«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Веремчук Светлана Петровна

Урок математики в 1 классе  "Единица измерения длины- сантиметр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Курсы «Особенности содержания и технологи реализации ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии деятельностного метода обучения   в соответствии с требованиями ФГОС»

Работу выполнила:

Клеопина Марина Александровна,

Веремчук Светлана Петровна

Учителя  начальных классов

МАОУ СОШ №1 Г.Боровичи

Боровичского муниципального района

Новгородской области

Оглавление.

1.Обоснование технологии деятельностного метода обучения.

2.Характеристика технологии деятельностного метода обучения.

3.Модель урока, разработанной в соответствии с технологией деятельностного метода обучения.

4.Анализ урока.

1. Обоснование технологии деятельностного метода обучения.

В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. К сожалению, самым слабым местом  оказывается умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Следовательно, система образования должна подготовить учащихся к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Возникла потребность в  активном, думающем человеке, ориентированном на знания и использование новых технологий, способном творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающем установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способном на эффективное социальное сотрудничество. Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования.  Он нацелен на развитие личности.  Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Для создания модели урока выбран урок математики 1 класс по УМК «Школа России», тема урока  «Сантиметр», урок открытия нового знания.   В начальной школе математика  является основой развития у учащихся познавательных действий.  В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний. Урок включает так же  в себя преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий,  формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника. Ученики в процессе последовательного выполнения различных практических заданий (сравнение, обобщение и др.) смогут зафиксировать в наглядно-логичной форме содержание изучаемого материала.

2.Характеристика технологии деятельностного метода обучения.

В условиях работы  стандартов второго поколения процесс учения  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.  Начальное образование предполагает развитие способностей  учащегося к  такой организации. Как научить самостоятельно решать задачи, как учить разрабатывать и проверять гипотезы, как развить умение проектировать свою деятельность, проявлять инициативу в принятии решений?   Педагогической технологией, которая помогает  решать поставленные задачи, стала технология деятельностного метода.

Технология  деятельностного метода разработана Людмилой  Георгиевной Петерсон.  Данная технология обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы, но так же  включает в себя идеи об организации развивающего обучения ведущих российских психологов и педагогов:- принцип деятельности- Василия Васильевича Давыдова, -принципы минимакса и вариативности- Леонида Владимировича Занкова, -принцип психологической комфортности- Шалва Александровича Амонашвили.   Особенность реализации  деятельностного подхода является то, что цели образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Результат образования в этой технологии «измеряется»  опытом решения таких задач. Содержание ключевых задач  отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного  развития обеспечивает широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностями , мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Деятельностный подход обеспечивает переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию «умения учиться». Реализация системно-деятельностного подхода связана с формированием личностных, метапредметных и предметных умений школьников и обеспечивает:

-возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний на основе формирования «умения учиться»;

-самоорганизацию учебной деятельности (умение ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать, оценивать учебную деятельность и полученный результат);

-формирование целостной картины мира, компетенций в предметной области познания;

-развитие личности путём эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в рамках сотрудничества и сотворчества;

-готовность к непрерывному образованию, высокую социальную  активность и мобильность   в условиях информатизации.

При таком подходе к обучению  детям легче включиться в деятельность, осознавать необходимость получаемых знаний. Они учатся высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий не только учителю, но и одноклассникам. Это и есть самоопределение и самоорганизация,  к которой стремится современное образование. Самоопределение – осознание школьниками процесса учения, самоорганизация – выполнение действий по решению поставленной задачи. В результате применения  технологии  деятельностного подхода к обучению происходят постепенные изменения знаний, умений, а так же новообразования качеств личности.  Таким образом,  технология деятельностного метода отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

3. Модель урока, разработанной в соответствии с технологией «Деятельностного метода обучения».

Тип урока - Урок «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

*Учить измерять предметы при помощи линейки, сравнивать, применять алгоритм сравнения фигур.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

*Дать первоначальное представление о длине как о новом признаке сравнения предметов.

Тема: «Единица измерения длины – сантиметр»

Задачи:

Предметные:

 - Составить и открыть алгоритм измерения отрезка с помощью линейки,

 учить измерять отрезки в см.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

(оценка и самооценка своей деятельности)

Познавательные УУД:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами;

- понимать задаваемые вопросы и выражать свою точку зрения (формирование речи).

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:

   -учебник «Математика. 1 класс», ч.1 (авт. М.И.Моро ), изд. «Просвещение», 2010;

    -раздаточный материал (полоски бумаги в конверте, геометрические фигуры на доске).

I Организационный момент

Ребята, все вы знаете: «Если есть труд – значит, есть и успех.»

II Актуализация знаний

Формируемые УУД:

Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.

Коммуникативные: формирование речи

 -Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры.)

-Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)

- А теперь откройте глаза. Что изменилось?

(Ответы детей)

-Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше.

-А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а  у других фигур есть.

- А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие.

-А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.

-  Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении.

- А какое умение помогло  выполнить это задание? (Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать вывод)

-  По каким признакам мы сравнивали фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

-А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем?( > < =)   (знаки появляются на доске)

-Вы хотите узнать новые свойства предметов по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков?( Хотим.)

-Такие свойства предметов называются величинами.

(На доске появляется слово   величина)

- Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь? (нет.)

Так что же мы должны выяснить на уроке?( Мы должны выяснить, что является величиной.)

- Возьмите конверт . Что в нём? ( Полоски разных цветов.)

Предложите задание с этими полосками. (Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.)

-  Сравните полоски. Что можете сказать о них? (Высказывания детей.)

- Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?) ( Сравнивали длину полосок.)

-  Является ли длина полосок величиной? (Да длина – это величина,  потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).

-Мы знакомимся с величиной – длина.

(На доске появляется слово длина)

Какие ещё предметы можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)

Сравните свои ладошки по длине.

Выданы на парты полоски бумаги разной длины и мерки (дети работают в парах).

-Вернёмся к полоскам бумаги .

-Какие они ?(с деление и без)

-А ещё какие? (разные по цвету)

 -Что мы можем с ними сделать? (наложить друг на друга - сравнивать, измерять)

-Как измерить?(надо приложить мерку жёлтого цвета к началу полоски, считаю количество мерок, называю ответ)  (аналогично измеряют полоску меркой другого цвета)

-Сравните, измерьте.

Дети измеряют полоски  мерками- вывод: мерки разные- ответы разные.

-Почему получились разные ответы?

Возникновение проблемной ситуации

-Если нам необходимо отрезать полоску определённой длины, как поступить? (выслушиваем варианты ответов детей)

III Постановка учебной задачи

Цель этапа: вовлечение обучающихся в постановку темы и цели урока

Формируемые УУД:

Познавательные: умение осуществлять анализ.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в высказываниях.

-Почему нам не удалось прийти к единому мнению?

-Люди договорились использовать единую мерку-сантиметр. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке сегодня?(узнаем о новой единой мерке – см, будем учиться  измерять предметы при  помощи см.)

IV. Открытие нового знания

Цель этапа: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока

-Сравним наши предположения с темой урока в учебнике на стр.66.

-Рассмотрите иллюстрацию вверху страницы на клетчатой основе, 1 сантиметр-это две тетрадные клетки.(на доске запись) (рассматривают)

-Посчитаем сколько см красный отрезок? Зелёный отрезок? Синий? Оранжевый отрезок? (дети отвечают).

-Обратите внимание на отрезки под верхней клетчатой иллюстрацией, какова длина красного отрезка, кто сможет сразу назвать? Зелёного?

-Какой инструмент поможет нам в измерении предметов? (линейка)

-Рассмотрите линейку. Что вы на ней видите? (деления и цифры)

 (Учитель показывает отрезок длиной 1 см на линейке)

-Как измерить полоску с помощью линейки? (ответы детей)

Составляем алгоритм работы с линейкой

-Возьмите в руки линейку и положите её вдоль под отрезком.

-Приложите начало линейки к началу отрезка, посмотрите с каким числом совпал конец линейки? Назовите число.

-Почему длина отрезка получилась разная? (прикладывали не верно).

-Следовательно, есть определённое правило измерения  длин отрезков с помощью линейки. Выводим алгоритм

1Положите линейку вдоль отрезка.

2.Найдите на линейке цифру ноль (может не совпадать с началом линейки)

3.Приложить ноль на линейке к началу отрезка.

4.Посмотрите с каким числом совпал конец линейки.(дети называют число)

5.Назовите длину отрезка.

V. Первичное закрепление.

Цель этапа. Создание условий для применения на практике новых знаний.

-Измерьте при помощи линейки полоску  бумаги .

--Назовите длину синего отрезка и синего карандаша на странице учебника (по середине)

VI. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.(самооценка и самоконтроль)

-Измерьте длину отвёртки и шурупа на полях страницы 66. (работают в парах)

VII.  Рефлексия.

Цель этапа. Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии.

Формирование УУД: 

Познавательные: ориентирование в системе знаний.

Подведём  итог.
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

-Какой новый способ открыли на уроке? (составили алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки)

– Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу (оценивание смайликами)

4.Анализ урока

Урок  математики  в 1 классе

По теме "САНТИМЕТР»

 Предметная задача :

 - Составить и открыть алгоритм измерения отрезка с помощью линейки,

 учить измерять отрезки в см.

Метапредметные задачи

 Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

(оценка и самооценка своей деятельности)

Познавательные УУД:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами;

- понимать задаваемые вопросы и выражать свою точку зрения (формирование речи).         

Урок построен в технологии «Деятельностного метода обучения».

Данный урок является первым уроком ознакомления детей с новой единицей измерения длины - см. При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строится на основе деятельностного подхода: «учение через деятельность», который предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий. Урок имеет непосредственную связь с  пройденным  материалом.

Учителем поставлены цели урока с вовлечением обучающихся в постановку цели, дана мотивация её достижения. Предметные задачи начали решать на этапе актуализации знаний и на этапе открытия новых знаний.

Метапредметные задачи: коммуникативные УУД (работа в парах), регулятивные УУД  (оценивание результата своей деятельности), познавательные УУД (анализ и сравнение объектов) формировались на основе первичного закрепления и на этапе включения в систему знаний.

Методы, используемые учителем способствовали развитию наблюдательности, учили самостоятельно работать с учебником, с практическим материалом. Учитель применяла способы индивидуализации и дифференциации заданий для обучающихся в зависимости от их личностных особенностей.

Деятельностный подход позволил обучающимся в классе не получать знания в готовом виде, а ученики сами в процессе изучения и закрепления темы добывали их, вывели алгоритм измерения отрезков с помощью линейки.

Все применяемые методы способствовали созданию учебно-познавательной деятельности.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями.

Результативность урока: обучающиеся научились применять математические знания и представления для решения учебных и практических задач.

Считаю, что цель урока достигнута. Обучающиеся открыли новые знания и применили их при самостоятельном решении задач, отметили, где они им пригодятся в жизни.

Урок своих целей достиг через планируемые результаты: предметные, метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные.

Литература

Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к учебно-методическому пособию «Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений»/ сот.Н.П.Попова. – Великий Новгород: НИРО, 2011.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»). 

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова.

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, - М. 1986.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»

Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволи...