Урок русского языка по теме "Что мы знаем о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Корнеева Людмила Анатольевна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr_urok_v_3_klasse_po_rus_yaz.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 а класс

Учитель: Корнеева Людмила Анатольевна

УМК: Гармония

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема

«Что мы знаем о частях речи»

Цели

Образовательные:

Повторить и обобщить изученный материал по теме «Части речи»

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  - Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.

-  Регулятивные УУД: - Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах,  проверять и оценивать «чужие» решения. (Р.)

- Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться. (К.)

- Познавательные УУД: - Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные  действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.) 

Планируемый результат

Предметные: Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Выявлять в текстах слова, формы слов, обеспечивающие точность и выразительность речи. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выполняя правила речевого поведения. Самостоятельно читать материалы учебника, извлекать информацию, следовать инструкциям. Применять освоенные правила письма, выполнять предписываемые ими действия.

Личностные: Становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка)

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч. ; Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник  ч.2, справочный материал «Части речи»

презентация, разноуровневые индивидуальные карточки, карточки с текстом для домашней исследовательской работы

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

Осуществляемые действия

Формируемые способы

Осуществляемые действия

Формируемые способы

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Я предлагаю провести наш урок необычно, в форме игры, которая называется « Банк».

- Что такое банк? Слайд №1

- Банк выполняет 3 основные задачи:

  1. накопление ценностей
  2. их удачное использование
  3. получение результата, т.е. пользы, прибыли.

- Банки бывают разные. Ведь накапливать можно не только деньги. Вот, н-р, вы что можете накапливать?

- Знания можно копить и использовать?

- Этим мы сегодня и займемся. Используя свои знания и умения, мы будем копить фишки, которые будут показателем прибыли.

Слушают внимательно  учителя

Слушают информацию

Понимать информацию и выполнять инструкции

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Отвечают на вопросы учителя

Участвовать в общей беседе.

Искать ответ на поставленный вопрос.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают ответы детей в классе

Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности

Контролировать и оценивать ответы детей

II. Актуализация знаний (3 мин)

Предлагает записать число и начать урок со словарной работы.

Словарная работа Слайд №2

- Оцените сами себя. Слайд №3   Если нет ошибок- красную фишку, 1-2 ошибки- синюю.

- На какие группы можно разделить эти слова?

Списывают слова, вставляя нужные буквы.

Анализируют и сравнивают слова

Осуществлять актуализацию полученных знаний

Осуществлять целенаправленные  действия анализа, сравнения, группировки

отвечают на

поставленный вопрос

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения

Сверяют записи с ответами на доске и оценивают себя.

Придвигают к себе фишки

Контролировать процесс и результат, вносить коррективы, осуществлять самооценивание.

III. Формулирование темы урока, постановка цели. (2 мин) Организует формулирование темы урока и постановку цели урока учащимися.

- Сегодня у нас урок- обобщение.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока.

Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение целей и функций учащихся,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Слушают ответы детей в классе

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV. Применение  знаний в новой ситуации. (13 мин)

- Итак, начнем игру « Банк».

1. Распознавание частей речи. (2 мин)

Просит детей разделиться на 3 варианта.

-Галочкой укажите : 1 в.-им. сущ., 2 в.- им. прил., 3 в.- гл.

Проверка и самооценивание.Слайд№4

-Какие слова остались? Слайд №5

2. Сравнение и анализ слов. Найди «лишнее»(1 мин)

- Среди глаголов какой глагол можно назвать «лишним»? Почему?

-По какому принципу можно найти «лишние» слова среди имен сущ?

- Какое прилагательное находится в начальной форме?

3.Обобщение и систематизация знаний.(групповая работа)(5 мин)

- Поделитесь на группы. Подготовьте сообщения о частях речи.

4.Работа по тексту. (5 мин) Слайд№6

-Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?

-Проведем небольшое исследование. Посчитайте сколько здесь глаголов. Назовите.

-Сколько имен существительных?

- Сколько имен прилагательных?

- Какие можно сделать выводы?

- Какие еще части речи использовали?

Выявляют принадлежность слова к той или иной части речи.

Анализируют и сравнивают слова по освоенным признакам.

Читают текст и извлекают информацию.

Осознавать общий способ действия для решения определенных конкретных задач и выполнять его.

Осуществлять целенаправленные  действия анализа, сравнения, группировки.

Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные  действия анализа.

отвечают на

поставленный вопрос.

Находят «лишние» слова.

Обсуждают, собирают всю информацию о конкретной части речи и готовят сообщения.

Считают количество им. сущ, им. прил., гл. в тексте.

Участвовать в общей беседе.

Искать ответ на поставленный вопрос

Уметь формулировать собственное мнение.

Участвовать в совместной деятельности, воспроизводить информацию.

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения

Сравнивают  свои ответы с ответами на доске. Оценивают себя.

Слушают ответы детей в классе.

Следят за правильностью ответов.

Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют.

Контролировать процесс и результат, вносить коррективы, осуществлять самооценивание.

Осуществлять контроль ответов. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль.

Обнаруживать ошибки, вносить необходимые коррективы.

Прогнозировать общий вывод

V. Физминутка. (1 мин)

-Если назову глагол Б.вр., мн.ч., 1 л. -хлопаете, если нет- топаете: забудем, красивые, принесем, записываем, заговорим, заедут.

Анализируют слова как части речи

Наблюдать за языковым материалом

Топают, хлопают

Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности

VI. Контролирующее задание. (разноуровневая работа по карточкам) (8 мин)

- Все остальные выпишите из текста имена прилагательные с именами существительными, от которых они зависят.

- Определите род, число, падеж имени прилагательного. ( один ученик у доски)

Проверка карточек. Слайд №7

Вывод: - Какую особенность имен существительных и имен прилагательных во всех заданиях мы пронаблюдали?

Вспоминая правила, памятки из учебника, выполняют индивидуальные задания

Делают вывод: имя прил подчиняется им сущ.

Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его.

Осуществлять выбор.

Осуществлять целенаправленные  действия анализа, умозаключения

Отвечают на

поставленный вопрос.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Один ученик из 1 уровня читает свои слова, остальные сверяют и  оценивают себя. Дети 3 уровня сверяют с доской.

Уметь осуществлять самоконтроль. Адекватно оценивать свою работу.

VII. Работа с глаголами. (5 мин)

Берутся глаголы из текста, по которому работали.

Самостоятельная работа

Проводят анализ глагола как части речи. (устно, а затем письменно)

Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач

Применяют освоенные правила

Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.

Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют.

Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия. Использовать речь для регуляции своих действий.

VIII. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

- Какую цель ставили в начале урока?

-Мы достигли своей цели?

- Оцените свою деятельность на уроке.

-Что получилось?

-На все ли вопросы вы знали ответ?

-Что надо повторить?

Оценивание.

Подведение итогов по набранным фишкам.

- Посчитаем, насколько прибыльно мы сегодня поработали.

Участвуют в беседе,

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Высказывают мнения

Строить высказывания понятные для партнеров.

Выслушивают мнения одноклассников.

Считают фишки.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

IX. Домашнее задание ( 1 мин) (каждый ряд получает текст, в котором нужно подитожить количество им. сущ., им. прил, гл.)

Продолжить исследовательскую работу