Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Казакова Татьяна Владимировна

Данный урок проводился в 4 классе по программе "Школа России". На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи - местоимением, выполняют задание Деда Всеведа. В конце урока выполняют интрактивный  тест по теме "Местоимение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_4_kl..doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

«Местоимение как часть речи»

                                                                                             Подготовила: Казакова Т.В.

                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                МКОУ СОШ № 8 с. Ульяновка

                                                                                Минераловодского района

                                                                                Ставропольского края

             

Цели урока: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием  

                       личных местоимений.

                       

                       Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять

                       местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,

                       обогащать словарный запас.

                      Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс» Рамзаевой, линейки, простые

                             карандаши,  

                             рисунок   Деда Всеведа, рисунок улицы «Части речи», книга

                             Волиной «Занимательная грамматика», Г.Г.Граник,  

                            С.М.Бондаренко , Л.А. Концевая «Секреты орфографии»(рисунок

                             улицы частей речи), компьютерное оборудование.

                             

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

     Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

     Готов ли ты начать урок?

     Все ль на месте, всё ль в порядке:

     Книжка, ручка и тетрадка?

Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и вас всё получится.

Мотивация. 

- Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?

- Вот этим мы и займёмся на уроке.

 II. Актуализация ранее изученного.

       - Откройте тетради ,запишите число, классная работа, словарная работа.

   

 Словарная работа

   - Сегодня на урок к нам пришёл Дед Всевед. Имя его – от слов всё ведать, то есть всё знать.   Давайте покажем ему, как мы с вами можем работать и что мы знаем.

     - На дом вам было задано повторить словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

       Слова спокойно жили в книжке,

       Но книжку вдруг прогрызли мышки.

       От слов начала откусили

       Из книжки в норку утащили.

    ( на доске словарные слова)

  …ректор         …рога                 … рошо

  … зал              …зета                  … реди

  …лендарь       …тина                 … зад

  … ризонт        …шина                …тол

 ( он, мой)          (она, моя)           ( наречие)

  -  Давайте вместе восстановим слова

  ( фронтально повторяем зашифрованные слова)

  - Теперь правильно их напишите в 3 столбика как и у меня.

   ( проверка орфографическим чтением)

  -  Ребята, скажите,  а по каким признакам я сгруппировала слова.

  - Как вы узнали?

  п/о подставили слова он, мой, она, моя.

    ( пишу под столбиками эти слова)

   - Слова он, она – это слова какой части речи?

 п/о местоимение

 - Я думаю, что Дед Всевед остался доволен вашей словарной работой, а если нет, то мы с вами постараемся работать лучше, чтобы он нас похвалил.

III. Изучение нового материала

1.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, необычной частью речи – местоимением.

2. Объяснение нового материала.

- Прочитайте название этой части речи в учебнике на с. 163.

- Запишите тему урока.

- Как вы думаете, почему она носит такое название?

- Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

 

  В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

- В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

 ( вешаю плакат)

                   1 –е л.             2 – е л.             3 – е л.

Ед.ч.           я                       ты                  он она оно

Мн.ч.          мы                   вы                   они

- Давайте хором прочитаем местоимения.

- Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

- Как  вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

- Личные местоимения изменяются по падежам , при этом изменяется не  только окончание. Но всё слово.

(запись на доске)

 Сегодня к нам на урок  пришло много гостей

- В этом предложении есть местоимение. Оно стоит в падежной форме. Найдите это личное местоимение.

-Найдите начальную форму местоимения к нам.

- А когда вместо слова ты необходимо употребить вы?

п/о местоимения 2 – го лица очень дружны. Они заменяют друг друга в обращении к человеку старше тебя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку мы используем вместо местоимения ты местоимение вы. Это форма вежливого обращения. Вы употребляют также в обращении к нескольким людям.

 Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

 3. Задание Деда Всеведа. (проблемное задание)

 - Вы не забыли, что к нам на урок пришёл Дед Всевед

- Ребята,  у него есть для вас задание. Посмотрите, здесь написаны два предложения.  А что с ними делать Дед Всевед не сказал. В этих предложения есть недочёт.

Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

п/ о да, в  этих предложениях повторяется слово человек.

- Давайте его заменим. Каким местоимением?

- Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

 ( отдаю письмо ученику, он комментирует)

 

4. Работа в тестом

- Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?

(текст написан на доске)

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком говорится в тексте?

- Видите, сколько у вас мнений

 - а почему у вас не было однозначного ответа?

п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а сеть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.

5. Работа по учебнику. Упражнения в определении местоимений.

- Откройте учебники на с. 164.  Найдите упр. 376.

-  Прочитайте загадку.

- Что это такое

( записываю слово экскаватор на доске)

- Не сразу появились самолёты, корабли, автомобили. Люди издавна мечтали летать по воздуху, быстро ходить по земле, хотели придумать машины, которые помогали бы им в работе. И вот машина – экскаватор – это тоже продукт мечтаний человека.

- Найдите в загадке слово с разделительным ь.

- Придумайте ещё слова с разделительным ь.

 -Сейчас  вы загадку спишите, самостоятельно подчеркнёте местоимения и напишите 3 слова на это правило.

( взаимооценка выполненной работы)

- Назовите местоимения , которые вы подчеркнули

( даём характеристику я – 1 е лицо. ед. число    ты – 2 – е лицо, ед.число)

Упр. 374.

- Прочитаем задание вместе.

- Будем каждое предложение писать, комментируя его.

- Прочитайте два последних предложения.

- Разберём их по членам  предложения и обозначим части речи.

- Какой частью речи выражается подлежащее в 1 предложении? Во 2 предложении?

- А ещё есть местоимения во 2 предложении?

- А каким членом предложения оно является?

- Какой сделаем вывод?

Вывод: В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.

IV.Тест по теме «Местоимение» 

- А сейчас вы, ребята, будете выполнять тест.

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDI1X0l6U0N5Zl9UbDJQVXpKTE9SOUE6MQ

V. Подведение итогов урока.

- Вы приняли хорошо в гостях эту часть речи. Ребята, Дед Всевед приглашает вас на необычную улицу частей речи. Сегодня мы познакомились  с новой частью речи – местоимением. Дайте поселим в 3 дом нашу удивительную часть речи.

-Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось, понравилось?

- Испытывали ли вы трудности? В чём?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Как называются эти местоимения?

- Почему это удивительная, необычная часть речи?

- Какого лица бывают местоимения?

-Каким членом предложения бывают местоимения?

- А теперь я и Дед Всевед посмотрим какие вы сообразительные. Я буду вам задавать шуточные вопросы.

Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы- мы – ты)

Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

 И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

 Я о себе такого мнения:

 Огромна роль местоимения!

 Я делу отдаюсь сполна,

 Я заменю имена!

- Я думаю, Дед Всевед остался доволен вашей работой и ещё придёт к нам в гости.

(Выставление оценок за работу на уроке)

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....