Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Хрычева Тамара Петровна

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

Цель:  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь и запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа».

1. Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадки и расскажите об этих знаках препинания.

а) В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу. (Двоеточие)

б) Я – минус в математике,

Но знак другой в грамматике. (Тире)

2. Работа в рабочей тетради.

Проверка заданий № 2, 4 и № 10 в рабочей тетради.

– Прочитайте предложение, в котором прямая речь стоит после

слов автора. Перестройте его так, чтобы прямая речь оказалась перед

словами автора.

– Что при этом изменится?

– Назовите из задания № 4 номер схемы, где прямая речь стоит перед словами автора.

– Каким предложением по цели высказывания является прямая речь?

 – Прочитайте то, что сказали мартышка, удав и слонёнок.

– Как называются их слова?

3. Работа с дидактическим материалом.

Упр. 47 по вариантам.

I вариант: составить схемы предложений с прямой речью перед

словами автора.

II вариант: составить схемы предложений с прямой речью после

слов автора.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

II. Формулирование проблемы.

– Прочитайте. Что записано на доске ?

«Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь». (К. Паустовский)

– Это цитата. Что такое цитата?

– Можно ли записать цитату в виде предложения с прямой речью?

Попробуем ответить на этот вопрос.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

III. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение по учебнику.

Упр. 94.

Ученики читают текст, отвечают на вопросы в задании.

– Прочитайте цитату из книги Н.В. Гоголя.

– Уточните по толковому словарю учебника, что такое цитата.

– Прочитайте предложение с цитатой. Как оно оформлено?

– Какие слова вводят цитату? Что они обозначают?

 Сделайте вывод, как оформляется цитата на письме.

2. Найти цитаты из произведения К. Паустовского в виде предложения с прямой речью (из упр. 95).

IV. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 95 выполняется по заданию и образцу в учебнике.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

2. Объяснительный диктант.

Мы часто говорим: «Время истекло. Сколько воды утекло».

Оказывается, между водой и временем есть связь. Много лет назад люди придумали водяные часы. В сосуд они наливали воду. Время исчислялось по воде, которая вытекала из отверстия. Так время текло.

– Выполните схемы предложений:

I вариант: сложное предложение.

II вариант: с прямой речью.

– Ребята, что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме..

V. Итог урока.

– Выполните задание № 6, тема 4 в рабочей тетради.

– Прочитайте предложение, где нет цитаты.

– Почему не является цитатой «Лошадиная фамилия», ведь здесь есть кавычки?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

VI. Домашнее задание.

 Упр. 3, с. 96.