Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Трофимова  Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_kl.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Татьяна Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7

г. Лениногорска РТ

             Урок русского языка в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века».

Тема: Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».  

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели: 1) продолжить знакомить с использованием этикетных слов в речи; повторить знаки конца предложения; познакомить со словами , отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; закрепить умение выполнять фонетический анализ слов;  2) развивать устную речь учащихся,  технику письма, умение списывать текст; 3), воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка.

Методы обучения: исследовательский, проблемные ситуации, игровые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-парная, фронтальная.

Средства обучения, оборудование: учебник русского языка (авторы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова), рабочая тетрадь №1 на печатной основе, презентация к уроку, ПК, мультимедиопроектор.

Технологическая карта занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельнос-ти.

- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке  русского языка)          Слайд 1.

- С каким настроением вы пришли на урок, что вы сейчас чувствуете? (дети показывают смайлы и отвечают)

- Я, думаю, у нас всё получится, вы у меня молодцы!

- Вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках ? (Мы знакомились с вежливыми словами) - А, сегодня, чему будем учиться? (Продолжим знакомство со словами речевого этикета, повторим знаки в конце предложений и продолжим раскрывать секреты русского языка)

Подготовка класса к работе.      

Настрой на работу в стихотворной форме:

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда – учиться.      Слайд 2.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

                     Слайд 3.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;    

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затрудне-ния в пробном действии

А)  Проводит пальчиковую разминку «Пчела» (Выпрямить указательные пальцы, остальные прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательными пальцами и приговаривать:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветочками кружу!)

Б) Чистописание  (2 строчки)

/ Г // П /// Т

В)  Выбор правильной звуковой модели из предложенных моделей для слов ягоды, чашка, белка .

Г) Вводит  учеников в ситуацию общения. Слайд 4

Читает стихотворение по упр.1 стр.16 учебника. – Как звучали слова старшего брата сначала? – Как звучат его просьбы теперь?- Какое вежливое слово он научился говорить?

Д) Словарная работа со словом пожалуйста.

                                  Слайд 5.

Выполняют пальчиковую зарядку и дорисовывают в рабочих тетрадях ягодку. Прописывают  наклонные длинные палочки и заглавные буквы Г Р П Т  .

Обосновывают свой выбор звуковой модели для заданных слов, анализируют звуки.

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Оценивают собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил этикета.

Записывают слово пожалуйста и составляют предложение с ним, записывают это предложение.

Определяют тему и цель урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Выявление места и причины затруднения.

По упр.2 стр.17 учебника предлагает конкретную ситуацию общения по дидактическому рисунку. – Как быть в таких случаях?

Ученики анализируют рисунок и называют изображённую на ней ситуацию: девочка опоздала на урок. Затем эта ситуация с опорой на рисунки раскладывается на составляющие: девочка здоровается с учителем, просит извинения за опоздание, получает разрешение пройти на своё место и совет никому не мешать. Дети моделируют диалог заданной ситуации общения.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

- Смоделируйте ситуацию, покажите, как правильно поступить опоздавшему, опираясь на слова-подсказки на стр. 18.

Слайд 6.

5. Исследова-ние  языка.

Рубрика «Тайны языка».

А)Учитель читает стихотворение  Б.Заходера из упр 3. 

–Догадайтесь, какие знаки нужно поставить в конце предложений. - Почему? Предлагает списать предложения, поставить правильно знаки в конце предложений.            Слайд 7

Б) Проблемная ситуация.

Учитель предлагает выбрать необходимые слова-подсказки из упр.4, чтобы закончить предложения. – Почему вы выбрали сначала  слово дети, а потом графин? – К каким словам правильно задать вопрос «кто?, а к каким словам -вопрос «что?»…

- Ваше предположение подтверждается учебником. (учитель читает вывод на стр.19)                     Слайд 8

В) Игра «топни – хлопни».

- Если вы увидите предмет на вопрос «кто?» - топните, а если на вопрос «что?» - хлопните.

            МУЗЫКАЛЬНАЯ

Учащиеся выбирают необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывают его постановку. Контролируют последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

Знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Рассуждают о своём выборе, выдвигают свою гипотезу о том, какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?».

Слайд 9.

Дети встают, наблюдают за картинками на экране и реагируют.

ФИЗМИНУТКА.

Личностные: самоопределение;

Логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А)  предлагает поработать в паре и выполнить упр.5 стр.19

Группируют слова по заданному признаку (отвечает на вопрос «что?»)

                  Слайд 11.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение

7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

Учитель предлагает в рабочих тетрадях упр.4 самостоятельно распределить слова по группам на вопросы «кто?» и «что?»

Для сильных учащихся предлагает подобрать ещё по одному слову в каждый столбик.

Дети проговаривают каждое слово, задают к ним вопросы и группируют самостоятельно в два столбика.

Проверяют свою работу по эталону на экране.    Слайд 12.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

8. Включение в систему знаний и повторение.

А) Фронтальная работа по упр.5 в рабочей тетради, отработка умения выбирать знак в конце предложения, а также выбирать нужное слово речевого этикета.

- Как ещё могла поздороваться дочка с мамой?

Б)Фронтальная работа по упр. 6 в рабочей тетради: прочитать, поставить ударение, разделить слова на слоги. Затем списывание.

В) Рубрика «Переменка».

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают подходящее слово.

Работают сначала карандашом по тексту: ставят ударение, делят на слоги. Затем списывают текст.

Дети угадывают ребусы: тигр, витрина.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация рефлексии.

Я узнал(а) …

Я понял(а) …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Слайд 13.

Делают вывод.

Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслообразование

 

                                                           

                                                       2012год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  был проведён в рамках школьного методического объединения....

Презентация для урока русского языка по теме: "Состав слова. Распознавание значимых частей слова"

Презентацию по по русскому языку можно использовать для изучения тем раздела "Состав слова" в 4 классе....

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...