Главные вкладки

    Урок русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах".
    презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) на тему

    Носкова Татьяна Леонидовна

    Подробный план-конспект урока русского языка по теме "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония" 4 класс, ФГОС). К данному уроку прилагается смарт-презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soyuzy_i_znaki_prepinaniya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx40.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  «Союзы и знаки препинания при однородных членах».    

    Класс: 4.

    УМК: «Гармония».

     Учебник: М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко  « Русский  язык: К тайнам нашего языка»  - Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век» для 4 класса в 2 частях .

    Тетради: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса  в 3 частях .

         

    Цель урока.

    Развитие   умения  распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах, когда это нужно.

    Задачи урока.

    1. Развивать познавательные  УУД на основе открытия правил постановки запятых при однородных членах с использованием союзов, знаково-символических действий (кодировка правил).
    2. Развивать  познавательных УУД при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).
    3. Развивать познавательные  логических УУД анализа, сравнения и обобщения  при работе со словарными словами.
    4. Развивать личностные УУД при создании интереса к способу решения проблемы.
    5. Развивать регулятивных УУД  при формулировке цели урока, действия контроля, прогнозировании результата  работы (оценочный лист).
    6. Развивать коммуникативных УУД в процессе сотрудничества со сверстниками  в поиске и сборе информации («Продолжи формулировку правил»).

    Оборудование урока.

    1. Интерактивная доска.
    2. Смарт-презентация.
    3. Средства обратной связи («светофоры»).
    4. Оценочные листы.
    5. Разрезной материал для схематической кодировки правил.
    6. Индивидуальные карточки для учащихся (для дифференцированной работы).
    7. «Карточки-помощницы» для правильной постановки знаков препинания при однородных членах.
    8. Бланки учащимся для мини-тестов.
    9. «Весенние цветы» (рефлексия).

                   

    Ход урока.

    Этап

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Организационный    момент.

    Слайд 1

    Слайд 2

    - Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга  доброй улыбкой. Садитесь.

    - Сейчас у нас урок русского языка.

    Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы  работу с пословицы. Прочтите её.

    - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    - Актуальна ли эта пословица на сегодняшнем уроке?

    - Человек, получивший знания, не пропадёт нигде.

    - Полученные знания всегда пригодятся человеку в жизни.

    - Конечно, актуальна. Сегодня на уроке мы, скорее всего, получим навыки грамотного письма. А грамотным человеком быть очень важно.

    II. Введение в тему урока.

    - Перед вами лежит оценочный лист, где мы будем фиксировать результаты своей работы, самостоятельно оценивая себя. По каким параметрам мы будем себя оценивать?

    - А сейчас откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня третье марта. Не забудьте о правилах  правильной посадки при письме.

    - Аккуратность, активность, знание слов из словаря, умение составлять предложение, знаки препинания при однородных членах.

    (Дети записывают число)

    III.Минутка чистописания.

    Слайд 3

    - С чего мы всегда начинаем урок русского языка?

    - Зачем нам этот этап урока?

    - Найдите закономерность узора.

    -Какое общее название они имеют?

    - Как вы думаете, почему мы именно служебные части речи пишем сегодня во время «минутки чистописания»?

    - С «минутки чистописания».

    -Для формирования красивого разборчивого почерка.

    - Здесь чередуются предлог, частица, союз.

    - Служебные части речи.

    - Возможно, какие-то из них мы  будем использовать сегодня на уроке, как ,наверное, будет требовать тема урока.

    IV. Словарная работа.

    Слайд 4

    1. Работа со словами из словаря

    Работа с оценочным листом.

    Работа с предложениями (дифференцированная работа).

    Слайд 5.

    Слайд 6.

    - Что вы можете сказать об этих словах?

    - Нужно ли вспоминать их правописание?

    - Можно ли как-то объединить эти слова?

    - Мы сегодня весь урок будем работать под девизом «Навстречу весне». Даже мы с вами обладаем именем весенних месяцев. Давайте познакомимся.

    - Встаньте те, кто имеет имя «Март».

    - А теперь ребята с именем «Апрель».

    - Ну а теперь встаньте те, чьё имя «Май».

    - Что нужно сделать с этими словами?

    - Поставьте себе прогнозируемую отметку по знанию правописания словарных слов.

    - Решите орфографические задачи.

    - Проверьте и просигнальте.

    - Поставьте себе отметку в оценочном листе в графе «После выполнения работы». Совпала ли отметка с прогнозируемой?

    - А можно ли эти слова разделить на группы?

    - А по каким признакам?

    - А по какому ещё признаку можно разделить их?

    - Где нам встретятся эти слова?

    -Сейчас мы будем работать с предложениями. Поставьте в оценочном листе прогнозируемую отметку.

    - Каждый весенний месяц будет выполнять свою работу.

    -«Март», согласны ли вы с данным оформлением мысли? Если нет, то преобразуйте данные предложения.

    - «Апрель», как вы считаете, какую работу нужно выполнить вам?

    -«Май», вам нужно составить предложение с интонацией перечисления, используя одно или несколько предложенных словарных слов.

    - Прочитаем, что у нас получилось.

    - Поставьте себе отметку в оценочный лист в графу «После выполнения работы».

    - Чем похожи все наши предложения?

    - Подчеркните их.

    -Какие члены предложения могут быть однородными?

    - Это слова из словаря.

    - Да. Наверное, они встретятся нам на уроке. И мы должны знать их правописание. Безграмотным быть стыдно.

    - Все эти слова на тему «Весна».

    (У каждого учащегося на рабочем месте наклеена карточка с названием весеннего месяца / по уровням / - для дифференцированной работы).

    (Встают «для знакомства» ребята 1 уровня).

    (Встают ребята 2 уровня).

    (Встают  ребята 3 уровня).

    - Решить орфографические задачи (вставить буквы).

    (Учащиеся ставят отметки в оценочный лист в графу «Знание слов из словаря»)

    (Ребята вставляют буквы в ирдивидуальных листах. 1 ученик работает на интерактивной доске.

    (Ребята сигналят светофором – средство обратной связи).

    - Да, можно.

    - По частям речи. Имена существительные: апрель, берёза, облако, природа, соловей;

    глаголы: жужжать, таять;

    наречие: быстро.

    - По орфограммам. Безударные гласные в корне, безударные гласные в суффиксе, удвоенные согласные:

    апрель       таять         жужжать

    берёза        быстро

    облако

    природа

    соловей

    - В устной и письменной речи при оформлении  предложений.

    (Ребята работают с оценочным листом).

    (Ребята  низкого уровня по карточкам в тетрадях из трёх предложенных предложений составляют одно с однородными членами).

    - Составить из данных слов предложение.

    (Ребята среднего уровня по карточкам в тетрадях составляют предложение, 1 ученик  работает у интерактивной доски).

    (Ребята высокого уровня составляют предложение типа «Пчёлы весной жужжат, перелетают с цветка на цветок.»

    (Проверяем фронтально выполненную работу).

    - Во всех предложениях есть однородные члены.

    (Ребята подчёркивают однородные члены).

    -Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены (доказывают с помощью только что записанных предложений).

    V.Актуализация знаний об однородных членах предложения.

      Слайд 7

    - Так что такое однородные члены?

    -Зачем нужны однородные члены  предложения?

    -Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения.

    (При ответе нуждающиеся учащиеся пользуются схемой со слайда).

    - Они делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

    VI. Работа над новой темой.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    1. Постановка целей урока.

    Слайд 8

         3.Сообщение темы

             урока.  

    Слайд 9

    Физкультминутка

    4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

    5.     Выявление места

            и    причины    

             затруднения.

        Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

         

    6.    «Открытие»

               детьми нового

                знания.

    7. Реализация

       построенного

        проекта.

    Слайды 14, 15

                               

     

    - Оказывается, мы очень хорошо усвоили материал об однородных членах. Давайте подтвердим свои знания, выполнив упражнение  480  на стр.66.

    -Откройте учебник, прочтите задание.

    - На все ли предложенные вопросы этого упражнения вы можете ответить?

    -Чему же мы научимся сегодня на уроке?

    -Итак, тема нашего урока «Союзы и знаки препинания при однородных членах».

    (Выходит ученик и проводит игру

    «Запрещённое движение».

    - Ребята, наш век – век высоких технологий. Вы часто общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. А как вы относитесь к этой ситуации?

    -  Что тогда происходит? Давайте обратимся к такому случаю. Ребята в классе разбились на команды для игры. Маша в это время болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать, кто в какой команде. Миша ей присылает ответ: «В первую команду записались Света, Вася, Катя, Женя, Толик, Наташа записались во вторую команду». Вы можете понять, кто в какой команде?

    - Почему?

    - Как выйти из этой нелёгкой ситуации?

    -А можно ли догадаться, где нужны знаки препинания?

    - Ребята, в таком случае поможет интонация.(Читаю с правильной интонацией).

    - Теперь понятны границы предложений?

    - Какие ещё знаки препинания нужны, кроме точки?

    -Запишите предложения по вариантам: 1 вариант – первое предложение, а 2 вариант – второе предложение. Подчеркните однородные члены.

    - А теперь проверим выполненную работу. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

    -А как ещё соединяются однородные члены?

    -А какие союзы вы знаете?

    -Какие знаки  препинания ставятся при союзах?

    -А сейчас вы узнаете о правилах пунктуации при однородных членах. Точнее, не узнаете, а сами должны сформулировать, пользуясь правилом-схемой  в учебнике.

    -Откройте стр. 66. Работать будете в группах. Первый ряд продолжает формулировку первого пункта правила, второй ряд – второго пункта, а третий ряд – третьего пункта. Помогать вам будут схемы.

    -А теперь проверим.

    - А сейчас  мы будем моделировать сформулированные вами правила. На каждой парте у вас разрезной материал. Зачитывая ещё раз каждое правило, вы должны составить его модель. Работать будете в парах.

    -Нет, не на все. Мы знаем чёткие ответы на вопросы: «Зачем мы используем однородные члены?», «По каким признакам их узнаём?», «Какие члены предложения бывают однородными?»

    - А вот на вопросы 4 и 5 мы не можем дать ответы.

    - Как мы можем соединять однородные члены?

    - Когда нужно ставить запятые, а когда –  нет.

    (Выслушивается несколько мнений ребят, которые придут к мнению, что люди перестают понимать друг друга).

    - Нет, не можем.

    - Два предложения соединились в одно. Миша не соблюдал постановку знаков препинания, а это необходимо.

    - Надо расставить знаки препинания.

    (Выслушиваются мнения ребят, но к точному выводу прийти сложно).

    - Да.

    - Нужны запятые, так как здесь  однородные члены соединяются интонацией перечисления.

    -С помощью союзов.

    -«А», «и», «но».

    (Дети высказывают свои предположения).

    (Ребята из  каждой группы формулируют правила постановки знаков препинания. Учащиеся в это время контролируют правильность с помощью светофора.

    (Ребята составляют схемы правил после того, как учитель зачитывает в стихотворной форме каждый случай пунктуации. Проверяем по слайдам презентации, открывая каждый раз «шторку»).

    VII. Первичное

            закрепление

            нового

            материала.

    1.Работа с предложениями, содержащими однородные члены.

    Слайды 16-20

    2.Самостоятельная работа.

    Слайд 21

    3.Включение в систему знаний и обобщающее повторение.

    Слайд 22.

    Работа с «Оценочным листом»

    VIII.Рефлексия учебной деятельности (итоги  урока и домашнее задание, работа с «Весенними цветами»).

    Слайды 23, 24, 25

    Слайд 26.

    - Ребята, вы готовы проверить приобретённые на сегодняшнем уроке знания?

    - Перед вами предложение:

    «Ласточка питается мухами комарами мошками».

    - Как вы думаете, какую работу мы сейчас будем выполнять?

    - Правильно. Сейчас мы будем работать с предложениями, включающими однородные члены. Запишите это предложение к себе в тетрадь и исправьте имеющиеся ошибки, если они есть.

    Кто уверен в своих знаниях, могут работать самостоятельно (по карточкам с этими же предложениями). Кто не совсем уверен в своих знаниях, можете воспользоваться карточкой-помощницей (предлагаю).

    (Дифференциация по степени самостоятельности).

    - Ребята, а сейчас проверьте постановку знаков препинания.

    (Открываю «шторку» , учащиеся проверяют постановку запятых.

    (Далее предлагаются предлжения:

    Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

            Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

            Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

            Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

    (При проверке  под «шторками» слайдов могут встречаться «ловушки» - ошибки в постановке запятых и неправильное решение орфографических задач.

    Учащиеся, выполнившие работу самостоятельно, проверяют себя по карточкам , которые  раздаю по окончании работы.

    - Ребята, а сейчас откройте тетради с печатной основой на странице 55. Найдите упражнение479.

    Прочитайте внимательно задание.

    - Кому не понятна наша предстоящая работа?

    - Это упражнение каждый будет выполнять самостоятельно.

    - А теперь проверим. Будем работать в парах. Сравните результаты выполненной работы друг с другом. Придите к правильному решению, если есть расхождения. Помогите своему соседу исправить ошибки, если они имеются. Расскажите друг другу о значении встретившихся союзов.

    - А сейчас у нас есть возможность быстро проверить, как мы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполним мини-тест. У вас на партах есть маленькие листочки с порядковыми номерами. Я буду зачитывать предложения. А вы должны решить, нужны в каждом из них запятые или нет. Если нужны, ставите «+» рядом с порядковым номером этого предложения, а если не нужны, то ставим «-».

    Зачитываю предложения:

    1. Весна прекрасна своими душистыми и ароматными цветами.
    2. Воздух весны свежий, лёгкий, парящий.
    3. Весной появляются и почки на деревьях, и травка, и цветы.
    4. Весной птицы поют весёлые и красивые песни.
    5. В мае всё зеленеет и цветёт.
    6. На лесных полянах появляются подснежники, медуницы.
    7. Весной солнышко тёплое и ласковое.
    8. Мы гуляли по лесу, но природу не губили.

    (Затем открываю слайд с ответами, а ребята проверяют).

    - Ребята, а сейчас поставьте себе отметку за умение ставить знаки препинания при однородных членах.

    - А теперь оценочные листы передайте с задних парт на передние. Скоро вы узнаете свои отметки.

    - Ребята, давайте вспомним, над решением каких вопросов мы работали на сегодняшнем уроке?

    - Как вы считаете, смогли ли мы ответить на эти вопросы?

    - Вы молодцы, отлично поработали и многие получают сегодня отметки.

    (Оцениваю работу учащихся отметками).

    -  Каким же был для вас сегодняшний урок?

    - Какую из этих фраз вы хотели бы продолжить?

    - Для того, чтобы закрепить полученные нами знания, дома вы ещё раз поработаете над схемой-правилом на странице 66 и выполните упражнение 481в тетради с печатной основой на странице 57.

    Запишите в дневник это задание (открываю слайд с заданием, если нужно, поясняю суть задания).

     -Ребята, так как наш урок был весенним, то мы должны ещё раз выразить своё весеннее настроение.

    У нас на доске три цветочка. Но они пока не распустили свои лепестки. Вы можете им в этом помочь. У вас на партах 3 лепестка. Каждый из них будет выражать   настроение урока.

    Если для вас урок был интересным, увлекательным, а главное – полезным, а настроение ваше было отличное, то вы выбираете яркий розовый лепесток и приклеиваете к первому цветку. Если урок для вас был не на столько полезным  и увлекательным, как вы хотели бы, то вы выбираете голубой лепесток и приклеиваете ко второму цветку. Если же ваше настроение было мрачным, а урок не принёс вам никакой пользы, вы выбираете фиолетовый  лепесток и приклеиваете к третьему цветку.

    - А теперь все встаньте. Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

    - Да.

    - Мы должны поставить запятые при однородных членах, если нужно.

    (Учащимся, решившим работать самостоятельно, раздаю карточки с предложениями, а  некоторым желающим ребятам – карточки-помощницы. С остальными ребятами работаю фронтально со слайдами).

    (Дети читают задание).

    (Если кто-то затрудняется, класс помогает:

    - Мы будем находить однородные члены, отмечать их «галочкой», ставить, где нужно, запятые.

    (Учащиеся выставляют себе отметки в «Оценочном листе»)

    - Как мы можем соединять однородные члены; когда нужны при этом запятые, а  когда нет.

    - Да, смогли.

    ( Дети дают высказывания по одной или нескольким репликам на слайде)

    (Дети «помогают распуститься весенним цветам»).

    Приложение.

    Оценочный лист  ____________________________

    Работа на уроке

    Мой прогноз

    Моя отметка после выполнения работы

    Отметка  

    учителя

    Аккуратность

    Активность

    Знание слов из словаря

    Умение составлять предложения

    Знаки препинания при однородных членах

     

    Карточка-помощница.

    При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

    О, О, О.

    Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

    О и О.

    Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И»

    и О, и О, и О.

    Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

        О, а  О.                           О, но О. 

    Карточка-помощница.

    При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

    О, О, О.

    Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

    О и О.

    Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И».

    и О, и О, и О.

    Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

        О, а  О.                           О, но О. 

    Карточки  для индивидуальной работы  при  первичном закреплении нового материала.

            Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

            Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

            Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

            Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

         

             Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

             Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

             Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

             Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

    Презентация к уроку русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония", 4 класс)

    Презентация разработана по УМК "Гармония" 4 класс  и соответствует требованиям ФГОС....

    Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

    Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

    Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

    Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

    Урок русского языка: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

    Тема. Знаки препинания при однородных членах предложенияЦели:         развивать умение находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как ...

    Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

    Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

    разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

    План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...