Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Трофимова  Татьяна Дмитриевна

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_1_kl.rar1.19 МБ

    Предварительный просмотр:

    Трофимова Татьяна Дмитриевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №7

    г. Лениногорска РТ

                 Урок русского языка в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века».

    Тема: Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».  

    Тип урока: Открытие нового знания.

    Цели: 1) продолжить знакомить с использованием этикетных слов в речи; повторить знаки конца предложения; познакомить со словами , отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; закрепить умение выполнять фонетический анализ слов;  2) развивать устную речь учащихся,  технику письма, умение списывать текст; 3), воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка.

    Методы обучения: исследовательский, проблемные ситуации, игровые.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    -парная, фронтальная.

    Средства обучения, оборудование: учебник русского языка (авторы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова), рабочая тетрадь №1 на печатной основе, презентация к уроку, ПК, мультимедиопроектор.

    Технологическая карта занятия.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1. Мотивация к учебной деятельнос-ти.

    - На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке  русского языка)          Слайд 1.

    - С каким настроением вы пришли на урок, что вы сейчас чувствуете? (дети показывают смайлы и отвечают)

    - Я, думаю, у нас всё получится, вы у меня молодцы!

    - Вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках ? (Мы знакомились с вежливыми словами) - А, сегодня, чему будем учиться? (Продолжим знакомство со словами речевого этикета, повторим знаки в конце предложений и продолжим раскрывать секреты русского языка)

    Подготовка класса к работе.      

    Настрой на работу в стихотворной форме:

    Прозвенел для нас звонок –

    Начинается урок.

    К нам без опоздания

    Приходи старание.

    Помоги нам потрудиться

    Мы пришли сюда – учиться.      Слайд 2.

    Отвечают на поставленные вопросы учителя.

                         Слайд 3.

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;    

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2.Актуализация знаний и фиксация затрудне-ния в пробном действии

    А)  Проводит пальчиковую разминку «Пчела» (Выпрямить указательные пальцы, остальные прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательными пальцами и приговаривать:

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Над цветочками кружу!)

    Б) Чистописание  (2 строчки)

    / Г // П /// Т

    В)  Выбор правильной звуковой модели из предложенных моделей для слов ягоды, чашка, белка .

    Г) Вводит  учеников в ситуацию общения. Слайд 4

    Читает стихотворение по упр.1 стр.16 учебника. – Как звучали слова старшего брата сначала? – Как звучат его просьбы теперь?- Какое вежливое слово он научился говорить?

    Д) Словарная работа со словом пожалуйста.

                                      Слайд 5.

    Выполняют пальчиковую зарядку и дорисовывают в рабочих тетрадях ягодку. Прописывают  наклонные длинные палочки и заглавные буквы Г Р П Т  .

    Обосновывают свой выбор звуковой модели для заданных слов, анализируют звуки.

    Отвечают на поставленные вопросы учителя. Оценивают собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил этикета.

    Записывают слово пожалуйста и составляют предложение с ним, записывают это предложение.

    Определяют тему и цель урока.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

    3.Выявление места и причины затруднения.

    По упр.2 стр.17 учебника предлагает конкретную ситуацию общения по дидактическому рисунку. – Как быть в таких случаях?

    Ученики анализируют рисунок и называют изображённую на ней ситуацию: девочка опоздала на урок. Затем эта ситуация с опорой на рисунки раскладывается на составляющие: девочка здоровается с учителем, просит извинения за опоздание, получает разрешение пройти на своё место и совет никому не мешать. Дети моделируют диалог заданной ситуации общения.

    Регулятивные: целеполагание;

    Познавательные: постановка вопросов;

    Логические: формулирование проблемы.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

    - Смоделируйте ситуацию, покажите, как правильно поступить опоздавшему, опираясь на слова-подсказки на стр. 18.

    Слайд 6.

    5. Исследова-ние  языка.

    Рубрика «Тайны языка».

    А)Учитель читает стихотворение  Б.Заходера из упр 3. 

    –Догадайтесь, какие знаки нужно поставить в конце предложений. - Почему? Предлагает списать предложения, поставить правильно знаки в конце предложений.            Слайд 7

    Б) Проблемная ситуация.

    Учитель предлагает выбрать необходимые слова-подсказки из упр.4, чтобы закончить предложения. – Почему вы выбрали сначала  слово дети, а потом графин? – К каким словам правильно задать вопрос «кто?, а к каким словам -вопрос «что?»…

    - Ваше предположение подтверждается учебником. (учитель читает вывод на стр.19)                     Слайд 8

    В) Игра «топни – хлопни».

    - Если вы увидите предмет на вопрос «кто?» - топните, а если на вопрос «что?» - хлопните.

                МУЗЫКАЛЬНАЯ

    Учащиеся выбирают необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывают его постановку. Контролируют последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

    Знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Рассуждают о своём выборе, выдвигают свою гипотезу о том, какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?».

    Слайд 9.

    Дети встают, наблюдают за картинками на экране и реагируют.

    ФИЗМИНУТКА.

    Личностные: самоопределение;

    Логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    А)  предлагает поработать в паре и выполнить упр.5 стр.19

    Группируют слова по заданному признаку (отвечает на вопрос «что?»)

                      Слайд 11.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

    Личностные: самоопределение

    7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

    Учитель предлагает в рабочих тетрадях упр.4 самостоятельно распределить слова по группам на вопросы «кто?» и «что?»

    Для сильных учащихся предлагает подобрать ещё по одному слову в каждый столбик.

    Дети проговаривают каждое слово, задают к ним вопросы и группируют самостоятельно в два столбика.

    Проверяют свою работу по эталону на экране.    Слайд 12.

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    А) Фронтальная работа по упр.5 в рабочей тетради, отработка умения выбирать знак в конце предложения, а также выбирать нужное слово речевого этикета.

    - Как ещё могла поздороваться дочка с мамой?

    Б)Фронтальная работа по упр. 6 в рабочей тетради: прочитать, поставить ударение, разделить слова на слоги. Затем списывание.

    В) Рубрика «Переменка».

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают подходящее слово.

    Работают сначала карандашом по тексту: ставят ударение, делят на слоги. Затем списывают текст.

    Дети угадывают ребусы: тигр, витрина.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Организация рефлексии.

    Я узнал(а) …

    Я понял(а) …

    Мне было интересно …

    Мне было трудно …

    Слайд 13.

    Делают вывод.

    Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные:  смыслообразование

     

                                                               

                                                           2012год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

    Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

    Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

    Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

    Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"

    Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

    Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....