Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx28.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    18.03.2015 г.                                                              Урок № 127  по русскому языку в 3 классе.

    Тема: Обобщающий  урок по разделу в форме игры «Счастливый случай»

    Цели: 1)  Содействовать обобщению и систематизации знаний учащихся по разделу «Слово»;  развивать познавательный интерес к изучению русского языка; создать условия для успешного закрепления изученного материала

        2) Содействовать  воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.

               3) Способствовать развитию творческого мышления, внимания и обогащению словарного запаса у учащихся.

    Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

    Оформление  доски (интерактивная доска):

    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

            И.С. Тургенев

    Счастливый случай

    команда                              команда

    (Грамотеи)                          (Знатоки)

     “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

                (А.Н.Толстой)

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    I. Орг. момент. Формулирование проблемы.

     1.  Учитель:

    - Сегодня у нас необычный урок русского языка.

    Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения  людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

    Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

    На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

    (Дети читают, объясняют смысл)

    - Но нередко встречаются такие ситуации:

    Сценка

    – Как живешь?
    – Нормально.
    – А с учебой как?
    – Нормально.
    – Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
    – Нормально.
    – Хорошо, значит?
    – Ну я же говорю – нормально.
    – Странно ты говоришь...
    – Почему? Нормально.
    – Ты считаешь – нормально?
    – Нормально.
    – Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

    - Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

     - И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

    проверим свои знания.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре.

    IΙ. Актуализация знаний.

     Игра «Счастливый случай»:  

    1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

       Представление жюри

    2. Первый гейм « Дальше, дальше…» (Задаются вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко).

    Вопросы для первой команды:

    1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
    Приставка)
    3. Главные члены предложения. (
    Подлежащее и сказуемое)
    4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
    6)
    5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (
    3)
    6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы
    кто? что? (Существительное)
    7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
    Синонимы)
    8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (
    Точка)
    9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
    Черепаха)
    10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
    Текст)
    11. Значок – обозначение звуков на письме. (
    Буква)
    12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (
    Корень)
    13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
    е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
    14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
    Предлог)

    Вопросы для второй команды:

    1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
    2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

    3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

    4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
    5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (
    6)
    6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
    какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
    7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
    Зебра)
    8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
    2)
    9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
    Антонимы)

    10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

    11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

    12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

    13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
    14. Сколько согласных в слове
    денёк? (3)

    3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе». (Команды задают друг другу по три вопроса. За правильный ответ получают 2 балла).

    Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.    

           

    Физминутка

    4. Третий гейм: «Заморочки»  из бочки». Капитаны команд достают по очереди “заморочки”- бочонки с номерами. Зачитывается вопрос, на обдумывание команде даётся 10 секунд, после чего она должна дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки достают бочонок, на котором написано кроме числа «Счастливый случай», то за правильный ответ команда получает 5 баллов, а не 2 балла. (Таких бочонков два).

    В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

    1.О чём идёт речь?

    «Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

    2. О чем идёт речь?

    Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

    3. Отгадайте шараду:

    Мой первый слог – простой предлог,

    Звериный рот – второй мой слог.

    А если целое прочтёшь,

    То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

    4. “Фразеологический зверинец”

    Добавить недостающее слово – название животного.

    Голоден, как … (волк)

    Болтлив, как ….  (сорока)

    Здоров, как…  (бык)

    Нем, как …   (рыба)

    5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

    Умный человек слова на ветер не пустит

    6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

    Каков разум,

    а плод сладок.

    Корень учения горек,

    а человек знанием.

    Красна птица  оперением,

    таковы и речи.

    5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка». (За правильный ответ – 2 балла).

    (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

    1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

    1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).  

    2 команда -   По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

    2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

    1 команда – ласка

    2 команда - гусеница

    Физминутка

    6.  Пятый гейм: «Гонка за лидером». (За правильный ответ – 1 балл).

    Вопросы первой команде.

    1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
    2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
    3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
    4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
    5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
    6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
    7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
    8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
    9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
    10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

    Вопросы второй команде.

    1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
    2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
    3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
    4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
    5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
    6. Я – синоним осьминога,

          а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)

    1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
    2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
    3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
    4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

     III. Развитие умений.

    V. Итог урока. Рефлексия. Награждение победителей. 

    – Как вы считаете, какая часть речи самая важная и главная?  Почему?
    – Все части речи нужны и важны в нашей речи!

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?  За что?

           Наш урок подошел к концу. Все команды вели себя достойно и показали свое всестороннее развитие. Молодцы! Но так как у нас было соревнование, то подведем итоги. Слово предоставляется жюри.
    Вручение дипломов.

    VI. Дом. задание.

    «Дидактический материал», упр. 152


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.

    Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...

    Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

    Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

    Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

    laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

    Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

    Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

    Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

    Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....