Главные вкладки

    Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
    статья на тему

    Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от проблем обучения  и  воспитания,  развить  личностные  качества  ребенка.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Голованова Елена Анатольевна                                              

    Выступление по теме

    «Использование нестандартных форм обучения в начальном звене,

     как средства развития творческого потенциала личности
    учителя и ученика»

        К традиционным школьным  занятиям  принадлежат,  как  известно,  уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки  и учета приобретенных знаний, умений и  навыков,  анализа  контрольных  работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или  раздела.  Наряду с  этими  формами  обучения  в  последнее  время   широко   используются   нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары,  зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные  уроки,  занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря  которым  ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

       Ориентация современной школы на  разностороннее  развитие  личности  ребенка   предполагает,   в   частности, необходимость гармоничного сочетания собственно  учебной  деятельности,  в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с  деятельностью творческой, связанной  с  развитием  индивидуальных  задатков  учащихся,  их познавательной активности, способности самостоятельно  решать  нестандартные задачи  и  т.п.   Активное   введение   в   традиционный   учебный   процесс разнообразных развивающих занятий,  специфически  направленных  на  развитие личностно-мотивационной  и  аналитико-синтетической  сфер  ребенка,  памяти, внимания, пространственного воображения и  ряда  других  важных  психических функций, является в этой связи  одной  из  важнейших  задач  yчителя.

       Опыты   введения   в   традиционные  уроки   в   начальных классах   элементов   нетрадиционного   обучения,   показывают   достаточную эффективность такого подхода.

         Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от проблем обучения  и  воспитания,  развить  личностные  качества  ребенка.  

        Содержание  обучения  задает  определенный   способ   его   усвоения, определенный  тип  учения.  В  традиционном   (объяснительно-иллюстративном) обучении  преобладает  догматический  тип   учения,   который   предполагает репродуктивный способ  и  уровень  усвоения  учебного  содержания.  Основные усилия  учеников  при  этом  сосредоточены  на  восприятии  готовых  знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и  воспроизведении.  Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как  правило,  не  старается найти способ решения,  а  усердно  пытается  вспомнить  решение  аналогичных задач. Если  вспомнить  не  удается,  ученик  чаще  всего  оставляет  задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

       Соответственно  целям и  содержанию  обучения  изменяется  и   позиция учителя в учебном процессе, характер его деятельности, принципы, методы  и  формы обучения.

       В  нетрадиционном  обучении  деятельность  учителя  меняется коренным  образом.  Теперь  главная   задача   учителя    не   «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать  совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель  начинает  выступать  как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в  классе.  Новые условия обучения требуют  от  учителя  умения  выслушать  всех  желающих  по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ,  встать  на   позицию   каждого отвечающего,  понять логику его рассуждения  и  найти  выход  из  постоянно  меняющейся  учебной   ситуации, анализировать ответы, предложения детей  и  незаметно  вести  их  к  решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога,  решения  учебной  задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны  ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке  открыть  истину.

       Развивающее  обучение - это   особый   вид   нетрадиционного   обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и  реализации  целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

    Поддержание познавательной активности  учащихся  в  ходе  контроля  за уровнем  знаний  - это  важное  условие  успешности  учебного  процесса.  Однако известно, что повторное воспроизведение детьми  учебного  материала,  будучи важным в плане закрепления и контроля,  снижает  интерес  к  предмету,  если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить  опрос и активизировать в процессе его работу учащихся  могут  занимательные  формы проверки усвоения фактического  материала.

        Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем  деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.

        Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной формой мышления. И в связи с тем, что это все – таки уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, парадокса, сказки, предметного боя, отчета, исследования, заседания клуба, суда и т.д.), имеет смысл проводить их  не чаще 1-2 раз в четверть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

    Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

    Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

    Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

    Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

    В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

    проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».

    : Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...

    Конструирование как развитие творческого потенциала личности

    Программа по конструированию с использованием педагогических технологий...

    Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"

    Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...

    Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.

    Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при кото...