Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_kl.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7
г. Лениногорска РТ
Урок русского языка в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века».
Тема: Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: 1) продолжить знакомить с использованием этикетных слов в речи; повторить знаки конца предложения; познакомить со словами , отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; закрепить умение выполнять фонетический анализ слов; 2) развивать устную речь учащихся, технику письма, умение списывать текст; 3), воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка.
Методы обучения: исследовательский, проблемные ситуации, игровые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-парная, фронтальная.
Средства обучения, оборудование: учебник русского языка (авторы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова), рабочая тетрадь №1 на печатной основе, презентация к уроку, ПК, мультимедиопроектор.
Технологическая карта занятия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельнос-ти. | - На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка) Слайд 1. - С каким настроением вы пришли на урок, что вы сейчас чувствуете? (дети показывают смайлы и отвечают) - Я, думаю, у нас всё получится, вы у меня молодцы! - Вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках ? (Мы знакомились с вежливыми словами) - А, сегодня, чему будем учиться? (Продолжим знакомство со словами речевого этикета, повторим знаки в конце предложений и продолжим раскрывать секреты русского языка) | Подготовка класса к работе. Настрой на работу в стихотворной форме: Прозвенел для нас звонок – Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда – учиться. Слайд 2. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Слайд 3. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затрудне-ния в пробном действии | А) Проводит пальчиковую разминку «Пчела» (Выпрямить указательные пальцы, остальные прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательными пальцами и приговаривать: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Над цветочками кружу!) Б) Чистописание (2 строчки) / Г // П /// Т В) Выбор правильной звуковой модели из предложенных моделей для слов ягоды, чашка, белка . Г) Вводит учеников в ситуацию общения. Слайд 4 Читает стихотворение по упр.1 стр.16 учебника. – Как звучали слова старшего брата сначала? – Как звучат его просьбы теперь?- Какое вежливое слово он научился говорить? Д) Словарная работа со словом пожалуйста. Слайд 5. | Выполняют пальчиковую зарядку и дорисовывают в рабочих тетрадях ягодку. Прописывают наклонные длинные палочки и заглавные буквы Г Р П Т . Обосновывают свой выбор звуковой модели для заданных слов, анализируют звуки. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Оценивают собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил этикета. Записывают слово пожалуйста и составляют предложение с ним, записывают это предложение. Определяют тему и цель урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Выявление места и причины затруднения. | По упр.2 стр.17 учебника предлагает конкретную ситуацию общения по дидактическому рисунку. – Как быть в таких случаях? | Ученики анализируют рисунок и называют изображённую на ней ситуацию: девочка опоздала на урок. Затем эта ситуация с опорой на рисунки раскладывается на составляющие: девочка здоровается с учителем, просит извинения за опоздание, получает разрешение пройти на своё место и совет никому не мешать. Дети моделируют диалог заданной ситуации общения. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Логические: формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | - Смоделируйте ситуацию, покажите, как правильно поступить опоздавшему, опираясь на слова-подсказки на стр. 18. Слайд 6. | ||
5. Исследова-ние языка. Рубрика «Тайны языка». | А)Учитель читает стихотворение Б.Заходера из упр 3. –Догадайтесь, какие знаки нужно поставить в конце предложений. - Почему? Предлагает списать предложения, поставить правильно знаки в конце предложений. Слайд 7 Б) Проблемная ситуация. Учитель предлагает выбрать необходимые слова-подсказки из упр.4, чтобы закончить предложения. – Почему вы выбрали сначала слово дети, а потом графин? – К каким словам правильно задать вопрос «кто?, а к каким словам -вопрос «что?»… - Ваше предположение подтверждается учебником. (учитель читает вывод на стр.19) Слайд 8 В) Игра «топни – хлопни». - Если вы увидите предмет на вопрос «кто?» - топните, а если на вопрос «что?» - хлопните. МУЗЫКАЛЬНАЯ | Учащиеся выбирают необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывают его постановку. Контролируют последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. Знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Рассуждают о своём выборе, выдвигают свою гипотезу о том, какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?». Слайд 9. Дети встают, наблюдают за картинками на экране и реагируют. ФИЗМИНУТКА. | Личностные: самоопределение; Логические - выдвижение гипотез и их обоснование; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | А) предлагает поработать в паре и выполнить упр.5 стр.19 | Группируют слова по заданному признаку (отвечает на вопрос «что?») Слайд 11. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. Личностные: самоопределение |
7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону. | Учитель предлагает в рабочих тетрадях упр.4 самостоятельно распределить слова по группам на вопросы «кто?» и «что?» Для сильных учащихся предлагает подобрать ещё по одному слову в каждый столбик. | Дети проговаривают каждое слово, задают к ним вопросы и группируют самостоятельно в два столбика. Проверяют свою работу по эталону на экране. Слайд 12. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
8. Включение в систему знаний и повторение. | А) Фронтальная работа по упр.5 в рабочей тетради, отработка умения выбирать знак в конце предложения, а также выбирать нужное слово речевого этикета. - Как ещё могла поздороваться дочка с мамой? Б)Фронтальная работа по упр. 6 в рабочей тетради: прочитать, поставить ударение, разделить слова на слоги. Затем списывание. В) Рубрика «Переменка». | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают подходящее слово. Работают сначала карандашом по тексту: ставят ударение, делят на слоги. Затем списывают текст. Дети угадывают ребусы: тигр, витрина. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организация рефлексии. Я узнал(а) … Я понял(а) … Мне было интересно … Мне было трудно … Слайд 13. | Делают вывод. Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
2012год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"
Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Урок русского языка « Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
УМК «Школа России» .2 класс...
Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".
Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного методического объединения....
Презентация для урока русского языка по теме: "Состав слова. Распознавание значимых частей слова"
Презентацию по по русскому языку можно использовать для изучения тем раздела "Состав слова" в 4 классе....
Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...