Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яицкая Наталья Викторовна

Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.

Задачи: 

 - формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, познакомить с историей слов люди, дети;

 - учить правильному  изменению данных  слов по падежам;  

 - развивать речь учащихся;

 -  воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.С. Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.

Прогнозируемые результаты:

 Предметные:

  • знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
  • умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • проявляют интерес к урокам русского языка

Ход урока

  1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И работать все начнем.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ребята, сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

1 слайд. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

В.О. Ключевский.

Минутка чистописания.

Зимой человеки одевают польта.

Мы поехали в метре.

 - Прочитайте предложения. Что вы заметили?

 - Исправьте ошибки в предложениях. В каких словах допущены ошибки? Запишите слова. Чтобы правильно записать слова, что нужно знать?

Выучишь правило — выполнишь верно задание.

 - Запишите предложение, укажите части речи.

II. Работа по теме урока.

Слайд 2. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.  Р. Декарт.

 - Попробуйте устно просклонять слова человек, пальто.

1. Определение темы и задач урока.

- Запишите слова в столбик.

Мн. ч. Им. п.

Мн. ч. Р. п.

Банан          

Бананы

Бананов

Вилка

Вилки

Вилок

Колесо

Колеса

Колес

Мышь

Мыши

Мышей

Человек

люди

людей

- Напишите эти слова в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Выделите окончания.

Проверка: хором проговорим слова.

- Почему  мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?

- Прочитайте тему урока.  Слайд 3.

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?

 (раскрыть несколько секретов правильной речи)

 - А зачем нам это нужно? ( Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными)

2. Работа по теме урока.

  • - Давайте узнаем историю одного слова

 Упражнение 298, стр.137

– Что вы узнали о слове человек?

- Запомни! (на слайде Человек – люди)

 - Запишите эти слова в В.п., Т.п., и П.п. – сначала в единственном числе, а потом во множественном.

  • - Запишите ещё одно слово. Ребенок. Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?

Упражнение 299 стр.138

 -  Прочитайте сведения.

– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?

- Запомни! (на слайде ребенок – дети, ребята)

- Просклоняйте слова люди, ребята по вариантам.

1 вариант – склоняет слово люди

2 вариант – склоняет слово ребята.

- Если возникнут трудности, куда нужно обратиться? (словарь на стр.156-158)

Проверка: Прочитайте, что получилось.

Вывод: сведения о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)

Физкультминутка

3. Чередование звуков в корнях слов.

 - Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО-УШИ, ПУХ-ПУШОК.

КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,

СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.

ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.

Какими корни нам считать?

  1. Запишем несколько слов.

- Запишите слова первой строки.

Бок-бочок, друг - дружок, ухо - уши, пух-пушок.

- Выделите корни.

- Что заметили? (согласные звуки заменяют  друг друга, чередуются)

- Какие согласные звуки чередуются? ([г], [к], [х])

- Ещё их в русском языке называют «капризными». Слайд

- Просклоняйте слова ухо – уши устно.

Ухо             уши

Уха             ушей

Уху             ушам

Ухо             уши

Ухом          ушами

Ухе             ушах

- Какой вывод можно сделать об этих словах?

( В ед. числе пишем х, а во множественном ш)

- Прочитайте сообщение в учебнике на стр. 139.

  1. Работаем в парах. Игра «Семь родственников». 

- «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

– Давайте поиграем. Первый вариант подчеркивает родственные слова к слову бегать, второй вариант  к слову друг, третий -  к слову привозной, четвертый – письменно.

 На экране записаны 4 группы  родственных слов (в классе также 4 варианта). В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.

I группа – к слову БЕГАТЬ

II вариант – к слову ДРУГ

III вариант – к слову ПРИВОЗНОЙ

IV вариант – к слову ПИСЬМЕННО

 

Бегать, письменно, привозной, друг, везем, перебежка, подружиться, бегун, письмо, привез, дружок, беговой, возчик, дружно, разбежаться, письменный, дружный, писать, расписание, отвожу, друзья, перебежать, неизбежно, подруга, повозка, невезение, переписка.

– Прочитайте получившиеся группы. (на слайде слова)

– Какие звуки могут чередоваться?

Вывод: Какой секрет правильной речи раскрыли?

(согласные могут чередоваться)

  1. У нас остался ещё один секрет. Давайте попробуем его раскрыть.

 Упражнение 301 стр.139

– Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении  слов.

- Запишите слова в столбик. (по вариантам)

 - Во второй столбик запишите эти же слова в форме множественного числа именительного падежа.

– Какие гласные «убежали»?

– В третий столбик запишите эти слова в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. От чего зависят окончания имен существительных? Почему -ов, -ей? (сущ. 2 скл. мужского рода)

 - Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.

        (самопроверка по слайду)

        I вариант

Рот – рты – ртов

Лед – льды – льдов

Мох – мхи – мхов

Лев – львы – львов

      II вариант

Сон – сны – снов

Пень – пни – пней

День – дни – дней

Лоб – лбы - лбов

IV. Итог урока.

- Какие секреты речи вы узнали?

1. Раньше было слово люд, а теперь человек.

2. Когда – то было слово дитя, а теперь ребенок

3. Согласные звуки [г], [к], [х] могут быть капризными

4. Гласные буквы О и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.

Рефлексия.

- Оцените свою работу по лестнице знаний.

Домашнее задание: упражнение 302 стр.140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Конспект урока "Открываем ещё несколько секретов правильной речи"

В ходе урока учащиеся учатся образовывать формы множественного числа существительных, правильно употреблять их в речи; знакомятся с разносклоняемыми существительными...

Открываем ещё несколько секретов правильной речи

Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)

Урок по программе "Гармония".  Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...