Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС
материал по чтению (1 класс)

Ульященко Мария Игоревна

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС»

Работу выполнила:

Ульященко Мария Игоревна,

 учитель начальных классов

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

   Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

    Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

   Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

 Вот несколько приемов развития критического мышления, которые я использую на уроках литературного чтения:

- чтение - суммирование в парах;

- чтение с остановками;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- уголки;

     Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию или рисунку текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                        

  Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.Барто дети вместе со мной составляют таблицу, какие знают стихотворения, что узнали нового, какие ее стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

   Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

Прием «Уголки» - используется мной  на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ»(у меня 1 класс,поэтому они не пишут,а рисуют) хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается нарисовать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому нарисовать сказку. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

 «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

    Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

    И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

     В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.

Технологическая карта

Тема урока

Е, Чарушин «Теремок»

Тип урока – урок открытие нового знания.

Целевые установки урока

(для учителя)

предметные: формировать умение прогнозировать по названию раздела его содержание, учить  дифференцировать народные и авторские сказки на основе сравнения.

Упражнять в овладении способа чтения целым словом на основе интонационного выделения ударного слога.

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формирование   интереса и потребности  обучающихся  в чтении  на примере текстов занимательного содержания.  

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные)

Личностные

Научатся:                                                              

  • отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;
  • читать плавно по слогам.

Коммуникативные

  • уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;
  • включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

  • соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

  • понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

  • уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.  и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 1.  Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013.                                                                        

2.Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение.  Рабочая тетрадь. 1 класс. - М., 2013.  

                                  Ресурсы

Толковый словарь (любое издание).

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

  1. Актуализация знаний.

-Здравствуйте, ребята!

-Начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и  мне. Проверьте, все ли  приготовили к уроку.

Мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

Включение в деловой ритм.

Организация рабочего места.

Организует знакомство с названием раздела.

Читает обращение к детям. Нацеливает на работу.

Дети приветствуют учителя, дарят улыбки друг другу, учителю. Переключение внимания с отдыха на работу.

Осознание предстоящего урока, проверка готовности к уроку.

Прогнозируют какие произведения встретятся в этом разделе.

Рассматривают обложки книг, анализируют, отвечают на вопросы с.зо учебника, подбирают книги для выставки.

Личностные

Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.

Самоконтроль.

Регулятивные ( прогнозирование)

Познавательные (анализ объектов, обоснованный выбор)

II. Подготовка к восприятию текста. Рассмотрите иллюстрацию к следующему произведению. Назовите героев. В какой сказке они встречаются все вместе.

Что мы будем читать сказку или рассказ?

Проверим наши прогнозы.

Прогнозируют по иллюстрации жанр и содержание сказки.

Находят признаки сказки

Регулятивные ( прогнозирование)

Познавательные

Познавательные

III. Первичное восприятие текста.

Читает сказку.

Слушают, представляют происходящее в сказке.

Коммуникативные

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

Регулятивные  Принятие задания и удержание его.

IV. Проверка первичного восприятия.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком – невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

(Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.)

-Кто лишний на иллюстрациях?

Организуют проверку предположений.

Организует работу с Толковым словарём

Организует обсуждение.

Аргументируют правильность предположений.

Читают по слогам и целыми словами с ударением

Объясняют значение слова , проверяют правильность предположения по толковому словарю.

Анализируют иллюстрации, соотносят с содержанием.

Находят лишнего героя, объясняют свой выбор.

Коммуникативные

включаются в диалог с участниками образовательного процесса;

предметные

Регулятивные ( прогнозирование)

Предметные (нахождение информации)

Познавательные

 (осуществление анализа, сравнения,

 соотносить иллюстрацию с содержанием сказки)

Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга)

V. Вторичное восприятие текста.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

- О чём эта сказка?

Организует работу в тетрадях.

- Прочитайте реплики . подпишите кому принадлежат эти слова. Объясните, почему вы так считаете.

Анализируют , объясняют происхождение имён героев.

Высказывают свою точку зрения.

Работают в тетрадях. Соотносят реплики с героями. Подписывают  имена героев.

Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга)

Регулятивные самопроверка по учебнику.

V I. Перечитывание с новой читательской целью.

Организует работу по группам для подготовки чтения по ролям.

Организует повторное прочтение сказки целиком (каждая группа свой подготовленный отрывок).

Распределяют роли внутри группы.

Обсуждают,  какая интонация должна быть при чтении диалогов, готовят выразительное чтение по ролям.

Читают сказку вслух по ролям.

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга)

 Умение контролировать действия партнера.

V I I. Обобщение.

- Выберите пословицу, которая подойдёт к этой сказке.

- В чём отличие сказки от народной?

Обсуждают смысл пословиц, соотносят с содержанием.

Сравнивают по плану.

Предметные

V. Итог урока. Рефлексия. 

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

- Как можно продолжить сказку?

- Что на уроке у вас получилось хорошо?

-Какие задания вызвали затруднения?

Творческая работа:

придумывание своего конца сказки.

Регулятивные УУД:

освоение первоначальных форм познавательной рефлексии

Личностные (самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Модель проекта в начальной школе, разработанная в проектной технологии в соответствии с требованиями ФГОС

Метод проектов успешно интегрируется в образовательный процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образо...

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Аннотация. В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и приме...