Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
статья на тему

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от проблем обучения  и  воспитания,  развить  личностные  качества  ребенка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голованова Елена Анатольевна                                              

Выступление по теме

«Использование нестандартных форм обучения в начальном звене,

 как средства развития творческого потенциала личности
учителя и ученика»

    К традиционным школьным  занятиям  принадлежат,  как  известно,  уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки  и учета приобретенных знаний, умений и  навыков,  анализа  контрольных  работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или  раздела.  Наряду с  этими  формами  обучения  в  последнее  время   широко   используются   нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары,  зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные  уроки,  занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря  которым  ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

   Ориентация современной школы на  разностороннее  развитие  личности  ребенка   предполагает,   в   частности, необходимость гармоничного сочетания собственно  учебной  деятельности,  в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с  деятельностью творческой, связанной  с  развитием  индивидуальных  задатков  учащихся,  их познавательной активности, способности самостоятельно  решать  нестандартные задачи  и  т.п.   Активное   введение   в   традиционный   учебный   процесс разнообразных развивающих занятий,  специфически  направленных  на  развитие личностно-мотивационной  и  аналитико-синтетической  сфер  ребенка,  памяти, внимания, пространственного воображения и  ряда  других  важных  психических функций, является в этой связи  одной  из  важнейших  задач  yчителя.

   Опыты   введения   в   традиционные  уроки   в   начальных классах   элементов   нетрадиционного   обучения,   показывают   достаточную эффективность такого подхода.

     Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от проблем обучения  и  воспитания,  развить  личностные  качества  ребенка.  

    Содержание  обучения  задает  определенный   способ   его   усвоения, определенный  тип  учения.  В  традиционном   (объяснительно-иллюстративном) обучении  преобладает  догматический  тип   учения,   который   предполагает репродуктивный способ  и  уровень  усвоения  учебного  содержания.  Основные усилия  учеников  при  этом  сосредоточены  на  восприятии  готовых  знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и  воспроизведении.  Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как  правило,  не  старается найти способ решения,  а  усердно  пытается  вспомнить  решение  аналогичных задач. Если  вспомнить  не  удается,  ученик  чаще  всего  оставляет  задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

   Соответственно  целям и  содержанию  обучения  изменяется  и   позиция учителя в учебном процессе, характер его деятельности, принципы, методы  и  формы обучения.

   В  нетрадиционном  обучении  деятельность  учителя  меняется коренным  образом.  Теперь  главная   задача   учителя    не   «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать  совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель  начинает  выступать  как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в  классе.  Новые условия обучения требуют  от  учителя  умения  выслушать  всех  желающих  по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ,  встать  на   позицию   каждого отвечающего,  понять логику его рассуждения  и  найти  выход  из  постоянно  меняющейся  учебной   ситуации, анализировать ответы, предложения детей  и  незаметно  вести  их  к  решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога,  решения  учебной  задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны  ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке  открыть  истину.

   Развивающее  обучение - это   особый   вид   нетрадиционного   обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и  реализации  целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Поддержание познавательной активности  учащихся  в  ходе  контроля  за уровнем  знаний  - это  важное  условие  успешности  учебного  процесса.  Однако известно, что повторное воспроизведение детьми  учебного  материала,  будучи важным в плане закрепления и контроля,  снижает  интерес  к  предмету,  если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить  опрос и активизировать в процессе его работу учащихся  могут  занимательные  формы проверки усвоения фактического  материала.

    Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем  деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.

    Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной формой мышления. И в связи с тем, что это все – таки уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, парадокса, сказки, предметного боя, отчета, исследования, заседания клуба, суда и т.д.), имеет смысл проводить их  не чаще 1-2 раз в четверть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».

: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...

Конструирование как развитие творческого потенциала личности

Программа по конструированию с использованием педагогических технологий...

Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"

Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...

Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.

Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при кото...