Конспект урока русского языка класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Вера Павловна

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

Урок русского языка по УМК «Школа 2100»

Учитель начальных классов: Иванова Вера Павловна

Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова» 3 класс

Цель: Познакомить учащихся со сложными словами методом наблюдения над значением корней; сформировать умение понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия  учащихся

УУД

I. Организационный момент.

Основной целью данного этапа является выработка внутренней готовности выполнения  учебной деятельности.

ΙI. Актуализация знаний.

Цель данного этапа является повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднения каждого учащегося.

Учитель организует детей, настраивает на урок.

- Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка.

- Проверьте своё рабочее мест, на столе должен лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь и пенал, сигнальные карточки.

– Откройте тетрадь.

– Запишите число, классная работа.

Учитель обращает внимание детей на правописание названия месяца и слов «Классная работа»

– Обратите внимание, что название месяца, и слова «Классная работа» являются словарными и требуют запоминания их написания.

Учитель организует диалог с учащимися по выявлению названия орфограмм.

1. Повторение.

Записываем в тетради словарные слова и вспоминем, какие орфограммы в них спрятались?

Народ, праздник, масса, человек, птицелов.

Подсказки на табличках висят на доске.

 Безударные        согласные         удвоенные          непроизносимые

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

2. Работа в парах.

– Приведите примеры слов с этими орфограммами.

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. 

- Какое из данных слов не  является словарным? Почему?

Дети приветствуют учителя около парты, демонстрируют умение организоваться, настроится на работу.

Дети открывают тетради и записывают число и классная работа.

Учащиеся воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия.

Дети вспоминают, записывают, обозначают орфограмму и формулируют её.

Задания активизирует мыслительные операции(сравнение, обобщение, классификация) и познавательные процессы (внимание и память).

Работа в парах

Обеспечена поддержка учеников, испытывающих затруднение.

Дети работают в парах

Ученики диктуют по два слова друг другу.

- Слово  Птицелов, так как в нём нет непроверяемых орфограмм.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

Целью этапа является организация анализа учащимися возникшей ситуации  и выявление места и  причины   затруднения

Учитель подводит детей к проблемной ситуации, предлагая ребятам найти верный ответ.

– Я увидела в тетрадях учеников следующее:

птицелов           птицелов

– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове птицелов?)

–Кто объяснит значение данного слова? Запись на доске:

птицелов – ловит птиц

Мы с вами встречались с птицеловом во 2 классе на уроке литературного чтения. Кто вспомнит автора и название произведения? (Иван Франко «Сказка о глупости»)

– Какой корень в слове птица? Подберите однокоренные слова.

– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

– Есть ли корни птиц и лов в слове птицелов?

– Так сколько корней в слове птицелов? (В этом слове два корня.)

Учитель организует диалог с учащимися, подводящий их к формулированию темы урока:

- Ребята, мы выяснили с вами, что в русском языке есть такие слова, которые состоят не из одного, а из двух корней.

- Ребята, попробуйте дать название таким словам в русском языке. (Два корня сложили в одно слово)

- Дети, сформулируйте тему урока, с какими словами мы сегодня будем с вами работать?

Учитель просит ребят открыть учебник и найти упр.122

Работа по учебнику.

а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.

– В какой группе оказалось слово

водопад? (Мнения могут разделиться.)

– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

в) Работа в парах.

Ребятам предлагается в паре  определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

 

Учитель просит детей напомнить тему урока.

- Почему их назвали сложными ?

Учитель просит ребят найти в учебнике упр.123 и выписать сложные слова, обозначая два корня.

Все учащиеся включены в

создание проблемной ситуации.

Ученики высказывают своё предположение, объясняют значение слова птицелов.

Ребята строят свои речевые высказывания по заданному вопросу. 

Дети находят корни (птиц и лов)

Ученики коллективно выполняют задания с мотивировкой выбора слова.

Дети высказывают свои предположения.

Дети формулируют тему урока:

«Сложные слова»

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень - вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

Дети выполняют задания, которые позволяют отработать новые способы.

Дети называют правила:

1).Работать должны оба;

2).Один говорит, другой слушает;

3).Своё несогласие высказывай вежливо;

4).Не понял, переспроси.

Работают в парах, подбирая нужные варианты ответов.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

Дети определяют свои затруднения.

Тема: «Сложные слова»

- Сложные слова сложены из двух корней.

Дети выполняют упр.123

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Цель этапа: формирование умений  применять новые знания.

Работа с определением (с. 106). 

Учитель задаёт вопросы по определению из учебника. 

– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова.

- Найдите информацию в определении, которую вы не озвучивали в своём определении?

Учитель просит привести свой пример сложного слова.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Кому трудно назвать сложное слово, можно обратиться к учебнику упр.124, он вам поможет.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Учитель проводит самостоятельную работу с целью  организовать выполнение работы на новое знание;

Учитель сообщает детям, что самостоятельная работа будет заключаться в том, что они должны применить полученные знания в распознавании слов.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

- На доске записаны несколько слов, вам нужно найти только сложные слова.

Солнцепёк, сладкоежка, подосиновик, добросердечный.

- Взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы. Учитель обращает внимание на тех детей, у которых были затруднения при выполнении задания и просит сильных учеников помочь своим одноклассникам.

 (На доске убирается слово подосиновик)

- Кто записал все слова правильно?

- У кого были затруднения?

- Почему слово подосиновик лишнее?

- Из каких слов образовались записанные в вашей тетради слова?

- Оцените свою работу по следующим критериям:

  • СПРАВИЛСЯ
  • СПРАВИЛСЯ, но сомневался
  • НЕ СПРАВИЛСЯ

- А сейчас вам предстоит работа в группе:

-Вам нужно будет собрать из двух слов одно сложное, которое соответствуют новой теме урока: «Сложные слова». Для того, чтобы выполнить данное задание успешно, нужно вспомнить:

  1. Правила работы в группе;
  2. Какие слова называются сложными.

( на столе лист с заданием и маркер)

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

 скоро + варить -......................................
тело + греть-.............................................
броня + жилет-...........................................
пешком + ходить- .....................................
лёд + колоть-..............................................
пчёлы + водить- .......................................
пар + ходить- ........................................  ..
снег + ходить- .........................................
хор + водить -......................................      .
верх + лазить -...........................................
лежать + бок -............................................
луна + ходить -................. …………     …      
книги +любить-.........................................
молния + отводить-...................................
кофе + варить.-..........................................
сено + косить -............................................

вертеть + шея -...........................................
лист + падать- ...........................................
 

- Проверим правильность выполнения задания, а экспертами будут ребята из других групп.

Критерии оценки:

1.Слово должно иметь  смысл.

2.В слове должно быть два корня и соединительная гласная о или е.

- Учитель наблюдает, у какой группы возникло затруднение, принимает вопросы на понимание, выступает, если нужно в роли помощника ребятам, испытывающим большие затруднения.

Ребята отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, находят в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

 

Дети находят информацию, связанную с соединительными гласными о и е.

Дети приводят свои примеры сложных слов.

Дети, испытывающие затруднения сигнализируют учителю.

Дети отвечают на вопросы.

- Приводили примеры сложных слов.

- Умение работать с информацией.

Со сложными словами

Дети должны выписать слова:

Солнцепёк, сладкоежка, добросердечный

Дети проверяют друг друга и считают количество правильно записанных слов.

Дети, которые испытывают затруднения  сигнализируют учителю красным кружочком.

В этом слове один корень, а в сложных словах должно быть 2 корня.

солнце печёт

ест сладкое

доброе сердце

Дети оценивают свою работу

Работа в группе

Дети вспоминают правила работы, которые они узнали из урока «Мир деятельности», также ещё раз повторяют, как определить, что слово сложное.

Работа по составлению сложных слов.

Дети демонстрируют ответы, а эксперты оценивают их.(Экспертами являются ученики других групп)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:  зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель подводит итог урока в виде диалога. – О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Просигнализируйте с помощью карточек как вы поняли новый материал.

Зелёный кружок - я всё понял

«Можно двигаться дальше»

Жёлтый кружок – есть ещё вопросы

«Нужна небольшая помощь»

Красный кружок – ничего не понял

«Стоп! Мне нужна помощь»

Сегодня на уроке все ребята без исключения молодцы!

Молодцы те ученики, которые успешно справились со всеми заданиями, молодцы и те, кто увидели свои затруднения и смогли преодолеть их, получить планируемый результат.

Ученики демонстрируют, как поняли тему урока.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку своей работы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию.

1. Упр. 85 («Дидактический материал»).

2. Дети, кто не испытывает затруднений и усвоил тему урока, попробуйте сочинить сказку про сложные слова. Это задание творческое и потребует определённых умений, нужно вспомнить уроки риторики, литературного чтения, особенности построения текста. Если у кого-то возникнут проблемы, то вспомните урок Мира деятельности «Что я не знаю, сам найду выход». Если вам будет совсем тяжело, то послушаете сказки других детей, а потом попробуете сочинить свою.

Домашнее задание учитывает разный уровень освоения.

Дети записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...