Главные вкладки

    Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»
    Тема: Определение глагола как части речи.
    Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;
        обогатить речь учащихся  глаголами; развивать интеллект, творческие
              способности; воспитывать бережное отношение к природе.
                                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazye_sayt.docx377.15 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    3 класс. «Школа 2100»

                                                      Русский язык.

    Учитель МБОУ СОШ №2 Шарко И. А.

    Тема: Определение глагола как части речи.

    Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое

    понятие;

            обогатить речь учащихся  глаголами; развивать интеллект, творческие

              способности; воспитывать бережное отношение к природе.

                                  Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверка наличия школьных принадлежностей к уроку.

    2. Минутка чистописания.

    -Сегодня мы повторим правильное начертание букв п и т.

    -Обратите внимание, все элементы должны быть одинаково удалены друг от друга, одинаковой высоты и одинакового наклона.

    3. Повторение о частях речи.

    Апрель! Апрель!

    На дворе звенит капель.

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

                (С. Маршак).

    -На какие правила встретились слова в стихотворении?

    -Какие части речи использует автор?

    -Составьте и запишите свои предложения о том, что бывает в природе весной.

    -А какие части речи вы использовали в записи своих предложений?

    -Что вы знаете о каждой части речи?

                               (Работа в четверках)

    Часть           Что обозначает?      На какие              Как

    речи.                                              вопросы             изменяется?

                                                           отвечает?

    4. Словарная работа.

    Р…тота, рисун…к,  р…сказ,  уж…н, завтр…к.

    -У меня записаны словарные слова.

    -Спишите, вставьте пропущенные буквы.

    -Какой частью речи являются эти слова?

    -Измените, эти слова так, чтобы они обозначали действия.

    Устно: работать, рисовать, рассказывать, ужинать, завтракать.

    -Чем схожи эти слова? (обозначают действия предметов)

    -На какие вопросы отвечают?

    5. Тема урока.

     Сегодня мы с вами продолжим путешествие по волшебной стране речь.

     Одна область этой страны называется Глагол. Слова, которые здесь живут, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные.

           Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.

    6. Работа по теме урока.

    1. - Прочитай тексты.

            Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное полотно.

        Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Идет снег, покрывая бесконечное поле.

    -Представь картины, которые нарисованы словами.

    -Одинаковы ли эти картины?

    -Чем они отличаются?

    -Какие слова оживили картину?

    -Почему? Чем схожи эти слова?

     работа в четверках.

    -Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия.

    Мальчик, птица, рыба, снежок, вода, собака.

    Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.

    3. Игра «Найди меня»

    -Прочитайте слова. Нам нужно найти глаголы.

    -Как будете действовать?

    -Выпишите только глаголы.

    Бег, бегал, беглый, беженцы.

    Петь, пение, певец, певучий.

    Старик, стареть, старый.

    Синий, синева, синеть.

    Писать, писатель, письмо.

    Ходики, ходить, поход.

    -Какими частями речи могут быть однокоренные слова?

    Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями

                  речи.

    Историческая справка.

    -ребята, а вам хотелось бы узнать, откуда взялось слово «глагол»?

           Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

     Работа над определением.

    -Прочитайте определение на стр. 93 про себя.

    -Что бы вы хотели добавить?

     Глаголы:

    1. Оживляют картинку, обозначают действия предметов.
    2. Многообразие глаголов.
    3. Частота употребления в речи.
    4. Старославянские слова:  «слово»,«речь».
    5. Важны при построения предложения, для передачи сообщения.

    7. Физминутка.

    Летели две птички,

    Собой невелички.

    Как они летели,

    Все люди глядели.

    Как они садились,

    Все люди дивились.

    -Что мы сейчас выполняли?  (действия)

    -Какая часть речи помогает выполнять, разные действия? (глагол)

    -Представьте, что будет, если вдруг исчезнут все глаголы?

    8. Закрепление изученного.

     работа в четверках.

    -Записаны пословицы, в которых один из глаголов пропущен. Задание: восстановить пословицу, вставить подходящий по смыслу глагол.

      *Мир строит, а война разрушает.

      *Смелый побеждает, а трус проигрывает.

      *Сам погибай, а товарища выручай.

     *Труд кормит, а лень портит.

    *Человек от лени болеет, а от труда выздоравливает.

    * Что напишешь пером, не вырубишь топором.

    *Лето припасает, а зима прибирает.

    * Лентяй ест, греется, а работать ленится.

    * Как аукнется, так и откликнется.

    * Сумел завязать, сумей и развязать.

    * Чем зря кричать, лучше замолчать.

    * Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    *Легко друга потерять, трудно найти.

    *По одежке встречают, по уму провожают.

    *Ласточка день начинает, а соловей завершает.

    9. Итог урока.

    -О чем вы сегодня узнали на уроке?

    -Что такое глагол?

    -Что обозначает глагол?

    -На какие вопросы отвечает?

    -В заключение урока я предлагаю вам послушать стихотворение, если услышите глагол, то поднимите руку.

    Я пришел из школы,

    Я учу глаголы…

    Мне их выучить – пустяк!

    У меня свой метод!

    Применяется он так,

    Новый метод этот:

    «Кричать» - кричу,

    «Вертеть» - верчу,

    «Двигать» - двигаю,

    «Прыгать» - прыгаю.

    Я и прыгал! Я и двигал!

    Я и топал! Я и пел!

    Пел, пока у нас в прихожей

    Вдруг звонок не зазвенел!...

    Открываю: наш сосед…

    (Он живет под нами)

    Не причесан, не одет –

    В тапках и пижаме.

    Он кричит:

    -Прошу прощения!

    Это что – землетрясение?

    Или, может быть, слоны

    Надо мной поселены?!

    -Уважаемый сосед,

    Никого в квартире нет.

    Я пришел из школы

    И учу глаголы.

    -Я надеюсь, что вы так учить не будете, поэтому соседи от вас не пострадают.

    Домашнее задание.

    Упр. №3, выучить определение на с. 93.

    Нарисовать портрет Глагола.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

    Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

    Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

    Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

    Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

    Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....


     

    Комментарии

    Увлекательный, интересный урок.