Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Титова Татьяна Петровна

Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных

женского рода»

Тип урока: урок открытия новых знаний, объяснение нового материала

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока: 
образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Цель как деятельность учеников:

Метапредметные УУД: развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Предметные УУД: находить в словах орфограмму-букву Ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написание с Ь и без Ь.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Авторский медиапродукт: презентация

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 4 класса;
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха.

Добавьте нужные слова в формулу.

СЛАЙД: (СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ)

Старание плюс внимание, ~ плюс сообразительность, ~ равно успех.

- Воспользуйтесь этой формулой.

Подготовка к письму:

Я тетрадь свою открою.

И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Откройте тетрадь, что нужно записать?

  1. Словарная работа.

- А сейчас класс поделится на две команды. Я буду зачитывать вам слова. (Учитель диктует склоняемые и несклоняемые имена существительные).

- 1-я команда записывает только склоняемые существительные, а 2-я – несклоняемые.

(По окончании записи учитель открывает на слайде два столбика слов. Победителями являются те, кто правильно записал все слова).

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

- Оцените свою работу в тетради в форме звёздочки цветными карандашами  (при помощи цвета: зелёный, синий, красный)

- Победителями являются те, кто правильно записал все слова.

3. Минутка чистописания.

- Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы узнаете из загадки.

Эта буква – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.       (Ь)

ь ьь ььь

Продолжите, соблюдая закономерность.

4. Актуализация изученного о Ь.

- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. 

В стране Русский язык,

В городе Алфавите

Живут три брата - тройняшки,

Носят одинаковые рубашки.

Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.

Но живут вместе братья дружно.
Не встают в те слова, где не нужно.
Четко правила соблюдают.
И друг другу в делах не мешают.

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какова роль мягкого знака в словах? Прочтите столбики слов, ответьте, за что отвечают братья – близнецы?

Профиль                     ателье  

Пальмовый                серьёзный

Брать                        судья

(1 – й столбик - мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного,

2 – й столбик – является разделительным знаком)

- Двоих братьев мы назвали, а за что отвечает третий брат?

5.  Введение в новую тему урока. Постановка основного вопроса урока.

1) – Давайте откроем учебник и  прочитайте название 8 – го параграфа (стр. 4)

- Назовите тему урока.

- Назовите ключевые слова (Ь, шипящие, в конце, существительное)

- Какие вы знаете шипящие звуки? Назовите их ( ч, щ, ш, ж)

- Взгляните на графическое название нашего параграфа в виде опоры для работы: (СЛАЙД)

Сущ.

Ч

Щ          Ь

Ш

Ж

2) Проблемная ситуация.

- Прочтите слова (рожь, ночь, ключ, мышь, камыш).

- Обсудите в паре, что общего у этих слов? (Все имена существительные, есть шипящий в конце слова).

- Теперь обсудите, чем они различаются? (В одних словах есть Ь, в других нет).

- Какой возникает вопрос? Сформулируйте основной вопрос урока. (Почему в одних словах пишется Ь после букв шипящих, а в других не пишется?).

- Сравните свою формулировку с авторской на стр. 137 учебника. (В каких случаях пишется Ь после букв шипящих в конце слов – имён существительных?)

-  Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться с новой орфограммой,  находить в словах Ь после шипящих в конце имён существительных)

3).  Работа с учебником (исследование). 

а) - Проведём маленькое исследование. Стр. 4 - упр. 173 (группировка слов и выдвижение гипотез)

- Обсудите в парах задание.

- На какие две группы можно разделить слова? Разделите на две группы (работа по карточкам)

- Какую закономерность вы заметили?

6) - Давайте попробуем сформулировать правило, когда надо писать Ь…..

- Проверим по учебнику стр.5.

- Итак, за что отвечает  третий брат?  (за Ь после шипящих у им.сущ.) То есть указывает на грамматические признаки и формы.

- Ь после шипящих у им.сущ. – это орфограмма. Как будем её обозначать?

- Чтобы не допустить ошибок в написании, необходимо выработать алгоритм.

в) - Давайте поработаем в группе и определим ключевые слова для алгоритма. Карточки с ключевыми словами (Имя существительное, Есть шипящий на конце слова, Этой орфограммы в слове нет, Это женский род, В начальной форме, Ь,         )

8) Составление алгоритма.

- Проверьте по этому алгоритму, есть ли  изученная орфограмма в словах МЕЧ, РОЖЬ.

6.  Физминутка.

7. Развитие орфографических умений.

1) - Понаблюдайте за словами:

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч,  речь, ёж, молодёжь. 

- Вы уже обратили внимание, что в одних словах на конце слова пишется мягкий знак, ~ а в других – ~ нет.

- Самостоятельно распределите эти слова в два столбика по родам: ~ женский и мужской род.

Проверьте себя. 

Женский род: ~ вещь, брошь,  речь, молодёжь.

Мужской род: ~ лещ, карандаш, луч, ёж.

- Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака?        

В гостях у нас шипящие,

Звуки настоящие.

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, ~ пишется мягкий знак.

На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, ~ мягкий знак не пишется.

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

 

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Оказывается, ~  братья – близнецы  играют большую роль в русском языке.

 

Первый, ~ является показателем мягкости в конце ~ и середине слова.

1. Картофель, тетрадь, коньки, пальто.

 

Второй, ~ может быть разделительным. 

2. Воробьи, листья, обезьяна.

 

И Третий, ~ указывает на женский род в именах существительных.

3. Ночь, дрожь, помощь.

Запишите слова в тетрадь, в которых мягкий знак  является показателем имен существительных женского рода.

2) – Игра «Займёмся делом»

3) Дифференцированная работа:

– Поднимите смайлики красного цвета. Для вас задание: Р/Т – с.   №

– Поднимите смайлики синего цвета. Для вас задание: Р/Т – с.   №

– Поднимите смайлики зелёного цвета. Для вас задание: Р/Т – с.   №

- Самопроверка. Проверьте себя, оцените свою работу.

4) Итоговый тест.

- Ребята, кто испытывает трудности при выполнении заданий?

- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест: 

Тест.

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных

4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах?

А) 1

б) 2

в) 3

5) Слова на какой строке написаны верно

а) шалаш, печь, стриж, дич

б) камыш, экипаж, молодёжь

в) лещь, матч, горечь

- Проверь себя! Оцените свою работу.

8.  Домашнее задание.

- Ребята, откройте стр. 13. Вы догадались, что эта страница для домашнего задания.

- Поднимите смайлики красного цвета. Рассмотрите упр. 5. Это задание для вас.

- Поднимите смайлики зелёного и синего цвета. Рассмотрите упр. 6. Это задание для вас.

- У кого возникли вопросы по домашнему заданию?

9.  Рефлексия. Итог урока.

- Подведём итог уроку.

- Обратимся  к формуле урока.

- Кто добился сегодня на уроке успеха?

- В чём вы были наиболее успешными?

- Что у вас получилось, ~ а что вызвало затруднения?

 - Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? 

- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

! У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)

. У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно  (ЗЕЛЁНЫЙ)

? мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно  (СИНИЙ)

   

Тест.

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных

4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах:

а) 1

б) 2

в) 3

5) Слова на какой строке написаны верно:

а) шалаш, печь, стриж, дич

б) камыш, экипаж, молодёжь

в) лещь, матч, горечь

Тест.

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных

4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах:

а) 1

б) 2

в) 3

5) Слова на какой строке написаны верно:

а) шалаш, печь, стриж, дич

б) камыш, экипаж, молодёжь

в) лещь, матч, горечь

Тест.

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных

4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах:

а) 1

б) 2

в) 3

5) Слова на какой строке написаны верно:

а) шалаш, печь, стриж, дич

б) камыш, экипаж, молодёжь

в) лещь, матч, горечь

душ   ночь  ложь

страж   дочь  муж   мышь  рожь  тишь  нож плюш   сушь камыш   плач пустошь   ключ

Имя существительное

шипящий

Женский род

Мужской род

Ь       Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")

В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100

Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода"  содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...

Схема "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода"

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода.Несклоняемые существительные...

Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс

Цели:1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце и...