

    Проверка.

    Ответы на вопросы

    Достаньте, пожалуйста, из папки конверт.

    Работать будем в четверках. Это задание для вашей группы.

    Давайте вспомним правила работы в группе. (8 слайд)

    Открывайте конверт. Для вас есть там задание. Прочитайте все внимательно. На выполнение задания 3 минуты.

    Сказки:

    «Давным-давно жили в деревне Киндасово мужики, киндасовцы, стало быть. Жили они славно, все дела справляли, да только вот беда – никто у них толком не знал, когда за какую работу следует браться, когда кончать...» С этих строк начинаются многие сказки-анекдоты про жителей деревни Киндасово.

    А знаете ли вы что-нибудь про Киндасово? Откуда такое название? Где находится?

    Прочитайте сказку-анекдот про киндасовских мужиков и выпишите 2 предложения с прямой речью: 1-ое начинается со слов автора, 2-ое с прямой речи.

    Коммуникативные УУД

    -Уметь работать в группе.

    -Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    -Развивать умение слушать и понимать других.

    -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    -Оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные УУД.

    Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

    Регулятивные УУД

    -Развивать умения работать с учебным материалом.

    -Уметь находить ответы на поставленные вопросы, использовать свои знания.

    V этап

    Контроль

    На карточке отметить лишь цифры.

    Самооценивание:

    0 ошибок- «5»

    1 ошибка-«4»

    Других отметок быть не может.

    Карельская народная сказка «Черная уточка».

    (13 слайд)

    Прочитайте предложения на слайде. Знакомы ли вам эти герои? Это произведение?

    Со всем ли вы согласны?

    Вставьте в таблицу номер предложения, которое подходит к схеме предложения.

    Познавательные УУД.

    -Уметь находить ответы на вопросы. используя свои знания.

    -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД.

    -Развивать умения работать с учебным материалом.

    -Осуществлять самооценку и самоконтроль.

    VI Этап

    Рефлексия

    Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним тему урока. Достигли мы цели ,которую сегодня ставили?

    Покажите сигнальными карточками, кто как ощущает.

    (15 слайд)

    Выберете одну фразу и продолжите ее.

    Регулятивные УУД.

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    VII Этап

    Домашнее задание по выбору

    1. Найти 3 пословицы, поговорки, цитаты и записать в тетрадь в виде предложения с прямой речью.

    2.Сделать карточку (упражнение) для одноклассника по теме урока.

    3.Прочитать карельскую сказку «Чёрная уточка» и выписать 3 предложения с прямой речью.

    Спасибо всем за работу!



    Предварительный просмотр:

    Информационная справка:

    Киндасово - небольшая карельская деревня на берегу реки Шуя в 12 км от поселка Пряжа – административного центра Пряжинского района. Известно мнение, что впервые село упоминается в письменных источниках в 1496 году. Это почти на 100 лет раньше, чем упоминание о Пряже.

    Название деревни Киндасово происходит от карельского слова «киннас», что означает «рукавица для работы».

    Киндасовцы, как и вообще карелы, народ веселый и гостеприимный. Но отличительная черта жителей этой деревни – бережное отношение к шуткам, былям, небылицам, хранимым с давних времен, способность посмеяться над собой. Они охотно рассказывают о забавных происшествиях, якобы случившихся с их предками, но обязательно добавляют при этом: «Было это очень давно, еще нашим прадедам рассказывали их деды и отцы».

    Сказки о глупцах пользуются большой популярностью у многих народов. Русское Пошехонье, болгарское Габрово, шведское местечко Седерталь близ Стокгольма и многие другие известны всему миру, как города чудаков и юмористов, о жителях которых рассказывают анекдоты. В Финляндии героями подобных сказок были обитатели Хеме, а в Карелии – киндасовцы. Так уж повелось: в Киндасово жили веселые, немного глуповатые и наивные мужики, которые всегда спорили с пряжинскими - кто умнее и проворнее, у кого рыба крупнее, а коровы толще.

    Уже четверть века Киндасово является символом карельского юмора и деревенского фольклора. С 1985 года, в третье воскресенье июня в деревне Киндасово ежегодно проводится сельский фольклорный праздник юмора или Фестиваль народного юмора под открытым небом. На праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран.

    «Давным-давно жили в деревне Киндасово мужики, киндасовцы, стало быть. Жили они славно, все дела справляли, да только вот беда – никто у них толком не знал, когда за какую работу следует браться, когда кончать...»



    Предварительный просмотр:

    Как киндасовцы в Питер поехали.

    Собрались киндасовские мужики в Питер за товаром. Поехали. Целый день едут. Вечером попали в деревню, заехали на постоялый двор переночевать. Говорят меж собой:
    - Давайте поставим сани оглоблями вперёд, в сторону Питера, чтобы утром не гадать, в какую сторону ехать!
          Так и сделали. А деревенский парень услышал этот разговор и вздумал подшутить над проезжими. Как только они заснули, повернул все сани в обратную сторону. Утром запрягли мужики лошадей и поехали дальше. Проезжают мимо деревушки. Вот один и говорит:
    - Да вроде мы эту деревню вчера уже проезжали?
    - Мало ты ездил по свету, потому и не знаешь, много одинаковых деревень бывает! - отвечает другой.
    Едут дальше. К мосту подъезжают. Опять один и говорит:
    - Это, вроде, наш мост.
    - Мост на мост бывает похож, не один наш мост на свете! - возражают ему.

    Въезжают в деревню. Уже и остальные засомневались.
    - Очень уж эта деревня на нашу смахивает. Ещё дом - точно как мой!
    А самые упрямые не сдаются:
    - Много таких деревень вокруг, и дома есть одинаковые!
    - Да вон на берегу женщина полощет бельё, как две капли воды похожа на мою жену!
    - Много на свете одинаковых женщин! - И мимо проехали.
    Услышала женщина их речи да как закричит:
    - Ах вы, непутёвые, дурни бестолковые, что ж это обратно возвращаетесь, да ещё вздумали мимо своей деревни проехать?
         Тут уж они поверили, что в свою деревню вернулись. Знать, кто-то подшутил над ними. Больше они в Питер не ездили.

    Как киндасовцы лодку строили.

    Стали киндасовцы лодку шить. Лето близится, рыбу ловить надо. Мастерят на сарае. Вот и готова лодка. Давай испытывать, сколько человек она выдержит. Сели десять человек - выдерживает, двадцать - выдержала. Девяносто - тоже выдержала. Девяносто девять человек забралось в лодку- всех выдержала! Пришёл ещё один мужик, сотый. А на сарае балки были гнилые, переломились, они все и полетели вниз.
    Говорят:
    - Эта лодка может выдержать только девяносто девять человек, не больше!
           Спустили они весной лодку на воду. Все мужики и прыгнули в неё разом. Лодка хлебнула воды одним бортом, другим - и пошла ко дну. А плавать никто не умел, все и утонули, бедняги.

    Киндасовские мужики народ трудолюбивый, исполнительный. Да вот беда, не всегда они знали, чем заняться. Вот и ходили в соседнюю деревню узнавать, что тамошние крестьяне делают. Посмотрят и сами за ту же работу принимаются и уж делают всё по совести.
         Вот как-то в середине зимы пошёл парень из Киндасово в соседнюю деревню. Идёт по озеру и видит, как мужик золу на лёд сыплет, чтобы лёд быстрее растаял, мережу хочет ставить.
          Спросил парень мужика, что он делает. А мужик решил подшутить над ним и говорит:
    - Ты что, не видишь, овёс сею, быстрее прорастёт, а весной урожай соберу!
           Побежал парень к себе в Киндасово, рассказал, что видел. Все обрадовались - урожай раньше соберут. И посеяли весь овёс в снег. Весной ни семян, ни урожая!

    Как киндасовцы рыбу удили.

    Однажды два мужика из деревни Киндасово, Ховатта да Матти, собрались на рыбалку. Дело было летом. День жаркий, солнечный. Сели они на плот, добрались до середины озера и закинули удочки. Сидят, ждут, когда клюнет. Жарко. Захотели они пить. Ховатта говорит:
    - Матти, я пить хочу!
    Отвечает Матти:
    - Потерпи, воды нет.

    Сидят удят. Уже и удить стало невмоготу. А как ещё плеснёт рыбка по воде, так они только пересохшие губы облизывают.
    - Пить! - снова говорит Ховатта.
    - Да где же воду возьмёшь? Нет её!
    Уж так пить хотят, что и удить не могут, сил нет. Легли на плот. Матти ещё говорит что-то, а Ховатта и говорить не может, всё во рту пересохло, язык не ворочается.
    - Теперь,- говорит Матти,- мне и рыбы не надо, только бы глоток воды найти.
    А Ховатта мычит что-то в ответ, не разобрать.
    Поднялся небольшой ветерок, воду рябит, и плот потихоньку к берегу гонит. Прибило плот к берегу, а они всё лежат, встать не могут. Кафтаны намокли, но они ничего не чувствуют.
    Идёт по берегу мужик, подходит к ним, удивляется:

    - Что за чудо, два здоровенных мужика лежат на плоту и не встают? Что вы тут лежите?
    - Да пить,- говорит Матти,- хотим до смерти, не можем с места сдвинуться!
    А Ховатта лишь головой кивает.
    - Так чего же не пьёте?
    - А где воду взять?
    - Да наклоните вы свои головы и пейте досыта! Напились они, легко им стало. Поблагодарили прохожего и пошли по домам.



    Предварительный просмотр:

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»

    «П,»- а.

    А: «П.»

    А: «П!»

    А: «П…»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Добро пожаловать в нашу гостеприимную школу ! Учитель: Порожская Екатерина Алексеевна Учащиеся 4 «В» класса

    Слайд 5

    Всякая ______ ______ хвалит. работа мастера

    Слайд 7

    «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью» Тема урока:

    Слайд 8

    1. Говори тихо. 2. Выслушай мнение товарища до конца. 3. Не перебивайте друг друга. 4. Будь вежлив и сдержан. 5. Никто не должен остаться без дела. 6. Выберете выступающего. Правила работы в группе:

    Слайд 11

    д.Киндасово (кар.яз. « kinnas »- рукавица)

    Слайд 13

    Сегодня на уроке я… Я узнал… У меня лучше всего получалось... Мне понравилось… Я испытывал затруднения… После урока я бы хотел (-а)…

    Слайд 14

    Домашнее задание (по выбору): 1. Найти 3 пословицы, поговорки, цитаты и записать в тетрадь в виде предложения с прямой речью. 2. Сделать карточку (упражнение) для одноклассника по теме урока. 3. Прочитать карельскую сказку «Чёрная уточка» и выписать 3 предложения с прямой речью.

    Слайд 15

    Спасибо за работу!



    Предварительный просмотр:

    1 группа:

    Дружба довольствуется возможным, не требуя должного. (Аристотель)

    Труд в наше время — это великое право и великая обязанность. (Гюго Виктор)

    2 группа:

    Глаза дружбы редко ошибаются. (Вольтер )

    Великих людей питает труд. (Луций Сенека)

    3 группа:

    Истинный друг познается в несчастье. (Эзоп)

    Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано. (Сократ)

    4 группа:

    Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
    (Лев Николаевич Толстой)

    О деле суди по исходу. (Овидий)

    5 группа:

    Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его. (Бенджамин Франклин)

    Всякий вид работы приятнее, чем покой. (Демокрит)

    6 группа:

    Для людей работа является наслаждением. (Эзоп)

    Без товарища никакое счастье не радует. (Луций Сенека)

    Справочный материал:

    Аристотель (384 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, философ

    Виктор Мари Гюго (1802-1885 г.г.) - французский писатель

    Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778 г.г.)- великий французский писатель, поэт, философ.

    Сократ (399 г. до н.э.) - древнегреческий философ

    Луций Сенека ( 65 г. н.э.) – римский философ.

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910 г.г.)- один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

    Овидий (43 г. до н.э.) – древнеримский поэт.

    Бенджамин Франклин (1706- 1790 г.г.) –политический деятель, дипломат, писатель в США.

    Демокрит Абдерский (ок.460 г. до н.э.) –древнегреческий философ.

    Эзоп (ок. 600 г. до н.э.) - полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец.

    Справочный материал:

    Аристотель (384 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, философ

    Виктор Мари Гюго (1802-1885 г.г.) - французский писатель

    Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778 г.г.)- великий французский писатель, поэт, философ.

    Сократ (399 г. до н.э.) - древнегреческий философ

    Луций Сенека ( 65 г. н.э.) – римский философ.

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910 г.г.)- один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

    Овидий (43 г. до н.э.) – древнеримский поэт.

    Бенджамин Франклин (1706- 1790 г.г.) –политический деятель, дипломат, писатель в США.

    Демокрит Абдерский (ок.460 г. до н.э.) –древнегреческий философ.

    Эзоп (ок. 600 г. до н.э.) - полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

    Урок русского языка в 4 классе. (ОС"Школа 2100")...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

    Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

    В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

    Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"

    Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...

    Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

    Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...