урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бубнова Наталья Леонидовна

  В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм  своих   действий.  Даются разные виды заданий:  работа  над орфограммами, исследование и составление вывода, игровые моменты,  задание по развитию речи  учащихся.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:  14.01.2014

 Класс  4-Б

 Название  предмета

    Русский  язык

Тема урока:

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных

Цели урока:

Обобщение   знаний   учащихся по правописанию мягкого знака в конце имён  существительных , оканчивающихся на шипящий

Задачи урока:

Образовательные:

  • Развивать умение определять склонение существительных по начальной форме слова и роду;
  • Закрепить навык написания мягкого знака у сущест-

вительных 3 склонения;

  • Развивать внимание, прилежание учащихся;

Развивающие:

  • Создавать условия для развития познавательных и

творческих   способностей   детей, умений работать в группах и индивидуально;

  • Повышать культуру и правильность речи;

Воспитательные:

  • Формировать интерес к изучению родного языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, формировать правильное понятие о дружбе.

 

Записи учителя по уроку:

  1. Организационный момент:

- Сегодня на уроке  вы продолжите работать в  парах, сядьте, кто с кем хочет, а потом будете работать в группах  ( Деление  пар на группы с помощью   цветных кругов: жёлтого , красного и зелёного  цветов)

       

Чтобы видеть всё вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень занимательный.

Под  листочек загляни,

Солнышку обрадуйся,

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни-

Вот и замечательно!

  1. Минутка чистописания:

- Отгадайте загадку  и вы узнаете, какую букву мы будем сегодня прописывать:

        Эта буква – хитрый знак,

       Не сказать её  никак.

      Он не произносится,

      Но в слово часто  просится.

                     ( Буква мягкий знак)

-    Прописывание этой буквы

  ЬЬЬ   ЬЬ   Ь

  1. Актуализация   знаний. Работа со словами из словаря:

- Прочитайте слова, записанные на доске,  поставьте ударение, объясните орфограммы:

ДОСКА:   К…мыш( ? ),  матч(? ),  п…де(ж,ш(?),  пр…сти(ж,ш)(?),мощ(?),помощ(?), ро(ж,ш)(?).

- Что объединяет все эти слова?  (Все они существительные и оканчиваются на шипящий согласный)

-Какие вы знаете шипящие? (Ж,Ш,Ч,Щ )

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?( Работать

над правописанием  существительных с шипящим на конце)

- А чем отличаются записанные слова? ( В одних мягкий знак пишется, а в других нет; одни существительные мужского рода, а другие – женского)

- Как вы считаете, что нам предстоит   узнать на уроке?( У каких

существительных на конце после  шипящих пишется мягкий знак)

  1. Открытие нового знания :

- Проведём наблюдение над группой существительных.

(Каждая пара получает карточки).

-  Опираясь на свои знания, проведите наблюдение и исследо-

вание  группы  существительных  по карточкам, которые получили, а потом представьте результаты своей работы.

Существительное

      Род

Склонение

Есть ли  Ь ?

Клич(?)

Брош(?)

Борщ(?)

Печ(?)

Дрож(?)

Морж(?)

Существительное

   Род

Склонение

Есть ли  Ь?

Гореч(?)

Врач(?)

Гараж(?)

Реч(?)

Голыш(?)

Рож(?)

Существительные

   Род

Склонение

Есть  ли  Ь ?

Чуш(?)

Стриж(?)

Экипаж(?)

Мыш(?)

Роскош(?)

Ковш(?)

-От каждой группы по 1 представителю объясняют выполнение

задания , остальные дети на слух проверяют.

  1. ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ:

Рисуй    глазами  треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами  

Ты по  периметру  веди.

Рисуй  восьмёрку  вертикально.

Ты  головою  не  крути,

А  лишь  глазами  осторожно

Ты  вдоль  по  линиям  води.

И  на  бочок её  клади.

Теперь  следи  горизонтально,

И  в  центре ты  остановись.

Зажмурься  крепко, не  ленись.

Глаза   открываем мы  наконец.

Зарядка  окончилась .Ты – молодец!

  1. Составление алгоритма по результатам  наблюдения:
  1. Это  имя существительное? (ДА)
  2. Есть ли шипящий на конце слова? (ДА)
  3. Слово стоит в начальной форме ? ( Да)
  4. Определяю род  и склонение (ж.р., 3 склонение- пишу Ь, если м.р. – то нет Ь)

  1. Закрепление:

1). Игра  «Корректор» ( Объяснение лексического значения

слова    КОРРЕКТОР)

- Сейчас вы в группах выполните задание, которое я приготовила для вас. Чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой

орфограммой, вам надо найти  ошибки, допущенные в словах:

            1 гр.                       2 гр.                                 3 гр.

Лещь                           плащь                            помощ

Лучь                            мяч                                 грачь

Ночь                           ёрш                                 гаражь

Мышь                        стрижь                           врачь

(После выполнения коллективная проверка)

                2). Работа  по учебнику

            Самостоятельная работа .Упр. 179 (Учебник «Русский

язык» ч. 2.   авт. Р.Н.Бунеева. Программа   «Школа  2100»)

- Узнать слова по их  толкованию, обозначить орфограмму.

              3) Дополнительное  творческое задание:

-  Составьте группой и запишите   мини-сочинение, используя слова:

     Дочь, ночь, дрожь, врач, помощь

 (Проверка составленных рассказов по группам)

- Чей рассказ был интереснее?

- В чём особенность написания опорных слов?

      8. Рефлексия:

- Что нового узнали  на  уроке?

- Чему научились на  уроке?

- Какие задания показались трудными? Самыми интересными?

- Когда надо писать мягкий  знак у существительных с шипящей на конце?

- Какая группа  работала  лучше? А как работал ты в своей группе?

- Оцени свою работу  смайликом- настроения. ( Дети их прикрепляют на доску)

- Какое настроение преобладает у нас сегодня?

   9. Домашнее задание:

Правило, с.  5. Упр. 176, словарь

 10. Выставление  оценок за  урок.

Оборудование  урока:

Смайлики для поощрения; ТСО, карточки для исследовательской работы в паре; Учебник Р.Н.Бунеева  «Русский язык» 4 кл., ч.2;  карточки для игры  «Корректор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода

Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100

Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода"  содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....

Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс

Цели:1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце и...