Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Тип урока: урок открытия нового знания
ЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки
предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их
ролью в речи
Формирование УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-воспринимать речь учителя (одноклассников),
-сравнивать разные точки зрения;
-считаться с мнением другого человека.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-умение определять цель деятельности урока;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в
совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по
заданным критериям;
-подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным;
Находить прилагательные в тексте;
Устанавливать связь между прилагательным и существительным;
Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть В.П. Канакина,
В.Г.Горецкий,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знания

ЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи

Формирование УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ:
-воспринимать речь учителя (одноклассников),
-сравнивать разные точки зрения;
-считаться с мнением другого человека.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-умение определять цель деятельности урока;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям;
-подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным;
Находить прилагательные в тексте;
Устанавливать связь между прилагательным и существительным;
Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.
 

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,

Ход урока

I. Мотивация к познавательной деятельности.

Вы слышите - журчат ручьи.

Нас греют солнышка лучи.

И птицы скоро к нам вернутся

И звери все в лесу проснутся.

В саду соловушка вот - вот

Нам песню звонкую споет.

Природа пробуждается от сна

А в гости к нам торопится …(Весна)

 Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Сегодня она заглянула и к нам.

 II.  Актуализация знаний.

Чистописание. Словарно- орфографическая работа.

- Какой звук мы слышим в начале слова весна?([ вˊ])

- Дайте звуку характеристику.(Согласный, мягкий, звонкий)

- Какой буквой обозначен на письме?( В)

- Поупражняемся в каллиграфическом написании её.

Вв Вв

- Запишите слова: весна, весенний, веснушки, веснянка. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Какие слова записали? (Однокоренные)

- Докажите. ( У них один корень, близки по смыслу)

- Выделите корень.

- Какая орфограмма присутствует во всех словах?

(Буква безударного гласного е)

- Проверьте правильность написания .

- Все ли слова вам понятны?

- Что такое веснушки, веснянка?

- Веснушки - рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.

- Веснянка - старинная обрядовая славянская песня, воспевающая приход весны. С веснянками мы будем знакомиться на уроке литературного чтения.

III.  Самоопределение к деятельности.

-Запишем предложение

Наступили весенние деньки.

-Выделите основу предложения. Назовите части речи каждого слова. Весенние - затруднение.

 -Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать (некоторые ученики могут  назвать имя прилагательное.)

-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об   имени

 прилагательном.)

-А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие  задачи урока поставим?

(Надо узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о  роли прилагательных в нашей речи.)

IV. Работа по теме урока.

1.- Прочитайте предложение:

Пробивается сквозь снежок росток.

- О чем идет речь в предложении?

- Почему разные мнения?

- Какие бы вы вставили слова в предложение, если речь идет о подснежнике? Удивительный, первый, нежный, бархатный.

Запишите предложение. Прочитайте.

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что обозначают?

- Какой частью речи являются?

2.У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука. 

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Вот громкий звук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик,

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (с именем существительным)

-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать. Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных

-Запишем некоторые словосочетания:

 желтый шар, звонкий колокольчик, громкий звук 

Физкультминутка

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

3.Работа с текстом.

-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников.

- Какой это текст, ребята, веселый или грустный?

(грустный, неинтересный, скучный)

-Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым? Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.

Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

- Выпишите из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.

4.-Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Давайте прочитаем текст А.Н. Толстого и посмотрим, как он с помощью имён прилагательных описывает красоту русского языка.

Учебник, стр. 86, упр. 149

 -Ответьте на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть

русского языка? (Яркость – с радугой, меткость – со стрелами, певучесть – с

песней колыбельной).

Выписать из текста прилагательные. Взаимопроверка

   Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь ,но и уточняют её

 5.- Откройте учебник на странице 87упр. 153

-Перед тем как вы будете читать загадки , давайте вспомним – что такое загадка.

- Где об этом мы можем узнать? (ответы детей) В словаре Ожегова наиболее точно сказано.

- Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившуюся загадку соседу.

Работа в паре ( выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.

- Назовите имена прилагательные в первой загадке. Какую роль они играют в этом стихотворении.

- Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?

Дети: Называют цвета, признаки предмета

Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства

V. Итог урока.

-  Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

-  Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

-  Понравился ли вам наш урок? Чем?

-  А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"

Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний» по теме: "Орфограмма. Общие значения частей речи"

Цель: - формирование образовательных компетенций у учащихся 2 класса в предметной области « Русский язык» по темам  « Орфограмма», « Общие значения частей речи»...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...