Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100). Знаки препинания в предложениях с прямой речью
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Сверчкова Наталья Михайловна

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе ("Школа 2100") на тему "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4  классе (14.11.2015 г.)
    Учитель: Н.М.Сверчкова

    Тема: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Цель: познакомить с постановкой знаков препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

    Задачи.

    1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит перед словами автора; повторить словарные слова.

    2. Формировать УУД.

    3. .Развивать учебно-познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.

    4. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий.

    Оборудование: флипчарт «Знаки препинания в предложениях с прямой речью», учебник «Русский язык. 4 класс I часть», рабочие тетради, карточки с заданиями для групп, карточки для оценивания работы в группах, таблицы со схемами предложений с прямой речью.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Со звонком на урок дети встают около своих парт. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

    Ученики садятся на свои места, открывают тетради, записывают число и слова “Классная работа”.

    2. Минутка чистописания.

    На интерактивной доске записать образцец написания буквы. Ребята прописывают букву в тетради с комментированием.

    Мм Мм мА Му вм мо Мо кв ив ве вь

    3. Словарная работа

    • Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку. После того, как дети её отгадали, на доске появляется слайд с изображением и написанным словом.

    Красный нос в землю врос,
    А зелёный хвост снаружи.
    Нам зелёный хвост не нужен,
    Нужен только красный нос. 
    (Морковь)

    - Дайте определение слову “морковь”. (Морковь – огородное растение, овощ со съедобным сладковатым утолщенным корнем)

    - Какую фигуру напоминает морковь своей формой? Как ухаживать за морковью? Какие блюда можно приготовить из моркови? Посчитайте количество слогов в этом слове. На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы в этом слове.

    Далее ученики записывают слово “морковь” в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограмму.

    -Сколько букв и звуков в новом словарном слове? Почему?

    • Повторение словарных слов. На слайдах – картинка с изображением словарных слов, ученики называют его, записывают слово в тетрадь (один ребёнок диктует вслух), ставят ударение, подчёркивают орфограмму. Морковь, морковки, салат, капуста, ягоды, тарелка, винегрет, свекла, горох, петрушка, котлеты, фасоль,   огурец,   колбаса, редис.
    • Самопроверка. Самооценивание.

    Морковь - один из наиболее любимых и важных в мире овощей. Морковь - один из самых важных корнеплодов - культивируют уже около 3000 лет. Такая сладкая, яркая и легкая в приготовлении, морковь давно заняла прочное место в кухнях многих народов мира - она может быть в закуске или салате, как часть второго блюда или десерта. Она такая ароматная, что часто используется в маринадах и бульонах. Правда, в Европе до XII века она использовалась исключительно как лошадиный корм, пока испанцы не начали подавать морковь с маслом, уксусом и солью, а итальянцы не полюбили ее с медом на десерт. Британцы же, соригинальничав больше всех, использовали листья моркови для украшения волос, нежели для еды самого плода... Изначально дикая морковь была фиолетового цвета, родом из древнего Афганистана, но со временем, будучи жертвой садовых экспериментов, она стала бледно-белой, красной и, наконец, в 1700-х годах благодаря датчанам - ярко-оранжевой. Оранжевая морковь со временем прижилась больше другой, так как она не окрашивает в блюдах другие продукты. Оранжевый цвет появился благодаря каротину, который, кроме других преимуществ, делает морковь такой долговечной.

    • Пословицы о моркови:
    • Съешь и морковку, коли яблочка нет.
    • Морковь прибавляет кровь.
    • Держи хвост морковкой.
    • Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
    • У морковки не ботва, а сплошные кружева.

    4. Тема урока

    - Ребята, я тоже придумала предложение и записала его на доске. Прочитайте. Если есть ошибки, исправьте их.

    (На доске) Бабушка сказала внучьке наогароде поспела слаткая морковь.

    - Что это за предложение? (Это предложение с прямой речью)

    - Из каких частей состоит такое предложение? (Состоит из слов автора и прямой речи)

    -Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь)

    - Что такое прямая речь? (Это слова, переданные от имени говорящего)

    - Найдите в этом предложении прямую речь и слова автора. Что можете сказать о местоположении слов автора и прямой речи в предложении? Как оформим на письме это предложение? Запишите в тетрадь.

    Бабушка сказала внучке: “На огороде поспела сладкая морковь”.

    - Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Какое предложение у вас получилось? Запишите его в тетрадь. (Проблемная ситуация - на этом этапе у учеников возникнет затруднение при постановке знаков препинания) Учитель выслушивает все версии детей, как же писать слова автора и прямую речь, какие знаки препинания ставить, если прямая речь стоит в предложении перед словами автора.

    - Откройте учебники на странице 78 и прочитайте правило самостоятельно.

    Выборочное чтение

    - Где может стоять в предложении прямая речь? Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора? Как пишутся слова автора?

    (На доске) Появляются таблицы по теме урока.

    - Чем два правила похожи? Чем отличаются?

    5. Физкультурная пауза под музыку (по очереди танцевальные движения)

    6. Выписать одно предложение. Составить схемы всех предложений.

    • Папа прочитал загадку: “Сидит девица в темнице, а коса на улице”.
    • “Хочешь, я угощу тебя морковью?” - спросил брат Настю.
    • “Мама, приготовь что-нибудь из моркови!” - попросила утром Саша.
    • На дворе у снежной бабы побелел морковкин нос.
    • Врач дал мне рекомендацию: “Морковь полезна для зрения”.

    2) Дополнительная информация:

    От моркови огромная польза: она очищает организм от токсинов и шлаков, очищает и стимулирует практически все органы. В моркови содержится изобилие полезных веществ: витамины (А, В3, С и Е), плюс энзимы и минералы (натрий, кальций, фосфор, калий и фолиевую кислоту).

    Морковь - один из лучших продуктов для печени, почек и пищеварительного тракта, способствует здоровому обмену веществ, помогает от диареи и других проблем пищеварительной системы, убивая вредные бактерии. Благодаря богатому содержанию витамина А, который подстегивает иммунную систему и помогает защититься от инфекции, морковь особенно полезна для глаз и зрения. Оранжевый цвет прямо пропорционален пользе - чем ярче морковь, тем больше в ней каротина, а значит, витамина А.

    6. Закрепление нового материала

    Учебник стр. 78 упр. 90 (с комментированием)

    Учебник стр. 78-79 упр. 91 (самостоятельно)

    7. Итог урока: 

    1. Что такое «прямая речь»?
    2. Из чего состоят предложения с прямой речью?
    3.  Что такое «слова автора»?
    4. Как на письме отделяются слова автора от прямой речи?
    5. Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи?
    6. Схемы предложений с прямой речью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

    Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

    Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...

    Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

    Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

    Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

    Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

    презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

    презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

    На уроке в увлекательной форме даются основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, дается понятие "цитата". Работа организована таким образом, что ученики пол...