Главные вкладки

    Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Яицкая Наталья Викторовна

    Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx30.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

    Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.

    Задачи: 

     - формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, познакомить с историей слов люди, дети;

     - учить правильному  изменению данных  слов по падежам;  

     - развивать речь учащихся;

     -  воспитывать культуру умственного труда.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.С. Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.

    Прогнозируемые результаты:

     Предметные:

    • знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
    • умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.

    Метапредметные:

    • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
    • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Личностные:

    • проявляют интерес к урокам русского языка

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Мы легонечко вздохнем

    И работать все начнем.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, все ль в порядке

    Книжка, ручка и тетрадка?

    На уроке будь старательным

    Будь спокойным и внимательным.

    Все пиши, не отставая,

    Слушай, не перебивая.

    Говорите четко, внятно,

    Чтобы было все понятно.

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши перебивать.

    Мы сегодня будем наблюдать,
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Активно в работу включайся, дружок!

    Ребята, сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

    1 слайд. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

    В.О. Ключевский.

    Минутка чистописания.

    Зимой человеки одевают польта.

    Мы поехали в метре.

     - Прочитайте предложения. Что вы заметили?

     - Исправьте ошибки в предложениях. В каких словах допущены ошибки? Запишите слова. Чтобы правильно записать слова, что нужно знать?

    Выучишь правило — выполнишь верно задание.

     - Запишите предложение, укажите части речи.

    II. Работа по теме урока.

    Слайд 2. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.  Р. Декарт.

     - Попробуйте устно просклонять слова человек, пальто.

    1. Определение темы и задач урока.

    - Запишите слова в столбик.

    Мн. ч. Им. п.

    Мн. ч. Р. п.

    Банан          

    Бананы

    Бананов

    Вилка

    Вилки

    Вилок

    Колесо

    Колеса

    Колес

    Мышь

    Мыши

    Мышей

    Человек

    люди

    людей

    - Напишите эти слова в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Выделите окончания.

    Проверка: хором проговорим слова.

    - Почему  мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?

    - Прочитайте тему урока.  Слайд 3.

    - Какие задачи поставим перед собой на уроке?

     (раскрыть несколько секретов правильной речи)

     - А зачем нам это нужно? ( Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными)

    2. Работа по теме урока.

    • - Давайте узнаем историю одного слова

     Упражнение 298, стр.137

    – Что вы узнали о слове человек?

    - Запомни! (на слайде Человек – люди)

     - Запишите эти слова в В.п., Т.п., и П.п. – сначала в единственном числе, а потом во множественном.

    • - Запишите ещё одно слово. Ребенок. Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?

    Упражнение 299 стр.138

     -  Прочитайте сведения.

    – Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?

    - Запомни! (на слайде ребенок – дети, ребята)

    - Просклоняйте слова люди, ребята по вариантам.

    1 вариант – склоняет слово люди

    2 вариант – склоняет слово ребята.

    - Если возникнут трудности, куда нужно обратиться? (словарь на стр.156-158)

    Проверка: Прочитайте, что получилось.

    Вывод: сведения о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)

    Физкультминутка

    3. Чередование звуков в корнях слов.

     - Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?

    Корни могут изменяться,

    Но родными оставаться.

    БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО-УШИ, ПУХ-ПУШОК.

    КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,

    СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.

    ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.

    Какими корни нам считать?

    1. Запишем несколько слов.

    - Запишите слова первой строки.

    Бок-бочок, друг - дружок, ухо - уши, пух-пушок.

    - Выделите корни.

    - Что заметили? (согласные звуки заменяют  друг друга, чередуются)

    - Какие согласные звуки чередуются? ([г], [к], [х])

    - Ещё их в русском языке называют «капризными». Слайд

    - Просклоняйте слова ухо – уши устно.

    Ухо             уши

    Уха             ушей

    Уху             ушам

    Ухо             уши

    Ухом          ушами

    Ухе             ушах

    - Какой вывод можно сделать об этих словах?

    ( В ед. числе пишем х, а во множественном ш)

    - Прочитайте сообщение в учебнике на стр. 139.

    1. Работаем в парах. Игра «Семь родственников». 

    - «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

    – Давайте поиграем. Первый вариант подчеркивает родственные слова к слову бегать, второй вариант  к слову друг, третий -  к слову привозной, четвертый – письменно.

     На экране записаны 4 группы  родственных слов (в классе также 4 варианта). В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.

    I группа – к слову БЕГАТЬ

    II вариант – к слову ДРУГ

    III вариант – к слову ПРИВОЗНОЙ

    IV вариант – к слову ПИСЬМЕННО

     

    Бегать, письменно, привозной, друг, везем, перебежка, подружиться, бегун, письмо, привез, дружок, беговой, возчик, дружно, разбежаться, письменный, дружный, писать, расписание, отвожу, друзья, перебежать, неизбежно, подруга, повозка, невезение, переписка.

    – Прочитайте получившиеся группы. (на слайде слова)

    – Какие звуки могут чередоваться?

    Вывод: Какой секрет правильной речи раскрыли?

    (согласные могут чередоваться)

    1. У нас остался ещё один секрет. Давайте попробуем его раскрыть.

     Упражнение 301 стр.139

    – Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении  слов.

    - Запишите слова в столбик. (по вариантам)

     - Во второй столбик запишите эти же слова в форме множественного числа именительного падежа.

    – Какие гласные «убежали»?

    – В третий столбик запишите эти слова в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. От чего зависят окончания имен существительных? Почему -ов, -ей? (сущ. 2 скл. мужского рода)

     - Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.

            (самопроверка по слайду)

            I вариант

    Рот – рты – ртов

    Лед – льды – льдов

    Мох – мхи – мхов

    Лев – львы – львов

          II вариант

    Сон – сны – снов

    Пень – пни – пней

    День – дни – дней

    Лоб – лбы - лбов

    IV. Итог урока.

    - Какие секреты речи вы узнали?

    1. Раньше было слово люд, а теперь человек.

    2. Когда – то было слово дитя, а теперь ребенок

    3. Согласные звуки [г], [к], [х] могут быть капризными

    4. Гласные буквы О и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.

    Рефлексия.

    - Оцените свою работу по лестнице знаний.

    Домашнее задание: упражнение 302 стр.140


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

    Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...

    Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

    Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

    Конспект урока "Открываем ещё несколько секретов правильной речи"

    В ходе урока учащиеся учатся образовывать формы множественного числа существительных, правильно употреблять их в речи; знакомятся с разносклоняемыми существительными...

    Открываем ещё несколько секретов правильной речи

    Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...

    Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

    рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

    Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)

    Урок по программе "Гармония".  Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...