Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Семерикова Евгения Ивановна

Технологическая карта урока русского языка ( 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_pril_kak_chast_rechi.docx134.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания об имени прилагательном как части речи, углубить представление детей о связи имени прилагательного с именем существительным ;

Предметные:

Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным;

Уметь: находить прилагательное в предложениях; правильно употреблять имя прилагательное в речи; находить связь имени прилагательного с именем существительным;
Личностные: Принятие и усвоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности, воспитание культуры  речи.

Тип урока: освоение новых  знаний.

Оборудование: УМК «Школа России», Русский язык, 2 ч., В.П.Канакина, учебная презентация.

Задачи

Образовательные:

Формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.

Формировать умение подбирать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным .

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и в парах; чувство уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

Развивающие:

Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Развивать умение формулировать устные ответы.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится характеризовать слово как часть речи.

Обучающийся научится находить имена прилагательные среди других частей речи, понимать их значение и употребление в речи.

Воспитание у обучающихся уважительного отношения к русскому языку.

Метапредметные. Работа с отрывком литературного произведения.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

1. Воспитание положительных качеств, норм поведения.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности.

3. Положительное отношение к языковой деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять цель, ставить учебные задачи и решать их.

Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать результат своих действий и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

Слушать собеседника и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Познавательные УУД:

Воспринимать и решать познавательную задачу под руководством учителя.

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема, таблица).

Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте – имени прилагательном.

Обобщать (называть предмет по заданным признакам).

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Этап   , время                           

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

1 мин.

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя                                                                

 - Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок- начинается урок.

  

Подготовка класса к работе.                

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и мотивация. Минутка чистописания.

7 мин.

C:\Users\user\Desktop\КУРСЫ ИНОФОНЫ\img6 (1).jpg

- Пропишите заглавную и строчную буквы  Вв.

-Пропишите строчную в с гласными, указывающими на мягкость согласного. Какие это гласные?

-Прочитайте слова во 2 и 3 строчках. Что можете о них сказать?

- Объясните значения данных слов (СОПРОВОДИТЬ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ КАРТИНОК, ПРОСЛУШАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ)

- Определите части речи. Какое слово лишнее и почему?

- Что мы с вами уже знаем о именах прилагательных?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

-И,Е,Ё,Я,Ю.

-Это однокоренные (родственные слова).

Весна (сущ)-время года. Весенний (прил) – что-то относящееся к весне, связанное с весной.

Веснушки(сущ)-мелкие пятнышки на лице, появляющиеся с приходом весны.

Веснянка( сущ)- обрядовая песня, зазывающая весну.( Дать определение с использованием толкового словаря)

-Лишнее слово- весенний. Т.к это прилагательное, а все остальные слова- существительные).

Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Вопросы прилагательных зависят от рода и числа.

Прилагательные могут изменяться по числам и родам.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

10 мин.

 

- Прочитайте имена прилагательные и догадайтесь, о ком или о чем идет речь.

 Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хитрая, ловкая…

Чистая, прозрачная, питьевая…

Грецкие, лесные, вкусные…

Синее, теплое, глубокое…

Оказывается, если точно описать предмет ( назвать его признаки), то можно узнать его !

- Слова какой части речи вы подобрали? Прочитайте получившиеся словосочетания ( сущ + выделенное прил).

- Задайте вопрос от существительного к прилагательному. Что заметили? Почему задаем разные вопросы?

- Как вы думаете ,о чем будем говорить сегодня на уроке?

волк

-лиса

-вода

-орехи

-море

- имена существительные.

Волк(какой?)серый,

Лиса(какая?) хитрая,

Вода(какая?) прозрачная,

Орехи (какие?) лесные,

Море(какое?) теплое.

- Вопросы отличаются, потому что имена существительные различны по родам и числам.

- Сегодня на уроке будем выяснять , как имя прилагательное зависит от имени существительного, к которому оно относится. Будем устанавливать связи между этими частями речи.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

  5 мин.

C:\Users\user\Desktop\КУРСЫ ИНОФОНЫ\b57def8f97fa7c90d242bc4e88aaedb6.jpg

Работа в парах.( РЕБЕНОК-ИНОФОН и дети ОВЗ в паре с «СИЛЬНЫМ» учеником).

Подберите к существительному из 1 столбика подходящее имя прилагательное из 2,3 или 4 столбика.

- Что заметили? От чего зависит ваш выбор?

- Совершенно верно. Имя прилагательное связано с именем существительным. Оно употребляется в том же роде и числе.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

- Род имени существительного совпадает с родом имени прилагательного.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

10 мин

 Физкультминутка.

2 мин.

 -Прочитайте предложения.

 -Что заметили?

-Исправьте ошибки.

-Докажите свое мнение.

 -Поставьте прилагательное в нужную форму, запишите предложения.

  1. Зажурчал веселая ручеёк.
  2. Поспела душистое клубника.
  3. В саду мы собрали красный яблоки, сочные груши и ароматное персики.
  4. По небу плывет белые облако.

C:\Users\user\Desktop\КУРСЫ ИНОФОНЫ\загружено.jpg

Решают задания с проговариванием алгоритма вслух.

-Зажурчал веселый ручеек. Ручеек – сущ.ед.ч, мужского рода. Значит и прилагательное должно употребляться в форме ед.ч, мужского рода.Вопрос- КАКОЙ?

- Поспела душистая клубника. Клубника- сущ. ед.ч, женского рода. Значит и прилагательное будет употребляться в форме ед.ч, женского рода.Вопрос-КАКАЯ?

- В саду мы собрали красные яблоки, сочные груши и ароматные персики. Яблоки, груши, персики- сущ.в форме множественного числа. Прилагательные тоже будут употребляться в форме мн.числа и отвечать на вопрос КАКИЕ?

- По небу плывет белое облако. Средний род, ед.число. Вопрос прилагательного КАКОЕ?

Выполняют  движения, считают прилагательные.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

       10 мин.

 

Голубая пора. (Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел____, июнь — зелен____, а вот март — голуб___.
Голуб___ небо, снега голуб____. На снегах тени, как син___ молнии. Голуб___ даль, голуб___ льды. Голуб___ на снегу следы. Первые голуб___ лужи и последние голуб___ сосульки.  (По Н. Сладкову.)

- Предлагаю вам вспомнить все что мы знали и что мы узнали сегодня об имени прилагательном и заполнить этот кластер.

C:\Users\user\Desktop\КУРСЫ ИНОФОНЫ\загружено.png

ДЕТИ –ИНОФОНЫ и ДЕТИ ОВЗ выполняют работу с опорой на алгоритм и вопросы.

1.О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Запиши в центре кластера.

2. Что обозначают слова этой части речи? Запиши.

3. На какие вопросы отвечают слова этой части речи?

4. С какой частью речи связаны, согласуются в роде и числе? Запиши.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 1 мин.

 

 Рефлексия.

-Подумайте, какой этап урока вам был интереснее всего и почему? Сложнее всего? С каким настроением вы его завершили?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Русский язык 2 кл. УМК «ШР» «Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи»

Цели деятельности учителя: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно...