Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шустова Наталья Николаевна

В процессе урока обучающиеся смогут:

  • повторить знания учащихся об имени прилагательном;
  • сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
  • учить выделять имена прилагательные среди других частей речи; получат возможность распознавать сложные имена прилагательные, правильно их записывать.;
  • получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное;
  • развивать орфографическую зоркость.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx32.45 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt206 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык     учитель: Шустова Н.Н.    дата: 10.03        класс: 3

Тема. Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

Тип урока: Комбинированный урок.

 Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Канакина В.П., тетрадь; раздаточный материал; компьютер, проектор, экран, презентация.

Цель:  проанализировать ошибки, допущенные обучающимися в проверочной работе «Имя существительное», расширить представление об имени прилагательном и его роли в речи; создать условия для формирования следующих планируемых результатов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • повторить знания учащихся об имени прилагательном;
  • сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
  • учить выделять имена прилагательные среди других частей речи; получат возможность распознавать сложные имена прилагательные, правильно их записывать.;
  • получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное;
  • развивать орфографическую зоркость.

        

УУД:

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самооценки  на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • формирование уважительного отношения  к учителю и сверстникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.
  • осознание языка как основного средства человеческого общения.

Регулятивные:

  • формулировать цели своей деятельности, делать выводы;
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • соотносить выполненное задание с образцом;
  • оценка выполнения своего задания и задания  одноклассников.

Познавательные:

  • находить нужную информацию в учебнике;
  • самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • уметь передать содержание изученного правила.

Коммуникативные:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • активно участвовать в диалоге на уроке.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический. Форми: фронтальная, парная, групповая,  индивидуальная.

Технологии, используемые на уроке: элементы здоровьезберегающей технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:     - Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок . У нас гости. Поприветствуйте их и тихонечко садитесь .

 -Ребята, давайте вспомним наш девиз: «Всё умею , всё смогу, всё у нас получится!» Правильно, работать мы будем дружно и слажено. Попрошу вас быть внимательными и тактичными друг к другу.

   

      2. Актуализация опорных знаний. На прошлом уроке русского языка мы писали проверочную работу «Имя существительное». Как вы думаете, мы можем сегодня  приступить к изучению новой темы? Правильно, нет .Давайте разберём  ошибки.

  1. Игра  «Лови вопрос» (игра с мячом)
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)
  • Какими бывают существительные? (одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные).
  • Что такое одушевленное имя существительное? (отвечает на вопрос кто? И т. д.)
  • Что такое неодушевленное имя существительное? (отвечает на вопрос что? И т. д.)
  • Что такое собственное имя существительное? (пишется с заглавной буквы, это ФИО, географические названия и т. д.)
  • Что такое нарицательное имя существительное? (все остальные имена существительные, кроме имен собственных, пишутся с маленькой буквы). Верно.

  Запишите в контрольные тетради число.    Десятое марта

                                                                                Работа над ошибками

- У 3 учеников были затруднения в определении рода существительного.

1.Укажите род.

Кофе, пальто,  серебро, речь.  

2.Образуй ед.число, вспомни правило написания ь после шипящих.

Ножи - … ,  лучи - … , речи - …,  овощи - ….

Мячи - … ,  борщи - … , этажи- …, мыши - .

  • Индивидуальные карточки .Роман, Валера, Катя и Кира получают  индивидуальные карточки. (приложение 2)

3.Запишите каждое существительное в творительном, а потом в предложном падеже. Обозначьте окончание.(Дима, Валера,.. )

ворона - __вороной_, ___вороне_

зима -     зимой_, ___зиме

корзина-корзиной-----корзине

-У кого-нибудь остались вопросы об имени существительном? Тогда закройте тетрадочки, положите на край стола.

3 Вводная беседа.  Закройте глазки (Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»). Откройте  их и   посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, тёплый)

   4. Формулировка темы, целей урока.

 - Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

- Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Правильно , о прилагательном.

Какие цели вы поставите на урок? Давайте откроем учебники на странице 63. Прочитайте чему мы будем учиться работая над новой темой.

Стр. 64. ___прочитает нам тему урока.

 На какие вопросы отвечают слова признаки?

5. Чистописание:     -Откройте рабочие тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму.  Пальчиковая гимнастика. Упражнение  «Колечки».

     -Запишите число, классная работа.                    Десятое марта

                                                                                     Классная работа

                                                                                  Имя прилагательное

     -Сейчас, я буду диктовать слова, вы их записываете в строчку, через запятую, первое слово с заглавное буквы. Задание всем понятно?

Машина, мебель, молоток, хороший, растение, товарищ.

Хорошо! Ребята, посмотрите на эти слова, какая орфограмма объединяет все эти слова? (это словарные слова) Какое слово лишнее? (Хороший) Почему?

(т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? А остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными.)

В каком словаре можем проверить написание слов? Откройте орфографический словарь, обменяйтесь тетрадями и проверьте.

Взаимооценка. Поставьте +, если все слова написаны правильно.

6. Работа по теме урока:

    1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

Упр. 109. (с.64)

-Прочитайте стихотворение.

-О чем идет речь в нем?

-Как вы представляете березку?

-В какое время года автор описывает березку.

-Посмотрите здесь есть прилагательные.?

-Какую роль они выполняют? С какой частью речи связано имя прил.?

-Приведи пример.

-Спишите, над именами прил, укажите часть речи.

Самооценка. Оцените свою работу. « +» или «-«

 

- Вспомним, что мы знаем  об имени прилагательном. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? - С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным)

1.Игра «Узнай кто какой»            

•   Серый, хищный, жадный...

•   Рыжая, хищная, ловкая...

•   Косой, слабый, трусливый...

•   Большой, косолапый...

•   Солнечный, весёлый...

•  Ясная, холодная...

•   Серая, хмурая...

2. Игра «Подбери словечко»  Составь словосочетания

—  Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?

—  Какой частью речи они являются?—  С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

  3.Игра «Текст. Найди отличия».   Работа с текстом:

    а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

     

     - Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. Прочитайте 2 текста (на столах раздаточный материал). Сравните.

1 текст.

Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки  … колокольчиков..

2 текст.

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились ярко-жёлтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли нежной улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки нежно-голубых колокольчиков.

- Какой текст вам нравится больше? Почему?

– Какую роль играют имена прилагательные?

(Д: Они  сделали  наш текст  красочным, выразительным и точным).

- Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,  

   оттаявший под действием тепла).

Физкультминутка.

- О чем говорится в тексте? – Ребята, как бы вы озаглавили текст?

  1.  Разберите по составу слово весенние  (Маргарита)

                2. В 1 и 4  предложениях найдите грамматическую основу предложения. Выпишите (Ангелина)

                 3. Найдите в тексте словосочетания (прилагательное + существительное)  ( Арина, Мариэтта)

7.Постановка проблемы. Наблюдение.

- Прочитайте словосочетания (Они записаны на доске.)

Белые ромашки, ярко-желтые лимоны, теплый вечер, светло-голубой колокольчик, темно-синее небо.

- Что вы можете сказать о написании этих прилагательных? Чем некоторые из них отличаются ? Что объединяет прилагательные этой группы?

- Как они написаны? (через дефис)

- Что обозначают эти прилагательные? (признак предмета по цвету, а точнее – оттенки цветов)

- Приведите свои примеры таких прилагательных. ____________ 

Запись под диктовку. (Один человек работает у доски - Даша )

Темно-синее море выбросило на гарячий ярко-желтый песок красивую бледно-розовую раковину.

- Подчеркните волнистой линией все прилагательные. Назовите только сложные. Как вы их написали? Что нужно запомнить?

   8.   Подведение итогов урока. Оценивание.

- Наш урок подходит к концу. - У вас на столах лежат задания. На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова.

1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)

2. Имя прилагательное обозначает …..  (признак предмета)

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)

4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)

5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной) О каких прилагательных мы сегодня узнали? Как они пишутся?

6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)

Обменяйтесь тетрадями , проверьте соседа по образцу, поставьте   « +», если не было ошибок. Подсчитайте количество «+» , поставьте на полях отметку.

9. Рефлексия. Закончи предложение .

Сегодня на уроке я узнал/а (научил/а (ся/сь) …
Сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание…

Сегодня на уроке мне было сложно …

Эти знания мне пригодятся …

Диаграмма: всё понятно, мне понравился урок-красный цвет, остались вопросы-зелёный, было скучно, неинтересно-синий.

10. Дом. задание:  на выбор: 1) придумать и написать текст-описание о весне (6 предложений), употребив сложные прилагательные, 2)  упр.111   стр.64

       

-  Наш урок окончен. Спасибо за урок!

  Резерв.    1.Составить и записать предложение с любым сложным прилагательным . Определить известные части речи   (работа в паре).

        Резерв 2.Выписать  сложные прилагательные, которые пишутся через дефис.  Желто(зелёный), сине(голубой) ,бледно(лицый), рыже(волосый),   зелёно(серый), черно(бурый), красно(носый),бледно(лиловый,   красно(синий), желто(ротый), бело(снежный),  черно(бровый).

3.Кто какой? Составь предложения с данными словосочетаниями.

  • Медведь
  • Буро?коричневый
  • Волк
  • Дымчато?серый
  • Лисица
  • Ярко?рыжая
  • Бабочка
  • Сине?крылая
  • Пингвин
  • Чёрно?белый
  • Лягушка
  • Лимонно?жёлтая
  • Лебедь
  • Красно?клювый
  • Кролик  
  • Черно?ухий


Приложение 1   Игра «Текст. Найди отличия».   Работа с текстом

1 текст.  Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки  … колокольчиков..

2 текст. Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились ярко-жёлтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли нежной улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки нежно-голубых колокольчиков.

Карточки инд.раб над ошибками   (приложение 2)

       Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных в тексте.

Солнышко сильно прогрело воду в реч..ке. В ней играют солнеч..ные зайчики. Л..жат на в..де листья кувш..нок. Под этими листьями неподвижно ст..ят ры..ки. Они спрятались от жары. Вот кр..сивая стрекоза прил..тела на цв..ток р..машки. Прозрачные крылышки бл..стят в луч..х со..нца.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных в тексте.

              На   высокой   ск…ле   паслись   олени.   В   т…ни   л…жал   мал…н…кий ол…нёнок.   Орёл   высм…трел   ол…нёнка   и бросился   на   него.   Мать услышала   шум   громадной   птицы.   Ол…ниха   встала   на   задние   ноги около   д…тёныша.   П…редними   копытами   она   старалась   ударить   орла. Орёл   отступил.   Он   пол…тел   к   св…ему   гн…зду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятое марта Классная работа Имя прилагательное

Слайд 2

Игра «Узнай кто, какой?» Серый, хищный, жадный... Рыжая, хищная, ловкая... Косой, слабый, трусливый... Большой, косолапый... Солнечный, весёлый... Ясная, холодная... Серая, хмурая...

Слайд 3

Составь словосочетания голодный трусливый хитрая пушистая неуклюжий рогатый колючий ядовитая олень медведь ёж змея лиса заяц волк белка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...