Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 

Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Знаки препинания в предложении

с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»

4 класс «Школа 2100»

Подгайко Ирина Юрьевна

учитель начальных классов МОАУ прогимназии

г. Благовещенск

                                                                   Подгайко Ирина Юрьевна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                          МОАУ прогимназии
                                                                                 г. Благовещенска, Амурской области

Тема: Знаки препинания в предложении

с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

I. Языковая разминка.

1.        Прочитайте. Из чего состоит этот текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»

2. Из скольких предложений состоит прямая речь?

Запишите сложное предложение с однородными членами.

Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены.

3. Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. +прил. (маленький ветерок, шустрый воробей).

4. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв. (Подует, маленький, затрясешься, пригнешься.)

5. Запишите слова, соответствующие схеме:

 (Маленький, ветерок и т. д.)

II.        Сообщение темы и цели урока.

III.        Повторение изученного.

1.        Беседа по вопросам.

Когда мы используем предложения с прямой речью?

Из чего они состоят?

Что такое прямая речь?

Что показывают слова автора?

IV.        Изучение нового материала.

1.        Постановка проблемного вопроса.

- Где в предложении находятся слова автора и прямая речь? Как это отражается на письме? (Предположения детей.)

2.        Наблюдение на доске.

-        Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь.

Мама спросила Володя, а это кто?

-        Какие слова в предложении стоят на первом месте?

 Обозначим слова автора буквой «А», а прямую речь буквой «П».

- Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами? Попробуйте.

- Пронаблюдайте, что изменяется в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.

Мама спросила: «Володя, а это кто?» «Володя, а это кто?» - спросила мама.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.

3. Беседа по итогам наблюдений.

- Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие.)

- Как выделяется прямая речь? (Берется в кавычки.) Кавычки - это двойной знак, т. е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.

- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

- Какой знак препинания может стоять в конце прямой речи?

- Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений? (Да.)

V. Работа над правилом.

1. Прочитайте правило на с. 75

- О чем оно?

- С какими знаками препинания в предложении мы встречаемся впервые? (Двоеточие, кавычки.)

(Упр. 85, с. 75.)

- Составьте предложения к каждой схеме.

VI. Первичное закрепление.

1.  Упр. 87 выполняется коллективно. Запись самостоятельная по вариантам (по два предложения).

Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запятую перед этим словом и после него, выделительные знаки препинания всегда двойные! (Кавычки - тоже выделительный знак.)

2.  Упр. 89, с, 76. Самостоятельная работа. Можно записать только предложения с прямой речью.

Проверка орфограмм осуществляется с помощью сигнальных карточек, а постановка недостающих знаков препинания - с помощью схем этих предложений.

VII. Итог урока.

Найдите ошибки в следующем тексте правила

Прямая речь всегда стоит после слов автора.

Прямая речь заключается в скобки.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Расскажите правило, с которым сегодня познакомились. Что еще нового вы узнали?

Литература:

  1. Русский язык, 4 класс: Р.Н. Бунеев, О.В. Бунеева, поурочное планирование по программе «Школа 2100» - издательство «Учитель», 2010
  2. Учебник «Русский язык», 4 класс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Урок разработан  для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс

Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....