Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
презентация к уроку по логопедии по теме

Халикова Лилия Явдатовна

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза Халикова Лилия Явдатовна , учитель-логопед МБОУ «СОШ № 10» г . Когалым 2012 г.

Слайд 2

Причины: Затруднения при определении места звука в слове, выделении звука из слова. Затруднения при определении последовательности звуков в слове. Затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Слайд 3

Виды ошибок: Пропуск букв, слогов в словах : сдит – сидит гова – голова Недописывание букв и слогов в словах: пили – пилили красн – красный

Слайд 4

Вставка лишних букв и слогов в словах: собабака – собака стлол – стол Перестановка букв и слогов внутри слова: звял – взял игонда - иногда

Слайд 5

Слитное написание слов: детииграли – дети играли надерево – на дерево Произвольное деление слов: вско чилна ветку - вскочил на ветку Раздельное написание частей слова: при летели – прилетели я сный - ясный

Слайд 6

Работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям : Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие анализа предложений на слова.

Слайд 7

Приемы работы по устранению ошибок

Слайд 8

Задания для развития звукобуквенного анализа и синтеза: Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Преобразовать слова: А) Добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, Оля – Коля. Б) Добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, пар – парк; В) Изменяя один звук слова (цепочка слов). Примерные слова: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын. Г) Переставляя звуки. Примерные слова: пила – липа , карп – парк, кукла – кулак. Какие слова можно составить из букв слова? Пример: ствол (стол, вол ).

Слайд 9

Задания для развития звукобуквенного анализа и синтеза: От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего. Пример: дом – мак – кот – топор – рот… Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков: Луна – стол – Л Кино – игла – И Лампа – мышь – М Окна – дом – О Нос – Анна – Н

Слайд 10

Задания для развития звукобуквенного анализа и синтеза: Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед даёт следующие задания: назвать слово, в котором после «л» слышится «к», после «м» произносится «к», перед «л» находится «и» и т.д.

Слайд 11

ПРОЧИТАЙ СЛОВО ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ Кукла Носки Игла Г А К Н И Галстук Автобус

Слайд 12

Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. В И Ш Н Я ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ. УЗНАЙ ОТГАДКУ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ.

Слайд 13

РАСШИФРУЙ СЛОВО

Слайд 14

КРЕСТИКИ О М Д К Т

Слайд 15

КОМПЬЮТЕР К О Н Л А С

Слайд 16

БУКВА - ОЗОРНИЦА ч и х а т ь т ч и а т ь

Слайд 17

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.

Слайд 18

Задания для развития слогового анализа и синтеза: Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания. Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки. Раскладывание картинок под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а , _о__а , _у__а . Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове .

Слайд 19

Задания для развития слогового анализа и синтеза: Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки. Придумывание слов с определенным количеством слогов. Определение пропущенного слога в названии картинки. Например: - ва , до-га . Составление слов из слогов, данных в беспорядке: та, ка , пус ; воз, ро , па. Придумывание слов с определённым слогом в начале или конце слова. Составление из двух слов третье, переставляя буквы. Составление слов из слоговых цепочек по принципу домино.

Слайд 20

СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ КА БИ НА КА ПУСТА БИ НОКЛЬ НА СОС

Слайд 21

СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ВТОРЫХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МИ НУ ТА ПО МИ ДОР КО НУ РА ГИ ТА РА

Слайд 22

СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ТРЕТЬИХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ РУ КА ВА КЕНГУ РУ ТАРЕЛ КА КРАПИ ВА

Слайд 23

СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ НИТОЧКАМИ И ПРОЧИТАЙ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА. ЧА ЛАТ МАЙ ЮБ КИ СЫ КА ХА КА БРЮ КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ ?

Слайд 24

Развитие анализа и синтеза структуры предложения

Слайд 25

Задания для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении: Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём. Придумать предложение с определённым количеством слов. Распространение предложений путем увеличения количества слов. Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом).

Слайд 26

Задания для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении: Придумать предложение с определённым словом. Составить графическую схему предложения. По графической схеме придумать предложение. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5 ).

Слайд 27

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, СОСТАВЬТЕ ИЗ НИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ стене кукушкой. На висят часы с

Слайд 28

В НАПЕЧАТАННОЙ ФРАЗЕ УБЕРИТЕ ВСЕ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛОВА – НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ШВЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Дешёлклошёлк масшёлктешёлкрашёлк бошёлкитшёлксяшёлк . Соедините оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде шёлк Дело мастера боится.

Слайд 29

Благодарю за внимание! Халикова Лилия Явдатовна , учитель-логопед МБОУ «СОШ № 10» г . Когалым 2012 г.



Предварительный просмотр:

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

В основе этой группы специфических ошибок письма  лежат испытываемые ребёнком затруднения в анализе речевого потока[Слайд 2]. А именно:

  1. Затруднения при определении места звука в слове, выделении звука из слова.
  2. Затруднения при определении последовательности звуков в слове.
  3. Затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений, поэтому ребёнок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом его обучения грамоте.

Если же анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к появлению рассматриваемой группы  ошибок. Конкретно эти ошибки могут проявляться в следующем:

[Слайд 3]

Пропуск букв, слогов в словах:

сдит – сидит

гова – голова

Недописывание букв и слогов в словах: 

пили – пилили

красн – красный

[Слайд 4]

Вставка  лишних букв и слогов в словах:

собабака – собака

стлол – стол

Перестановка букв и слогов внутри слова:  

звял – взял

игонда – иногда

[Слайд 5]

Слитное написание слов:

детииграли – дети играли

надерево – на дерево

Произвольное деление слов:

вско чилна ветку - вскочил на ветку

Раздельное написание частей слова:

при летели – прилетели

я сный- ясный

Хочется еще раз обратить ваше внимание, что эти ошибки носят стойкий и регулярный характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки», которые могут иметь место на письме любого человека.  

Приведенные примеры ошибок помогут легче сориентироваться в вопросе, что больше всего затрудняет ребенка: определение звукового состава слов, слогового состава слов или определение количества слов в предложении. В зависимости от этого можно будет выбрать и наиболее подходящие для каждого конкретного случая упражнения.  [Слайд 6]

Мне хочется привести некоторые приёмы, задания, упражнения для развития языкового анализа и синтеза. [Слайд 7]

Приемы работы по устранению ошибок  [Слайд 8]- [Слайд 10]

Задания для развития звукобуквенного анализа и синтеза:

  1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
  2. Преобразовать слова:

А) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, Оля – Коля;

Б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, пар – парк;

В) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын ;

Г) переставляя звуки: пила – липа , карп – парк, кукла – кулак .

  1.  Какие слова можно составить из букв слова: ствол (стол, вол)?
  2.  От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рот…
  3.  Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
  4. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:

Луна – стол –      л

Кино – игла –      и

Лампа – мышь – м

Окна – дом –       о

Нос – Анна –      н  

Прочитай по первым буквам. [Слайд 11]

Предложите детям назвать картинки, определить первую букву в названии каждой картинки и по первым буквам составить слово. Попробуйте. 

Аналогичное, но немного усложненное задание: [Слайд 12] Отгадать загадку, где ответ тоже нужно составить по первым буквам.

В игре «Расшифруй слово» [Слайд 13] необходимо прочитать слова, расположив буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитав слово, нужно подобрать к нему подходящую картинку. 

 «Крестики» [Слайд 14]

Эта игра направлена не только на развитие навыка звукобуквенного анализа, но и на пространственную ориентировку. Необходимо расставить буквы по инструкции и прочитать получившиеся слова. Например, напишите в центре крестика букву «О»,   справа от неё букву «М», слева-«Д», над буквой «О» букву «К», под неё букву «Т». Прочитайте слово, которое получилось по горизонтали и по вертикали. 

Интересную речевую игру, целенаправленную на формирование навыка звукобуквенного анализа у детей,  предлагают Л.С. Колтыгина и А.В. Ундзенкова. [Слайд 15] Упражнения предлагаемой игры «речевой компьютер» предполагают знание детьми букв и пространственных понятий: Справа-слева, середина, над, под, между. Играть можно с одним или группой школьников, можно классом. Ведущий дает пояснение: «Мы – операторы, работаем на компьютере. Мы дадим ему задание. Но сначала давайте посчитаем количество клеточек – слева – направо в нашем приборе». Это необходимо сделать, чтобы учащиеся правильно вели отсчёт клеточек при игре. « Слушайте внимательно! Все задания я буду говорить один раз. Вы стараетесь запомнить, не переспрашивать». Начинать нужно с маленьких «компьютеров», где 3-4 клеточки, постепенно можно дойти и до 20 клеток. Давайте заполним один такой «компьютер».

  1. Посчитать клеточки.
  2. В правой верхней клеточке записать букву, обозначающую 1 звук в слове «кровать».
  3. В пятой клеточке записать букву, обозначающую 3 звук в слове «стол».
  4. Под буквой «К» записать букву, обозначающую последний звук в слове «диван».
  5. Определите пятый звук в слове «кресло», запишите букву её обозначающую в  первой клеточке.
  6. Во второй клеточке записать букву, обозначающую 3 звук в слове «шкаф».
  7. Букву, обозначающую первый звук в слове «стул», запишите в левой нижней клеточке.

Вы можете придумывать свои «заправки» с учётом подготовки детей. 

Синицына И.Ю. предлагает весёлые загадки-путаницы [Слайд 16], для отгадывания которых потребуется замена только одной буквы внутри небольшого двустрочного стихотворения. Устраняя смешную путаницу, ребенок научится лучше ориентироваться в звуко-буквенной «ткани» слова. Попросите  его найти в стишке «мешающее» слова – источник путаницы – и подумать о том, какие слова могли бы быть на его месте, могли бы больше подойти по смыслу. Замену буквы необходимо сделать наглядной: выписать исходное слово, зачеркнуть в нем одну букву и написать сверху другую. Давайте попробуем найти и  исправить ошибку в данном двустишии. 

Следующее направление работы [Слайд 17] – это развитие слогового анализа и синтеза. Перед вами перечень упражнений и заданий, которые можно использовать в работе. [Слайд 18]- [Слайд 19]

Задания для развития слогового анализа и синтеза:

  1. Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания.
  2. Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.
  3. Раскладывание картинок под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а,  _о__а, _у__а.
  4. Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове.
  5. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях.
  6. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки.
  7. Придумывание слов с определенным количеством слогов.
  8. Определение пропущенного слога в названии картинки. Например: -ва, до-га.
  9. Составление слов из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па.
  10. Придумывание слов с определённым слогом в начале или конце слова.
  11. Составление из двух слов третье, переставляя буквы.
  12. Составление слов из слоговых цепочек по принципу домино.

Подробнее остановлюсь на игре "Слоговое лото" [Слайд 20]- [Слайд 22], которая представлена в трёх вариантах. Наиболее простой: выделение  из слов первых слогов и составление из них нового слова. Такая же работа проводится со вторыми слогами. А затем и с третьими. Примеры перед вами.

 Другой вид работы: соединить слоги [Слайд 23], в одинаковых по цвету шариках и прочить получившиеся слова. Далее работа уже может вестись с составленными словами. Например, определить какое слово лишнее. 

Следующий этап работы - Развитие анализа и синтеза структуры предложения. [Слайд 24] 

Задания для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении: [Слайд 25]- [Слайд 26]

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
  2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
  3. Распространение предложений путем увеличения количества слов.
  4. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  5. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом).
  6. Придумать предложение с определённым словом.
  7. Составить графическую схему предложения.
  8. По графической схеме придумать предложение.
  9. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
  10. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

Думаю, данные задания вам знакомы и вы ими активно пользуетесь.  Например, таким как составление предложения из слов [Слайд 27],  данных в беспорядке. По началу, эти слова могут быть представлены уже в необходимой форме, и даже указаны начало и конец предложения.  Постепенно, количество подсказок уменьшаем. 

Интересный вид работы, нахождение и вычеркивание из предложения лишнего слова, [Слайд 28]  например, название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?  (шёлк); А затем соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде (Дело мастера боится).  Дальше уже работать с пословицей.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что рассматриваемые специфические ошибки исчезнут тогда, когда ребёнок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....