Главные вкладки

    Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx84.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    3 класс

    Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание

    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, углубить сведения об однородных членах предложения, их функции, видах, графическом обозначении.

    Задачи урока:

    1.Совершенствовать  умение учащихся находить в тексте однородные члены предложения, ставить знаки препинания в  предложениях с однородными членами без союзов, с союзами: и, а, но, или;    

    графически объяснять постановку запятых
    2.Развивать орфографическую зоркость учащихся,  грамотную речь детей (устную и письменную), логическое мышление, пространственное воображение, память.
    3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, познавательный интерес к изучению русского языка 

    Оборудование: Сигнальные карточки с буквами. Карточки, схемы для групповой и индивидуальной работы учащихся. Учебное пособие «Моя малая Родина» - Челябинск: «Край Ра», 2018

    Предметные

    Метапредметные УУД

    Личностные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Познавательные

    • Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
    • Находить в тексте предложение, соответствующее схеме.
    • Доказывать постановку знаков препинания в предложениях.
    • Принимать и сохранять учебную задачу
    • Оценивать предложенный ответ.
    • Осуществлять взаимный контроль.
    • Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
    • Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
    • Формулировать результаты наблюдения.
    • Сотрудничать в совместном решении проблемы.
    • Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос.
    • Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы.
    • Формировать положительное отношение, к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
    • Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

    Ход урока

    Этап урока

    Содержание

    1.Оргмомент

    Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха)

    - Здравствуйте ребята, садитесь!

    На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!»

    - Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

    - Что необходимо для успешной работы на уроке?

    - Давайте пожелаем друг другу успеха.

    - Наше сегодняшнее занятие немного необычное. Оно пройдёт без учебника  русского языка. На уроке будет использоваться только пособие «Моя малая Родина»

    - Что для нас с вами является малой Родиной?  (Урал, город Челябинск)

    За цепью гор, за перевалом,
    Давно живёт "старик седой",
    На карте значится Уралом,
    Державный край земли родной.

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    - Сегодня 1 декабря. Прочитайте, как в старину люди называли этот месяц. (С.35)

    - Почему декабрь называли студень, ветрозим, стужайло?

    - Декабрь – зимний месяц. Но можно ли сказать, что именно с этого месяца начинается зима? (С.31 «Моя малая Родина»)  Действительно, зима на Урале особенная, долгая.

    2.Словарная работа

    Урал родной – большое диво,
    Богатство недр неповторимо,
    Признаюсь, просто благодать -
    Урал глазами увидать.

    - Сегодня мы повторим несколько словарных слов, которые связаны с нашим краем.

    1) Послушайте предложение. Найдите в нём слова с непроверяемым написанием.

    Территория Челябинской области простирается с запада на восток на 400 км.

    - Запишите те словарные слова, которые услышали.  

    запад   восток

    2) Определите растение по его описанию.  

    Травянистое растение с маленькими белыми колокольчатыми цветками, имеющими сильный сладкий запах.    (ландыш)

    3) Отгадайте, о чём идёт речь в загадке.

    Все обходят это место:

    Здесь земля, как будто тесто,

    Здесь осока, кочки, мхи...

                     Нет опоры для ноги.   (болото)

    В Челябинской области самое крупное болото - озеро – Донгузлы в Еткульском районе.

    4) Продолжите фразу: На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков … горох.

    5) Узнайте слово по его происхождению.

    Одни учёные связывают происхождение этого слова с корнем мал: ведь ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила своё имя за свой тёмно-красный, малиновый цвет.    алина)

    Плодами малины питаются не только птицы, но и медведи, волки, лисы, куницы.

    Проверка

    - Проверим правильность записанных слов с помощью сигнальных карточек.  Учитель называет слово, а дети показывают букву – непроверяемое написание.

    запад, восток, ландыш, болото, горох, малина

    Самооценка

    - Оцените правильность выполнения задания.

                 

                   - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

    3.Минутка чистописания.

    Актуализация.

    Введение в тему урока.  Постановка учебной задачи

    Урал - прозрачные озёра,
    А в них хрустальная вода,
    Как много в нём души, простора,
    Известны Миру города.

    К к   Кк

    - На карте Челябинской области найдите названия  городов, которые начинаются с буквы «К». (С.10 «Моя малая Родина»)

    Куса, Катав-Ивановск, Карабаш, Карталы, Касли, Копейск, Кунашак, Кыштым

    - Рассмотрите схему предложения.  Что заметили? (Есть однородные члены предложения. Между ними нет знаков препинания.)

    О О О

    - города Челябинской области.

    - Как связаны однородные члены?  (Интонацией перечисления)

    - Запишите предложение. Дополните его недостающими однородными подлежащими.

    - Расставьте знаки препинания.

    - Прочитайте полученное предложение.

    (Карталы, Касли, Копейск - города Челябинской области.)

    - Как расставили знаки препинания?

    Самооценка

    - Оцените правильность выполнения задания.

                   - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

    - На доску вывешивается тема урока:

    Знаки препинания при однородных членах предложения

    - Знакома ли вам эта тема? (Да.)

    - Что мы уже знаем про однородные члены предложения, что уже умеем?

    • Знаем признаки однородных членов предложения.
    • Умеем находить в предложении однородные члены.
    • Умеем расставлять знаки препинания.

    - Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнее занятие?

    • Находить в тексте предложения с однородными членами.
    • Правильно расставлять знаки препинания.
    • Употреблять в речи предложения с однородными членами

    4.Решение учебной задачи

    - Приступим к реализации поставленных задач.

    - Для этого нам необходимо вспомнить основные признаки однородных членов предложения.

    - Заполните карточку «Повторим», впишите пропущенные слова.

    Повторим

    Однородные члены предложения

    Однородные члены произносятся с интонацией _____________________________________________ ,

    отвечают_________________________________________________________________________________________ вопрос,

    относятся к  __________________________________________________________________ члену  предложения.

    Выражены __________________________________________________________________ частью речи.

    Являются __________________________________________________________________ членом  предложения.

    Однородными могут быть как _______________________________________________________________, так и 

    ___________________________________________________________________________________  члены  предложения.

    - Прочитайте правило, которое у вас получилось. Сравните свои ответы с карточкой-помощницей.

    Повторим

    Однородные члены предложения

    Однородные члены произносятся с интонацией перечисления,

    отвечают на один и тот же вопрос,

    относятся к  одному и тому же члену  предложения.

    Выражены одной и той же частью речи.

    Являются одним и тем же членом  предложения.

    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены  предложения.

    Самооценка

    - Оцените правильность выполнения задания.

                 

                   - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

    - Как быть тому, кто ещё ошибается в нахождении однородных членов предложения?         (Пользоваться памяткой, т.е. карточкой-помощницей.)

    - Как могут быть связаны в предложении однородные члены?

    • интонацией перечисления
    • союзами  и, а, но, или

    - Вы уже умеете ставить запятые между однородными членами предложения, если между ними нет союзов.

    - Как ставятся знаки препинания, если однородные члены соединены союзами?

    Схемы соединения и разделения

    однородных членов предложения

    1. О,  О,  О.
    2. О и О.    
    3. О или О.
    4. О, а О.  
    5. О, но О.  
    6. О, да О.  
    7. и О,  и О,  и О.
    8. О и О,  О и О.

    5. Закрепление полученных знаний и способов действий

    - Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов.

    - Вспомним

    Алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены

    1. Определи, есть ли в предложении однородные члены,  найди их.

    2. Подумай, как соединены однородные члены предложения.

    3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения.

    Задания:

    1. Спишите текст с однородными членами, выбрав из скобок нужный союз. Поясните выбор знаков препинания графически (составьте схему).
                   Речной рак водится в Еловом озере (и, а, но, да) Большом Кисегаче.

                   Живут речные раки долго (и, а, но, да) растут очень медленно.
    Проверка

    - Какое получилось первое предложение?

    - Какие союзы выбрали в первом предложении? (и, да)

    - Почему? (Соединяют однородные обстоятельства места)

    Речной рак водится в Еловом озере и Большом Кисегаче.

    или

    Речной рак водится в Еловом озере да Большом Кисегаче.

    - Какие знаки препинания поставили? (Не поставили.)

    - Почему?  (Однородные члены соединены одиночными союзами.)

    - Какие схемы составили?

    О и О

      О да О

    - Прочитайте второе предложение.

    - Какие союзы выбрали в этом предложении? (а, но)

    - Почему? (Противопоставляются однородные обстоятельства.)

    Живут речные раки долго, а растут очень медленно.

    или

    Живут речные раки долго, но растут очень медленно.

    - Какие знаки препинания поставили? (Запятые.)

    - Почему?  (Однородные члены соединены одиночными союзами а, но.)

    - Какие схемы составили к этому предложению?

    О, а О

      О, но О

    Самооценка

    - Оцените правильность выполнения задания.

                 

                  - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

    Физкультминутка

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – нагнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – на место тихо сесть.

    - Почему я использовала именно эту физкультминутку?

    - Как она связана с темой нашего урока?  (Есть однородные сказуемые)

    5. Закрепление полученных знаний и способов действий

    2. Работа в парах.

    - Отгадайте загадку.

    Снег засыпал все тропинки.
    Отдыхал я у осинки.
    Вдруг на ветку села птичка,
         А зовут её  ...    (Синичка)

    Поработайте в паре.

    - Прочитайте и проанализируйте  предложения.

    Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек.

    В хвойных,  лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка.

    Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц.

    - Ниже приведены схемы предложений с однородными членами.

    - К каждой схеме выберите и запишите соответствующее предложение так, чтобы получился текст о синичке.

    1)  О, О.

    2)  О и О.

    3)  О, но О и О.

    Проверка

    - Какой получился текст?

    В хвойных,  лиственных лесах Урала живёт синичка-гаичка.

    Зимой и весной эти птички кормятся на ветвях лиственниц.

    Они усердно, но ловко и быстро общипывают чешуйки с мелких почек.

    - Почему вы поменяли порядок следования предложений?  (Надо было составить текст.)

    - Какую роль в тексте играют однородные члены?  (Служат для точности описания. Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)

    3. Самостоятельная работа.

    Графический диктант

    Возьмите листочки, подпишите их. На листе расставлены  номера от 1 до 9. Внимательно слушайте каждое предложение. Если в предложении при однородных членах нужна запятая, поставьте «+», если запятая не нужна – «-».

    1. По склонам гор видны сосны и кедры.

    2. Многие горные хребты Урала покрыты снегом или ледниками.

    3. Ель – красивое,  высокое дерево.

    4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

    5. Река Миасс пересекает Челябинскую область, впадает в реку Исеть.

    6. На болотах любят бывать лоси и кабаны.

    7. При взлёте вертолёт не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

    8. Семенами ели питаются дятлы, клесты, белки и мыши.

    9. Хвоинки ели располагаются поодиночке и держатся на ветках пять-семь лет.

    Карточка для проверки

    1.  –
    2.  –
    3.  +
    4.  +
    5.  +
    6.  –
    7.  +
    8.  +
    9.  –

    - Как вы справились с этой работой, я проверю сама, но в листе самооценки отметьте, как вы научились ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    (Учащиеся сдают выполненные работы)

                 

                  - знаю и применяю                 - иногда ошибаюсь                 - пока не получается

    6. Домашнее задание

    Дома вы будете работать по карточке.

    - Прочитайте задание.

    - Какие шаги надо сделать, чтобы правильно выполнить задание?

    Ф.И. _______________________

    Из учебника «Моя малая Родина» подобрать и записать предложения к схемам:

    1)  О, О, О.

    2)  О и О.

    3)  О, но О.

    Указать, каким членом предложения являются однородные члены.

    - Возникли ли вопросы по выполнению задания?

    7. Итог урока. Рефлексия

    - Давайте снова посмотрим на доску, вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока:

    • Находить в тексте предложения с однородными членами.
    • Правильно расставлять знаки препинания.
    • Употреблять в речи предложения с однородными членами.

    - Подумайте, а нужны ли  в речи однородные члены?

    - Для чего они нужны?

      (Однородные члены предложения используются в речи для точности описания.

       Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)

    - Теперь проанализируйте свои листы самооценки и сделайте вывод: «Как каждый из вас справился с поставленными задачами?»

    Лист самооценки

     

                   - знаю и применяю  

                     - иногда ошибаюсь              

                     - пока не получается

    Задание

    Моя оценка

    1.Словарная работа

    2. Минутка чистописания

    3.Работа по карточке «Повторим»

    4.Работа над предложениями с выбором союзов

    5.Работа в паре

    6.Графический диктант

    - Кто хочет рассказать о своих результатах?  (Высказывания ребят.)

    - Рассмотрите  таблицу, выберите к каждому вопросу ответ:

    1.На уроке я работал(а)

    активно / пассивно

    2. Своей работой на уроке я

    доволен / не доволен

    3. Урок для меня показался

    коротким / длинным

    4. За урок я

    не устал / устал

    5. Мое настроение

    стало лучше / стало хуже

    6. Материал урока для меня был

    понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    лёгким / трудным

    7. Домашнее задание мне кажется

    интересным / неинтересным

     Наше занятие мне хочется завершить такими строками:

    В небеса уходят горы,
    Реки бурные текут,
    А леса стоят стеною
    Посмотри и там, и тут.

    Наш Урал могуч собою,
    И красив он и велик...
    Любим мы его душою!
    Да и как же не любить?

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

    Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

    Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

    Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

    Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

    Урок русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах".

    Подробный план-конспект урока русского языка по теме "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония" 4 класс, ФГОС). К данному уроку прилагается смарт-презентация....

    Презентация к уроку русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония", 4 класс)

    Презентация разработана по УМК "Гармония" 4 класс  и соответствует требованиям ФГОС....

    Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

    Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....