Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Хохлова Инна Валентиновна

    Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

    Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii_4_klass.docx35.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    УМК «Школа России»

    Учитель: Хохлова Инна Валентиновна

    Дата проведения: 25 сентября 2014 г.

    Предмет: «Русский язык»

    Класс: 4 «А»

     Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»

    Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

    Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

    Задачи.

    •   Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами,
    •   Закрепить знания о роли союзов и, а, но в предложениях;
    • Развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
    • Формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям;
    • Развивать орфографическую зоркость;
    •   Создать условия для успешного закрепления изученного  материала.
    •   Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
    •   Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру умственного труда и аккуратность.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

    - знать и уметь  применять общее правило написания проверяемых орфограмм в  разных  частях слова;

    - знать  и находить грамматическую основу  предложения;

    - определять тип предложений, составлять схемы;  

    - выделять однородные члены, устанавливать связь между ними;

    Познавательные:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

    - построение логической цепи рассуждений, доказательство

    Коммуникативные УУД:

    - развивать умение слушать и понимать других

    - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

    - умение работать в паре и группе;

    - уметь читать вслух и про себя учебные тексты, делать выводы

    Личностные УУД:

    - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    -нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

    - учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

    - под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

    Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение

    Ресурсы

    • Учебник  В.П. Канакина  « Русский язык» 4 класс
    • Рабочая программа
    • Поурочные разработки по русскому языку  Иэд.«ВАКО»  2014 г.
    • Интерактивная доска
    • Карточки для работы в парах и группах

    Технологическая карта урока «Знаки препинания в сложном предложении»

    Этапы урока

    Цель этапа

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    ФОУД

    1.          Организа-    ционный

    Организация направленного внимания

    Проверка готовности к уроку

    - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

    Открывается запись на доске:

    Урок

    интересный
    познавательный
    развивающий
    плодотворный   (слайд1)
    - Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
    - Какими должны быть на уроке ученики?

    Запись на доске

    Ученики

    активные
    думающие
    работоспособные
    внимательные
    аккуратные
    дисциплинированные  (слайд2)

    - Сможете стать такими?

    Настроить детей на работу

    Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Уметь высказывать своё мнение.

    Личностный

    2. . Орфогра-фическая минутка

    -развивать

    орфографическую зоркость; актуализация знаний.

    Прочитай наоборот.

    Ренежни,боробелх,роткерид,монорга.

    - Что объединяет слова? (это слова из словаря, часть речи существительное, состоят из трёх слогов, называют профессии)

    - Запишите, соблюдая правила каллиграфии, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно помнить.

    - Какое слово можно назвать лишним и почему? (хлебороб –слово состоит из двух корней; директор – ударение падает на второй слог, а в остальных словах на третий) Разберите слово хлебороб по составу, составьте схему звукового анализа

    [х л,э б а р о п]

    Проверка.

    Создать условия для повторения пройденого материала, Включить  учащихся в обсуждение  вопросов. Организо-вать самос-тоятельную работу.

    Работать с информацией. Участвовать в  обсуждении   вопросов, Приме-нять правила, аргументировать ответ. Контролировать правильность выполнения заданий.

    Предмет-ный

    3.     Целепола-гание

    Развивать умение, опираясь на полученные знания самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой цель и задачу, составлять план действий, развивать умение четко и ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

    - Прочитайте и сравните два предложения. (слайд 3)                    Солнце встало и осветило поляну. Солнце встало и поляна озарилась светом.                 – Чем похожи предложения?              (повествовательные, распространённые, содержится одна и та же мысль)                                    - Чем отличаются? (первое предложение простое; в нём одна грамматическая основа; есть однородные сказуемые, они связаны союзом –И-.  Второе предложение сложное, в нём  две грамматические основы, состоит из двух частей, части предложения связаны союзом –И-)                                    – А как вы думаете  нужно ли отделять части сложного предложения друг от друга? Почему? (оно состоит из двух простых, в каждой части содержится своя мысль)                                           - С помощью чего мы сможем это сделать? (с помощью запятой)  Давайте исправим ошибку, поставим запятую.           - Сформулируйте цель нашего урока  (научиться различать  сложные предложения  и простые с однородными членами, правильно ставить запятые)                             Составьте схему первого предложения, второго (один  ученик работает у доски)                                                                                            [ ─ ═ и ═].      [ ─ ═], и [ ─  ═].      - Кто верно составил схемы? Отметьте свою работу, поставьте плюсик на полях                   - Предположите, какие виды работ мы будем выполнять на уроке, чтобы решить поставленную задачу? Давайте составим план (записывать и сравнивать предложения; составлять к ним схемы; выделять грамматическую основу; находить однородные члены; определять, сколько частей в предложении; устанавливать связь между частями предложения, связь между однородными членами; делать выводы)

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Постановка учебной задачи.

    Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, составлять план урока.

    Регулятив-ный, познава-тельный коммуника-тивный,

    3.                   Работа над новым материа-лом

       

    4.                               Работа по учебнику

    Воспроизводить знания уч-ся коммуникативным взаимодействием, учитывать позицию собеседника. Первичная проверка понимания Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений.

    -Какое сейчас время года. Назовите три осенних месяца. Какие приметы осени знаете?      

    - Выполните задание, работая в парах                                                      - Прочитайте текст на карточке.  Шагает по лесу осень, шуршит листом на тропинках. Наступает пора затяжных дождей, скоро придут и первые морозы. Листья на деревьях пожелтели, побурели, а сердитый ветер кружит их по воздуху. Грустит осенний лес, но скоро он станет иным. Посветлеет лес, оденется в снежный убор, и волшебница зима будет петь ему колыбельные песни 

    - На какие две группы  можно разделить предложения данного текста? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения).                                                                                          

      - Прочитайте простые предложения. Докажите.                    - Прочитайте сложные предложения. Докажите

    Проверка на экране (слайд 4)                                                      

    Откройте учебник на стр. 38, упр.53                                                         - Прочитайте задание. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?  Объясните, почему в одних предложениях запятая нужна, а в других нет                   -  Запишите эти предложения правильно.  

    - Из какого произведения встретился отрывок? («Сказка о царе Салтане..» А.С.Пушкин)  

                                                         

    Контроль, коррекция, организация работы в парах, самостоятельной работы.

    Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

    Работа в парах Коммуника-тивный,  познава-тельный, межпред-метный

    5. Физкульт-минутка

    Переключение деятельности

     Один олень в осенний день

     Отлично отдыхал.                                  У озера в осиннике

     Резвился и скакал.

     А мимо ослик проходил,

    Он тоже отдыхать любил,

     Но очень занят был.

     Сказал он, глядя на оленя:

     «Я подожду до воскресенья».

    Развитие бережного отношения к своему здоровью

    Здоровье-сберегаю-щий

    6.                                Работа со схемами предложе-ний

    Работа  в группах                           - А сейчас мы с вами поработаем в группах.                                        – Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы.                                Наступила поздняя осень, дни стали короче. Уже улетели ласточки, скворцы и грачи. Лес поредел и приготовился к зимнему сну. Снег выпадал, но скоро таял. Зима приближалась, а природа ждала её прихода.        

    [ ─ ═], [ ─  ═].                                 [ ═ ,─,─ и ─].                                                 [ ─ ═ и  ═ ].

    [ ─ ═, но  ═].   

    [ ─ ═], а [ ─  ═].

      Проверка на экране (слайд 5)                         - Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении однородные члены                        (с помощью интонации, союзов и,а,но)                                            - А как могут быть связаны части сложного предложения?                          (с помощью интонации, союзов и,а,но) 

    - Скажите, какие средства художественной выразительности  встретились в этом тексте?      

    Контроль, коррекция, организация работы в группах.

    Согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

    Работа в группах. Коммуника-тивный,  познава-тельный,

    7.                       Работа  в парах по карточке.

    Работа по учебнику.

    Обобщение и систематизация знаний. Развивать навыки самоконтроля, умение применять знания, полученные на уроке

    - Работая в парах, составьте алгоритм  «Как  нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»

    1 ) Найди и подчеркни…………..

    (грамматическую основу)

    2) Определи количество……….

    (частей в предложении)

    3) Обрати внимание на (союз), который связывает части сложного предложения.  

    4) На границе частей сложного предложения ………..

    (поставь запятую)                       - Что у вас получилось?  

    Проверка на экране(слайд 6)

      Стр.38, упр.54                                       - Прочитайте предложения. Объясните, какие буквы пропущены в словах.                        – Прочитайте предложения с однородными членами. В каких предложениях нужно поставить запятую, почему? Прочитайте сложные предложения. В каких поставите запятую, почему?                   Спишите предложения, расставьте знаки препинания.           Слабые ученики выписывают три предложения по собственному выбору. Сильные ученики выполняют задание, обозначенное  знаком «Задание   повышенной сложности»: выписывают сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Ставят, где нужно, запятые Проверка. Один ученик читает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй – простые. Самооценка.

    Контроль, коррекция, организация самостоя-тельной работы.

    Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном, самоконтроль.

    Работа в парах Коммуникативный

    8.                  РефлексияТест для всего класса.

     Совершенствование умений отличать  простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.

    - Давайте проверим, а сможете ли вы на слух определить вид предложения. Я буду читать предложения, а вы попробуйте построить к ним  схемы. (один ученик работает у обратной стороны  доски)

    Улетают журавли, плывут по небу низкие осенние облака. Притихли омытые осенним дождем поля, леса, дубравы. Последние цветы  кивают головками и  издают приятный запах. Листья на деревьях уже пожелтели, но осень не вступила ещё в полную силу.          – Проверим работу, есть ли замечания к ученику, который строил схемы у доски?

    Проверка на экране.(слайд 7)

     Кто в этой работе не допустил ошибок? Сделайте отметку на полях.

    - Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения 

    Контроль, коррекция

    Умение выполнять задание в соответствии с целью Самоконтроль

    Регулятив-ный Личностные

    Коллектив-ный

    9.                   Итог урока

    Развивать умение оценивать, анализировать свою работу.

    - Подведём  итоги  урока.                         - Назовите тему урока.

    - Назовите цель урока.

    - Достигли мы цели урока?

    - Какие открытия были нами сделаны?

    - Что было для вас трудным? Почему?

    - Что бы вы ещё хотели узнать?

    - Оцените свою работу (светофор)  Зелёный –знаю и умею, жёлтый  – есть сомнения, красный – мне трудно.

    - Спасибо вам за урок, ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями!

    Анализиру-ет резуль-таты рабо-ты, выявля-ет причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельнос-ти. Создание положительной мотивации к обучению

    Уметь оценивать свою работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше

    Регулятив-ные  Личностные

    10.                      Домашнее задание

    Стр. 39, упр.55,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме:Знаки препинаия в предложениях с прямой речью

    Урок построен по технологии проблемного обучения.  В  обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групп...

    конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения".

    конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения"....

    Урок по русскому языку по теме: "Знаки препинания в предложении с прямой речью".

    Урок  русского  языка в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Оборудован...

    Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

    Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

    Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

    Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

    Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...