Главные вкладки

    Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Мери Попинс

        Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

                                               ТЕМА  УРОКА:

     Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

    Время проведения:  Конец 3 четверти,.(3 урок по теме « Имя прилагательное»)

    Информация из учебника: упр. 153,154 ; раб.тетр.  №97 Учебник В.П. Канакиной 2 класс.

    Цели:

    Образовательные:

    1.     Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;

    2.     Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны научиться :

    1.Определять роль прилагательных в речи.

    2.  Распознавать  имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.

    Метапредметные  результаты.

    РегулятивныеУУД:

    Принимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Полно и точно выражать свои мысли

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    Работа в группе

    Слайд 6

    Работа в паре

    Слайд 7

    Дети – герои Великой Отечественной войны приносили важные сведения в партизанские отряды. Немало было боёв в их недолгой жизни. И ни разу не дрогнули герои . До последней минуты оставались стойкими, мужественными, несгибаемыми и отважными патриотами.

    Слайд 8

    Дети – герои Великой Отечественной войны приносили важные сведения в партизанские отряды. Немало было боёв в их недолгой жизни. И ни разу не дрогнули герои . До последней минуты оставались стойкими, мужественными, несгибаемыми и отважными патриотами. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил. п рил.

    Слайд 9

    2. Приведите пример имени прилагательного 1. Имя прилагательное – это …



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка

    Слайд 3

    Салют Г еоргиевская лента В ечный огонь П арад на Красной площади В оенные песни П оздравлять ветеранов Красные гвоздики П омнить подвиги погибших солдат

    Слайд 4

    Красные гвоздики

    Слайд 5

    Что такое имя прилагательное?

    Слайд 6

    К акова роль имени прилагательного в речи? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Узнаем:



    Предварительный просмотр:

        Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

                                               ТЕМА  УРОКА:

     Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

    Время проведения:  Конец 3 четверти,.(3 урок по теме « Имя прилагательное»)

    Информация из учебника: упр. 153,154 ; раб.тетр.  №97 Учебник В.П. Канакиной 2 класс.

    Цели:

    Образовательные:

    1. Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
    2. Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны научиться :

    1.Определять роль прилагательных в речи.

    2.  Распознавать  имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.

    Метапредметные  результаты.

    РегулятивныеУУД:

    Принимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Полно и точно выражать свои мысли

    Вот страница учебника и упражнение в рабочей тетради, с которыми  автор учебника предлагает поработать на данном уроке:

    Автор предлагает повторить на данном уроке:

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какая? Какой? И др.

    Словосочетание - это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:

    Переносное значение  - Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

    Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании( Из словаря Ожегова)

    А есть и переносное значение этого слова: Нечто необъяснимое, непонятное.

    Слова, значение которых может быть  неизвестно школьникам:

    Донце – ласковое название дна корзины

    Платьица – ласковое название платья.

    Брошки (брошь) – женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.

    Одёжке (одёжа) – уменьш. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают  тело. Можно включить в урок пословицы, раскрыть смысл, которых помогает большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей (ОЛМА Медиа Групп 2009)

    По одёжке встречают – по уму провожают ( о человека сначала судят по внешнему виду, а затем по его способностям)

    По одёжке – протягивай ножки (живи по средствам, в соответствии со своим уровнем) ( слайд)

    Слова, которые автор употребил в переносном значении :

    1 загадка:   донце,  корзинка

    2 загадка: глазок, реснички

     3 загадка : платьица,  брошки

    Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.

                                                 ХОД   урока

    СТАДИЯ   ВЫЗОВА.

    1. Приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся  поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

     Внимательно посмотрите на буквенное поле. Слайд 1.  Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.( слайд)

     к

     н

     о

     р

     ы

     ч

     м

     и

     ю

     й

     ц

     в

     н

     а

     п

     р

     д

     б

     г

     щ

     у

     ы

     ч

     т

     н

     э

     я

     з  

     х

     ф

     ъ

     о

     д

     ж

     н

     е

    -  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

    - Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

     - Назовите, из каких элементов состоит буква (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

    2.Минутка чистописания: н, нн

    – Какое правило напоминает вам это соединение?

    На доске записаны слова:
    «длина», «рано», «весна».( слайд)

    – Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

    – Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Дети  записывают: н, нн  – Написание слов
    с удвоенной согласной.

    Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний».

    Отвечают на вопросы  Зачем мы это делаем? -  Вырабатываем каллиграфический почерк.

    Образуем  слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом.  Определяем  часть речи – имя прилагательное.

    3.Актуализация знаний. Работа в парах.

    - Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему.  После обсуждения показ слайда

    Стадия вызов:

    Создание графа.

    Имя прилагательное 

     является           отвечает          обозначает             изменяется

    самосто-              на вопросы                  признаки                       по числам

    ятельной              Какой?                          предметов                     и по родам

    частью                 Какая?

    речи                     Какое?

                                 Какие?

    (В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

    1. Пробуждение интереса к теме.

    - Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока? (предположения детей)

    -  Правильно, мы должны ответить на вопрос (вопрос появляется на доске) Какую роль играют имена прилагательные  в русском языке?  (Слайд)

    Этап . Осмысление

    1.  Давайте, поиграем

    Игра « Узнай кто это?»

    Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре  группы, каждой группе задание:

    Дана  картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается  описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание не употребляя названия предмета .

    Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница. Например:

    Группе, у которой картинка  лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.

     У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________.Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.

    Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.

    Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:

    Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.

    Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :

    Запиши признаки яблок, используя слова для справок.

    Образец. По цвету:... По вкусу…  По размеру…На ощупь…..

    Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.

    Группе, у которой картинка товарищи

    Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:

    Слова для справок:  высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые

     ( Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать )

    Можно  сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)

    - Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?

    - Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова ( заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)

    - Что объединяет эти слова? ( Это словарные слова)

    -Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.

    - Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)

    Заяц  (какой?) – серый (цвет)

    Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)

    Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)

    Товарищи (какие?) – добрые ( внутренние качества)

    . Дайте точное описание предметам по заданным признакам.

    (Проверка задания на слайде )

    - Что интересного вы заметили при проверке ваших записей и образца?

    Обратить внимание детей, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем  я это сделала,  вы попробуете отгадать в конце урока. Итак:  Какую роль играют имена прилагательные? На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.

    Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет (слайд)

    Какую роль играют

    имена прилагательные

    в русском языке?

                                      Описывают предметы

     

    Работа с учебником:

    - Откройте учебник на странице …упр. 153(слайд)

    -Перед тем как вы будете  читать загадки , давайте вспомним – что такое загадка.

    - Где об этом мы можем узнать? (ответы детей) В словаре  Ожегова наиболее точно сказано.

    -  Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившую загадку соседу.

    Работа в паре ( выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.

    - Назовите имена прилагательные в первой загадке.  Какую роль они играют в этом стихотворении.

     - Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?

    Дети: Называют цвета, признаки предмета

    Вывод:  имена прилагательные называют признаки предмета:  цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)

    Какую роль играют

    имена прилагательные

    в русском языке?

                          описывают предметы                           называют цвет, форму, размер  предмета

                                                                         

       

                         называют свойства предметов

    - Чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам  волшебный цветочек , на листочках которого записаны эти признаки.

    hello_html_m8b0618a.png

    - На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек  просто необходим  при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов( слайд)

    - Это вам помощница для творчества.

     Физкультминутка о ромашке: (слайд)

    C:\Users\nout\Desktop\картинки для урока по крит.мышлен\img7.jpg

    - Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила? ( семь)

    - Как вы думаете, почему,  я его назвала волшебным? ( Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

    - Вы правы.  Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?

     - Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

    - Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

    - К какой части речи относятся эти слова?

    - А теперь прочитайте его без прилагательных (Слайд)

     - О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

    -  О цветике-семицветике..

    -  А второй  текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?  

    -  О цветике, но ни как о семицветике.

    - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

    -  Наличие прилагательных.

    - А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

    -  Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

    -  Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

    Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

    .

    Какую роль играют

    имена прилагательные

    в русском языке?

                          описывают предметы                              называют цвет, форму, размер предмета

                                                                         

       

            называют свойства предметов                            делают  речь яркой, красивой

    -  А теперь обратите внимание на последнее предложение.   Назовите прилагательные, которые там используется?

    -  Семь цветов.

    Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?

    -  Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.

    -  Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

    -Давайте выполним задание 2 к данному упражнению._ Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте( подчеркнуть волнистой линией)

    (Взаимопроверка)

    Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

    Какую роль играют

    имена прилагательные

    в русском языке?

                               описывают предметы                    называют цвет, форму, размер предмета

                                                                         

       

                              называют свойства предметов             делают  речь яркой, красивой

                      помогают точно описать предмет

    Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

    - Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?

     - Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению.

    -Выпишите из загадок имена прилагательные  к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.

    Проверка. Коллективное обсуждение ( Можно проверить по видео) . Подчеркнуть орфограммы.

    -Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

    Вывод:  помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.

     

    Какую роль играют

    имена прилагательные

    в русском языке?

                                       описывают предметы               называют цвет, форму, размер предмета

                                                                         

       

                              называют свойства предметов       делают  речь яркой, красивой

                        помогают точно описать предмет      уточняют имена существительные

    Речь человека

    становится яркой, выразительной, образной.

     Этап - Рефлексия

    Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который  перед нами стоял?  Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока (возвращение к денотатному графу).  Что можно добавить в эту схему?

                                    

                                    

    Имя прилагательное 

     является           отвечает          обозначает             изменяется

    самостоятельной       на вопросы           признаки                       по числам                    для

       частью речи            Какой?                  предметов                     и по родам               придания речи

                                        Какая?                                                                                           образности,

                                        Какое?                                                                                           яркости,

                                        Какие?                                                                                       выразительности

    Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн (учимся писать) Перед вами памятка, давайте пробуем.

    1. Имя прилагательное
    2. Яркое, выразительное                            
    3. Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает
    4. Имя прилагательное обогащает речь человека
    5.  Признак

    - Наступило время, когда мы проверим,  как мы усвоили тему « Роль прилагательных в речи»(Если есть резерв времени)

    Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.

    С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.

    -Опишите зверька.

    -Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.

    -Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос?  

    1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…

    2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…

    3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…

    -Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки

    -Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)

    - Нужны ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?

    - Молодцы!

    - Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.

    - Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)

    - Конечно – весна, день , ручей.

    - Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем,  как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.

    - Дома  вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.

    -Подведём итог:

     Как мы работали на уроке( слайд)

    Итог урока:

    Урок подходит уж к концу

    И требует оценки.

    Прошу его, вас оценить,

    Но прилагательными только.

    Каким он был?

    Отличным, скучным,

    Хорошим, может быть плохим,

    Совсем ненужным. Бесполезным….

    Иль поучительным…?   Каким?

    -Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

    На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.

    - Дети, возьмите  ромашки:   красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.

    Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит,  есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

    Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

    Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС

    Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволи...