Урок русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) на тему

Носкова Татьяна Леонидовна

Подробный план-конспект урока русского языка по теме "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония" 4 класс, ФГОС). К данному уроку прилагается смарт-презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuzy_i_znaki_prepinaniya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Союзы и знаки препинания при однородных членах».    

Класс: 4.

УМК: «Гармония».

 Учебник: М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко  « Русский  язык: К тайнам нашего языка»  - Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век» для 4 класса в 2 частях .

Тетради: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса  в 3 частях .

     

Цель урока.

Развитие   умения  распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах, когда это нужно.

Задачи урока.

  1. Развивать познавательные  УУД на основе открытия правил постановки запятых при однородных членах с использованием союзов, знаково-символических действий (кодировка правил).
  2. Развивать  познавательных УУД при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).
  3. Развивать познавательные  логических УУД анализа, сравнения и обобщения  при работе со словарными словами.
  4. Развивать личностные УУД при создании интереса к способу решения проблемы.
  5. Развивать регулятивных УУД  при формулировке цели урока, действия контроля, прогнозировании результата  работы (оценочный лист).
  6. Развивать коммуникативных УУД в процессе сотрудничества со сверстниками  в поиске и сборе информации («Продолжи формулировку правил»).

Оборудование урока.

  1. Интерактивная доска.
  2. Смарт-презентация.
  3. Средства обратной связи («светофоры»).
  4. Оценочные листы.
  5. Разрезной материал для схематической кодировки правил.
  6. Индивидуальные карточки для учащихся (для дифференцированной работы).
  7. «Карточки-помощницы» для правильной постановки знаков препинания при однородных членах.
  8. Бланки учащимся для мини-тестов.
  9. «Весенние цветы» (рефлексия).

               

Ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный    момент.

Слайд 1

Слайд 2

- Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга  доброй улыбкой. Садитесь.

- Сейчас у нас урок русского языка.

Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы  работу с пословицы. Прочтите её.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Актуальна ли эта пословица на сегодняшнем уроке?

- Человек, получивший знания, не пропадёт нигде.

- Полученные знания всегда пригодятся человеку в жизни.

- Конечно, актуальна. Сегодня на уроке мы, скорее всего, получим навыки грамотного письма. А грамотным человеком быть очень важно.

II. Введение в тему урока.

- Перед вами лежит оценочный лист, где мы будем фиксировать результаты своей работы, самостоятельно оценивая себя. По каким параметрам мы будем себя оценивать?

- А сейчас откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня третье марта. Не забудьте о правилах  правильной посадки при письме.

- Аккуратность, активность, знание слов из словаря, умение составлять предложение, знаки препинания при однородных членах.

(Дети записывают число)

III.Минутка чистописания.

Слайд 3

- С чего мы всегда начинаем урок русского языка?

- Зачем нам этот этап урока?

- Найдите закономерность узора.

-Какое общее название они имеют?

- Как вы думаете, почему мы именно служебные части речи пишем сегодня во время «минутки чистописания»?

- С «минутки чистописания».

-Для формирования красивого разборчивого почерка.

- Здесь чередуются предлог, частица, союз.

- Служебные части речи.

- Возможно, какие-то из них мы  будем использовать сегодня на уроке, как ,наверное, будет требовать тема урока.

IV. Словарная работа.

Слайд 4

  1. Работа со словами из словаря

Работа с оценочным листом.

Работа с предложениями (дифференцированная работа).

Слайд 5.

Слайд 6.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Нужно ли вспоминать их правописание?

- Можно ли как-то объединить эти слова?

- Мы сегодня весь урок будем работать под девизом «Навстречу весне». Даже мы с вами обладаем именем весенних месяцев. Давайте познакомимся.

- Встаньте те, кто имеет имя «Март».

- А теперь ребята с именем «Апрель».

- Ну а теперь встаньте те, чьё имя «Май».

- Что нужно сделать с этими словами?

- Поставьте себе прогнозируемую отметку по знанию правописания словарных слов.

- Решите орфографические задачи.

- Проверьте и просигнальте.

- Поставьте себе отметку в оценочном листе в графе «После выполнения работы». Совпала ли отметка с прогнозируемой?

- А можно ли эти слова разделить на группы?

- А по каким признакам?

- А по какому ещё признаку можно разделить их?

- Где нам встретятся эти слова?

-Сейчас мы будем работать с предложениями. Поставьте в оценочном листе прогнозируемую отметку.

- Каждый весенний месяц будет выполнять свою работу.

-«Март», согласны ли вы с данным оформлением мысли? Если нет, то преобразуйте данные предложения.

- «Апрель», как вы считаете, какую работу нужно выполнить вам?

-«Май», вам нужно составить предложение с интонацией перечисления, используя одно или несколько предложенных словарных слов.

- Прочитаем, что у нас получилось.

- Поставьте себе отметку в оценочный лист в графу «После выполнения работы».

- Чем похожи все наши предложения?

- Подчеркните их.

-Какие члены предложения могут быть однородными?

- Это слова из словаря.

- Да. Наверное, они встретятся нам на уроке. И мы должны знать их правописание. Безграмотным быть стыдно.

- Все эти слова на тему «Весна».

(У каждого учащегося на рабочем месте наклеена карточка с названием весеннего месяца / по уровням / - для дифференцированной работы).

(Встают «для знакомства» ребята 1 уровня).

(Встают ребята 2 уровня).

(Встают  ребята 3 уровня).

- Решить орфографические задачи (вставить буквы).

(Учащиеся ставят отметки в оценочный лист в графу «Знание слов из словаря»)

(Ребята вставляют буквы в ирдивидуальных листах. 1 ученик работает на интерактивной доске.

(Ребята сигналят светофором – средство обратной связи).

- Да, можно.

- По частям речи. Имена существительные: апрель, берёза, облако, природа, соловей;

глаголы: жужжать, таять;

наречие: быстро.

- По орфограммам. Безударные гласные в корне, безударные гласные в суффиксе, удвоенные согласные:

апрель       таять         жужжать

берёза        быстро

облако

природа

соловей

- В устной и письменной речи при оформлении  предложений.

(Ребята работают с оценочным листом).

(Ребята  низкого уровня по карточкам в тетрадях из трёх предложенных предложений составляют одно с однородными членами).

- Составить из данных слов предложение.

(Ребята среднего уровня по карточкам в тетрадях составляют предложение, 1 ученик  работает у интерактивной доски).

(Ребята высокого уровня составляют предложение типа «Пчёлы весной жужжат, перелетают с цветка на цветок.»

(Проверяем фронтально выполненную работу).

- Во всех предложениях есть однородные члены.

(Ребята подчёркивают однородные члены).

-Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены (доказывают с помощью только что записанных предложений).

V.Актуализация знаний об однородных членах предложения.

  Слайд 7

- Так что такое однородные члены?

-Зачем нужны однородные члены  предложения?

-Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения.

(При ответе нуждающиеся учащиеся пользуются схемой со слайда).

- Они делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

VI. Работа над новой темой.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Постановка целей урока.

Слайд 8

     3.Сообщение темы

         урока.  

Слайд 9

Физкультминутка

4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

5.     Выявление места

        и    причины    

         затруднения.

    Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

     

6.    «Открытие»

           детьми нового

            знания.

7. Реализация

   построенного

    проекта.

Слайды 14, 15

                           

 

- Оказывается, мы очень хорошо усвоили материал об однородных членах. Давайте подтвердим свои знания, выполнив упражнение  480  на стр.66.

-Откройте учебник, прочтите задание.

- На все ли предложенные вопросы этого упражнения вы можете ответить?

-Чему же мы научимся сегодня на уроке?

-Итак, тема нашего урока «Союзы и знаки препинания при однородных членах».

(Выходит ученик и проводит игру

«Запрещённое движение».

- Ребята, наш век – век высоких технологий. Вы часто общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. А как вы относитесь к этой ситуации?

-  Что тогда происходит? Давайте обратимся к такому случаю. Ребята в классе разбились на команды для игры. Маша в это время болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать, кто в какой команде. Миша ей присылает ответ: «В первую команду записались Света, Вася, Катя, Женя, Толик, Наташа записались во вторую команду». Вы можете понять, кто в какой команде?

- Почему?

- Как выйти из этой нелёгкой ситуации?

-А можно ли догадаться, где нужны знаки препинания?

- Ребята, в таком случае поможет интонация.(Читаю с правильной интонацией).

- Теперь понятны границы предложений?

- Какие ещё знаки препинания нужны, кроме точки?

-Запишите предложения по вариантам: 1 вариант – первое предложение, а 2 вариант – второе предложение. Подчеркните однородные члены.

- А теперь проверим выполненную работу. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

-А как ещё соединяются однородные члены?

-А какие союзы вы знаете?

-Какие знаки  препинания ставятся при союзах?

-А сейчас вы узнаете о правилах пунктуации при однородных членах. Точнее, не узнаете, а сами должны сформулировать, пользуясь правилом-схемой  в учебнике.

-Откройте стр. 66. Работать будете в группах. Первый ряд продолжает формулировку первого пункта правила, второй ряд – второго пункта, а третий ряд – третьего пункта. Помогать вам будут схемы.

-А теперь проверим.

- А сейчас  мы будем моделировать сформулированные вами правила. На каждой парте у вас разрезной материал. Зачитывая ещё раз каждое правило, вы должны составить его модель. Работать будете в парах.

-Нет, не на все. Мы знаем чёткие ответы на вопросы: «Зачем мы используем однородные члены?», «По каким признакам их узнаём?», «Какие члены предложения бывают однородными?»

- А вот на вопросы 4 и 5 мы не можем дать ответы.

- Как мы можем соединять однородные члены?

- Когда нужно ставить запятые, а когда –  нет.

(Выслушивается несколько мнений ребят, которые придут к мнению, что люди перестают понимать друг друга).

- Нет, не можем.

- Два предложения соединились в одно. Миша не соблюдал постановку знаков препинания, а это необходимо.

- Надо расставить знаки препинания.

(Выслушиваются мнения ребят, но к точному выводу прийти сложно).

- Да.

- Нужны запятые, так как здесь  однородные члены соединяются интонацией перечисления.

-С помощью союзов.

-«А», «и», «но».

(Дети высказывают свои предположения).

(Ребята из  каждой группы формулируют правила постановки знаков препинания. Учащиеся в это время контролируют правильность с помощью светофора.

(Ребята составляют схемы правил после того, как учитель зачитывает в стихотворной форме каждый случай пунктуации. Проверяем по слайдам презентации, открывая каждый раз «шторку»).

VII. Первичное

        закрепление

        нового

        материала.

1.Работа с предложениями, содержащими однородные члены.

Слайды 16-20

2.Самостоятельная работа.

Слайд 21

3.Включение в систему знаний и обобщающее повторение.

Слайд 22.

Работа с «Оценочным листом»

VIII.Рефлексия учебной деятельности (итоги  урока и домашнее задание, работа с «Весенними цветами»).

Слайды 23, 24, 25

Слайд 26.

- Ребята, вы готовы проверить приобретённые на сегодняшнем уроке знания?

- Перед вами предложение:

«Ласточка питается мухами комарами мошками».

- Как вы думаете, какую работу мы сейчас будем выполнять?

- Правильно. Сейчас мы будем работать с предложениями, включающими однородные члены. Запишите это предложение к себе в тетрадь и исправьте имеющиеся ошибки, если они есть.

Кто уверен в своих знаниях, могут работать самостоятельно (по карточкам с этими же предложениями). Кто не совсем уверен в своих знаниях, можете воспользоваться карточкой-помощницей (предлагаю).

(Дифференциация по степени самостоятельности).

- Ребята, а сейчас проверьте постановку знаков препинания.

(Открываю «шторку» , учащиеся проверяют постановку запятых.

(Далее предлагаются предлжения:

Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

        Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

        Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

        Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

(При проверке  под «шторками» слайдов могут встречаться «ловушки» - ошибки в постановке запятых и неправильное решение орфографических задач.

Учащиеся, выполнившие работу самостоятельно, проверяют себя по карточкам , которые  раздаю по окончании работы.

- Ребята, а сейчас откройте тетради с печатной основой на странице 55. Найдите упражнение479.

Прочитайте внимательно задание.

- Кому не понятна наша предстоящая работа?

- Это упражнение каждый будет выполнять самостоятельно.

- А теперь проверим. Будем работать в парах. Сравните результаты выполненной работы друг с другом. Придите к правильному решению, если есть расхождения. Помогите своему соседу исправить ошибки, если они имеются. Расскажите друг другу о значении встретившихся союзов.

- А сейчас у нас есть возможность быстро проверить, как мы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполним мини-тест. У вас на партах есть маленькие листочки с порядковыми номерами. Я буду зачитывать предложения. А вы должны решить, нужны в каждом из них запятые или нет. Если нужны, ставите «+» рядом с порядковым номером этого предложения, а если не нужны, то ставим «-».

Зачитываю предложения:

  1. Весна прекрасна своими душистыми и ароматными цветами.
  2. Воздух весны свежий, лёгкий, парящий.
  3. Весной появляются и почки на деревьях, и травка, и цветы.
  4. Весной птицы поют весёлые и красивые песни.
  5. В мае всё зеленеет и цветёт.
  6. На лесных полянах появляются подснежники, медуницы.
  7. Весной солнышко тёплое и ласковое.
  8. Мы гуляли по лесу, но природу не губили.

(Затем открываю слайд с ответами, а ребята проверяют).

- Ребята, а сейчас поставьте себе отметку за умение ставить знаки препинания при однородных членах.

- А теперь оценочные листы передайте с задних парт на передние. Скоро вы узнаете свои отметки.

- Ребята, давайте вспомним, над решением каких вопросов мы работали на сегодняшнем уроке?

- Как вы считаете, смогли ли мы ответить на эти вопросы?

- Вы молодцы, отлично поработали и многие получают сегодня отметки.

(Оцениваю работу учащихся отметками).

-  Каким же был для вас сегодняшний урок?

- Какую из этих фраз вы хотели бы продолжить?

- Для того, чтобы закрепить полученные нами знания, дома вы ещё раз поработаете над схемой-правилом на странице 66 и выполните упражнение 481в тетради с печатной основой на странице 57.

Запишите в дневник это задание (открываю слайд с заданием, если нужно, поясняю суть задания).

 -Ребята, так как наш урок был весенним, то мы должны ещё раз выразить своё весеннее настроение.

У нас на доске три цветочка. Но они пока не распустили свои лепестки. Вы можете им в этом помочь. У вас на партах 3 лепестка. Каждый из них будет выражать   настроение урока.

Если для вас урок был интересным, увлекательным, а главное – полезным, а настроение ваше было отличное, то вы выбираете яркий розовый лепесток и приклеиваете к первому цветку. Если урок для вас был не на столько полезным  и увлекательным, как вы хотели бы, то вы выбираете голубой лепесток и приклеиваете ко второму цветку. Если же ваше настроение было мрачным, а урок не принёс вам никакой пользы, вы выбираете фиолетовый  лепесток и приклеиваете к третьему цветку.

- А теперь все встаньте. Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

- Да.

- Мы должны поставить запятые при однородных членах, если нужно.

(Учащимся, решившим работать самостоятельно, раздаю карточки с предложениями, а  некоторым желающим ребятам – карточки-помощницы. С остальными ребятами работаю фронтально со слайдами).

(Дети читают задание).

(Если кто-то затрудняется, класс помогает:

- Мы будем находить однородные члены, отмечать их «галочкой», ставить, где нужно, запятые.

(Учащиеся выставляют себе отметки в «Оценочном листе»)

- Как мы можем соединять однородные члены; когда нужны при этом запятые, а  когда нет.

- Да, смогли.

( Дети дают высказывания по одной или нескольким репликам на слайде)

(Дети «помогают распуститься весенним цветам»).

Приложение.

Оценочный лист  ____________________________

Работа на уроке

Мой прогноз

Моя отметка после выполнения работы

Отметка  

учителя

Аккуратность

Активность

Знание слов из словаря

Умение составлять предложения

Знаки препинания при однородных членах

 

Карточка-помощница.

При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

О, О, О.

Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

О и О.

Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И»

и О, и О, и О.

Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

    О, а  О.                           О, но О. 

Карточка-помощница.

При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

О, О, О.

Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

О и О.

Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И».

и О, и О, и О.

Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

    О, а  О.                           О, но О. 

Карточки  для индивидуальной работы  при  первичном закреплении нового материала.

        Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

        Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

        Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

        Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

     

         Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

         Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

         Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

         Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

Презентация к уроку русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония", 4 класс)

Презентация разработана по УМК "Гармония" 4 класс  и соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

Урок русского языка: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Тема. Знаки препинания при однородных членах предложенияЦели:         развивать умение находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как ...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...