КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам.

 

Задачи

  • Образовательные задачи:

1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопросы кто? и что?

2) Развивать умение ставить вопросы к словам-названиям.

3) Развивать умение работать с деформированным текстом.

4) Развивать умение работать со схемами слов и предложений.

  • Развивающие задачи:

Закреплять орфографические умения:

а) написание слов с непроверяемыми написаниями;

б) работа с изученными орфограммами.

  • Воспитательные задачи:

1) Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

2) Воспитывать умение оценивать чужой труд.

3) Воспитывать умение видеть свои и чужие ошибки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами,

отвечающими на вопросы кто? что?»

Класс: 2

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам.

Задачи

  1. Образовательные задачи:

1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопросы кто? и что?

2) Развивать умение ставить вопросы к словам-названиям.

3) Развивать умение работать с деформированным текстом.

4) Развивать умение работать со схемами слов и предложений.

  1. Развивающие задачи:

Закреплять орфографические умения:

а) написание слов с непроверяемыми написаниями;

б) работа с изученными орфограммами.

  1. Воспитательные задачи:

1) Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

2) Воспитывать умение оценивать чужой труд.

3) Воспитывать умение видеть свои и чужие ошибки.

 Учебные пособия

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-ого класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. М.: Баласс, 2006. – 160 с.
  2. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. К учебнику «Русский язык», 2 класс / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. М.: Баласс, 2007 – 64 с.
  3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. Изд. 2-е, испр. М.: Баласс, 2009. – 128 с.
  4. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. М.: Баласс, 2007. – 288 с.  

Оборудование:

  1. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса.
  2. Учебник «Русский язык» для 2-го класса.
  3. Раздаточный материал: карточки с текстом «Уборка урожая».
  4. Интерактивная доска (ИД), таблица с алгоритмом.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Начнем урок с проверки домашнего задания - упражнение № 37 (дидактический материал, с. 20). Прочитайте слова из первой группы и поставьте к ним вопросы.

Ученики: Слова из группы вещи (предметы) – это слова ложка и чашка. Что? – ложка. Что? – чашка.

Учитель:  Прочитайте слова из второй группы и поставьте к ним вопросы.

Ученики: Слова из группы люди – это слова дитя и ребенок. Кто? – дитя. Кто? – ребенок.

Учитель: Прочитайте слова из третьей группы и поставьте к ним вопросы.

Ученики: Слова из группы животные – это слова белочка и морж. Кто? – белочка. Кто? – морж.

Учитель: Назовите слова с буквосочетанием «ча» и «чк»

Ученики: Слово с буквосочетанием «ча» - это слово чашка.

Ученики: Слово с буквосочетанием «чк» - это слово белочка.

Минутка чистописания

Учитель: Откроем тетрадь по чистописанию и выполним урок № 35 (тетрадь по чистописанию, с. 16). Какой основной элемент входит в букву «з»?

Ученики: Палочка, наклоненная с петлей внизу.

Учитель: Повторите образец автора на чистой строке.

Ученики пишут букву «з» в тетради по чистописанию.

Учитель: Прочитайте слоги из первого столбика.

Ученики: за, зо, зя.

Учитель: Прочитайте слова из второго столбика.

Ученики: Заря, зорька, зяблик.

Учитель: Что заметили?

Ученики: Каждого слово начинается со слога из первого столбика.

Учитель: Запишите слова по образцу автора.

Ученики пишут слова в тетради по чистописанию.

Учитель: На какие вопросы отвечают слова, которые вы только что записали?

Ученики: Слова заря и зорька отвечают на вопрос что? Слово зяблик отвечает на вопрос кто?

Учитель: Какое правило знаем?

Ученики: О людях и животных спрашивают кто? о других предметах что?

Учитель: Выделите опасные места в записанных словах заря, зорька, зяблик.

Ученики выделяют опасные места в тетради по чистописанию.

Закрепление пройденного материала

Учитель: У вас на партах находятся карточки, на которых напечатан текст под названием «Уборка урожая». Данный текст представлен на ИД.

Уборка урожая

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах начали овощи убирать. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом - лук в бумажных рубашках. Потом сняли яблоки-матрешки. Убрали репу, морковку... Одна капуста осталась. Она холода не боится.

                                                                                                             (По Э.Шиму)

Учитель: Прочитайте предложения, которые записаны на карточке. Работа в паре. (Несколько учащихся читают по ИД, чем обусловлен специфика работы с некоторыми учащимися класса).

Учитель: Текст ли это? Какое предложение здесь лишнее? Почему?

Ученики: Пятое предложение. Оно о фруктах, а в тексте говорится об уборке овощей с огорода.

Учитель: Назовите слова, отвечающие на вопрос что?

Ученики: Что? – день. Что? – ночь. Что? – огород. Что? – овощи. Что? - огурцы-голыши. Что? – лук. Что? – рубашка. Что? - яблоки-матрешки. Что? -  репа. Что? – морковь. Что? – капуста. Что? - холод.

Словарная работа.

Учитель: Найдите в тексте название овощей.

Ученики: Огурцы, лук, репа, морковь, капуста.

Учитель: К какой тематической группе относятся эти слова?

Ученики: Овощи.

Учитель: Какие еще знаете овощи? Подберите сравнения: во что бы они могли быть одеты.

Ученики: Помидоры – в красных жилетах. Картофель – в кожаный белый или розовый жилет. Перец -  в желтую, красную или зеленую  рубашку.

Учитель: Найдите в тексте опасные места и объясните их.

Ученики: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Ученики: В конце предложения ставим точку.

 Ученики: «На огородах»  - орфограмма: предлоги со словами пишутся раздельно.

Ученики: «Огородах» - непроверяемые буквы «о» при написании, запоминаем все «о».

Ученики: «Начали» - орфограмма: место после «ч». Буквосочетание «ча» пишем с буквой «а».

Ученики: «Овощи» - непроверяемые буквы «о» при написании, запоминаем.

Учитель: Обратите внимание на написание слова «убирать», где безударная гласная «и» в корне «-бир-» и глагольный суффикс «-ть».

Физкультминутка

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: откроем дидактический материал на странице 21 и выполним упражнение № 39. Придумайте и запишите сочетания слов по схемам. Образец задания внизу упражнения.

Ученики: Мама и сын. Брат и сестра. Мальчик и книга. Собака и конура. Дом и жильцы. Автобус и пассажиры.

Учитель: Составьте 3 предложения с сочетаниями слов, которые у вас получились.

Ученик: Мама и сын гуляют в парке.

Ученик: Брат и сестра читают книги.

Ученик: Собака сидит в конуре.

Учитель: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученики: Составлять сочетания слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?.

Учитель: Правильно. Молодцы! Тема сегодняшнего урока - «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?».

Учитель: Прочитайте задание к упражнению №54 (учебник, с. 38). Как называются эти книги?

Ученики: «Маугли», «Сказки», «Филиппок».

Учитель: Запишите имя и автора книги. Составьте предложения.

Ученики записывают имя и автора книги и составляют предложения.

Учитель: Четко, по слогам проговорите составленные предложения.

Ученики проговаривают предложения

Учитель: Запишем лучшие предложения с комментированием.

Ученик: Р. Киплинг написал книгу «Маугли».

Ученик: На уроке литературного чтения мы читали «Сказки».

Ученик: Я прочитал рассказ Л.Н. Толстого «Филиппок».

Учитель: Какие слова в названиях книг отвечают на вопрос кто?

Ученики: Маугли, Филиппок.

Учитель: Почему?

Ученики: О людях и животных спрашивают кто?

Учитель: Какие слова в названиях книг отвечают на вопрос что? Почему?

Ученики: Сказки.

Учитель: Почему?

Ученики: О предметах спрашивают кто?

Закрепление пройденного материала.

Учитель: Прочитаем задание к упражнению № 55 на странице учебника  38. Из скольких слов состоит первое сочетание?

Ученики: Из трех.

Учитель: На какие вопросы отвечают первое и третье слово?

Ученики: На вопрос кто? Значит, это о животных, людях.

Учитель: С какой буквы они написаны?

Ученики: С большой. Это имена собственные: клички животных, имена людей.

Учитель: Составьте и запишите сочетания слов по схемам. Алгоритм рассуждения на ИД. Образец выполнения в конце упражнения.

Ученики записывают сочетания в тетради.

Учитель: Что получилось?

Ученик: Саша и Петя.

Ученик: Оля и книга.

Ученик: Тетрадь и учебник.

Ученик: Яблоко, груша и банан.

Итог урока.

Учитель: Что надо знать, чтобы правильно составить схему сочетания?

Ученики: На какие вопросы отвечают слова, из которых состоит сочетание. На вопрос кто? или на вопрос что?

Домашнее задание.

Учитель: Дома выполните упражнение № 56, учебник, с. 38.

Литература

Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. М.: Баласс, 2007. – 288 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.

Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...

Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  был проведён в рамках школьного методического объединения....