Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака

на конце имён существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx26.03 КБ
Файл prezentatsiya_posle_shipyashchih.pptx178 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

УМК «Школа России», 3 класс.

Тема: Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака

на конце имён существительных после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.

-  уметь различать слова мужского и женского рода;

-  знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

-  находить в тексте слова с “ь” после шипящих на конце имён существительных женского рода

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

– планирование своих действий для решения конкретных задач;

– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;

– оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные:

- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

-  строить логические цепи рассуждений;

- постановка и решение проблем:

- самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

-  участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участие в совместной деятельности;

– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;

– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Личностные результаты.

– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник русского языка 3 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей.

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала.

2.Словарная работа.

Слайд 2

Металл, пейзаж, свитер, пальто, корабль, газета, костер, соловей, копейка, камыш.

Учитель:

  • Прочитайте слова  глазками.
  • Прочитайте слова шепотом по слогам.
  • Прочитайте слова громко так, как мы будем их писать.

(Учитель закрывает слова)

Учитель:

  • Назовите слова с орфограммой:
  • Удвоенная согласная (металл)
  • Слова с мягким знаком (корабль, пальто)
  • Парная согласная на конце слова (пейзаж, камыш)
  • Непроверяемая безударная гласная о. (корабль, костер, копейка, соловей)
  •  Назовите первое слово в списке
  • Назовите последнее слово в списке
  • Назовите слово, обозначающее теплую, вязаную фуфайку без застежек с высоким воротом (свитер)
  • Какое слово не назвали? (газета)

Задание: Запишите слова, поставьте ударение, обозначьте орфограмму. Проверим правильность выполнения работы. Оцените свою работу.

Вспоминают правильное написание словарных слов, запоминают слова, воспроизводят  письменно. Оценивают свою работу.

3. Актуализация  знаний  о “Ь”.

Учитель:

- Прочитайте слова с мягким знаком. Какую роль играет  мягкий знак в этих словах?

Какую еще роль играет мягкий знак в словах? Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком.

“Ь” – показатель мягкости, разделительный мягкий знак.

4. Постановка учебной задачи.

1.Введение в тему.

Учитель:

- Прочитайте название нового параграфа.

- Назовите ключевые слова.

- Определите тему урока.

- Какую цель поставим  на уроке?

 2.   Проблемная ситуация.

Слайд 3

Учитель:

-Прочитайте слова.

- Обсудите в парах, что общего у этих слов?

- Чем они различаются?  

-Какой возникает вопрос?

- А где можно узнать необходимую информацию?

 - Конечно,  и учебник, и Интернет поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

“ь”, шипящие, в конце, существительное.

Работа в парах.

Существительные, есть шипящий в конце слова.

В одних словах есть мягкий знак, в других – нет.

Почему в одних словах пишется  мягкий знак после букв шипящих, а в других не пишется?  

Варианты ответов.

5. Поиск решения.

Учитель:

- Давайте, выполним письменный морфологический разбор слов: рожь и нож.

-Делаем сравнение, находим сходство. (сущ., нач. ф., ед. ч)

 - В чём различие?

- Ваши предположения?

-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.

- Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?    

Сравним наш вывод с авторским.

 - Изобразим это правило в виде  схемы, удобной для запоминания.

Слайд 4.

В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях:

  1. Для обозначения мягкости согласного звука на письме;
  2. Как разделительный;
  3. Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).

- Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется мягкий знак в существительных ночь, тишь, рожь? Объясни свою точку зрения.

- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву “ь” в конце существительных после шипящих? Составьте алгоритм.

-Какой алгоритм у вас получился?

Слайд 5.

Выполнение разбора детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож.

Разный род имён существительных.

Написание Ь может зависеть от рода.

Дети записывают: ж.р.                     м.р.

 рожь                нож

 глушь             камыш

 ночь                 врач

 вещь                плащ

У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.

Читают правило в учебнике.

Записывают схемы в тетради, желающие у доски.

Высказывают и доказывают свою точку зрения.

Составление алгоритма детьми в группах.

Выступление групп; корректировка алгоритмов.

6. Физминутка

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

        

7. Первичное закрепление.

Учитель:

-Запишем слова под диктовку: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

-Что еще надо сделать?

Дети выполняют упражнение, один учащийся работает у доски.

Нет.

Потренироваться.

8. Применение новых знаний.

Учитель дает инструкцию:

-Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

-Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

-Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.

Карточка №1. Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина.

Карточка №2.  Исправь ошибки.

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч.

Карточка №3.  Зашифровать слова: смерч, рожь, полночь, глушь.

Запись в транскрипции.

Оцените свою работу по следующей шкале.

                справился.

                сомневался.

                не справился.

Дети выполняют разную по уровню сложности  работу.

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности.

9. Рефлексия. Итоги урока.

Учитель:

-Какое открытие вы сегодня сделали?

-Какую цель ставили?

-Удалось нам ее решить?

 -Каким образом?

 -Где можно применить новое знание?

 -Что на уроке у вас получилось?

 -Над чем надо поработать?

 -Какую задачу поставим на следующий урок?

Называют основные позиции нового материала, оценивают уровень усвоения нового материала.

10. Домашнее задание.

Слайд 6.

Учитель:

Домашнее задание по выбору:

Работа с пословицами – стр.31 №52

Подобрать антонимы – стр.32 №55

Вставить пропущенные буквы – стр.32 №53

- Молодцы! Спасибо за урок.

Знакомятся с упражнениями, записывают выбранное в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка « Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода»

Слайд 2

мета лл п е йзаж свит е р п а льто к о рабль г а зета к о стёр с о л о вей к о пейка к а мыш

Слайд 3

Нож, камыш, рожь, глушь, врач, ночь, вещь, плащ. Задание: Обсудите в парах, что общего у этих слов и в чем различие? Какой возникает вопрос?

Слайд 4

В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях: 1.Для обозначения мягкости согласного звука на письме; 2.Как разделительный; 3.Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).

Слайд 5

Алгоритм Убеждаюсь в том, что слово – имя существительное. Смотрю , есть ли шипящий на конце слова. Определяю род. Если существительное в начальной форме женского рода, то ставлю мягкий знак, если мужского рода – мягкий знак не нужен. Проверяю написанное.

Слайд 6

Домашнее задание по выбору: Работа с пословицами – стр.31 №52 Подобрать антонимы – стр.32 №55 Вставить пропущенные буквы – стр.32 №53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода

Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)...

Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100

Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода"  содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...

Схема "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода"

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода.Несклоняемые существительные...

Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс

Цели:1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце и...