"Формирование саморазвивающейся личности путём развития самостоятельности, саморазвития, самоорганизации и самореализации."
презентация к уроку по теме

Евграфова Наталья Валерьевна

Данная презентация раскрывает смысл формирования саморазвивающейся личности и помогает  построить образовательный процесс , используя необходимые педагогические условия для самостоятельности, саморазвития, самоорганизации и самореализации личности обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование саморазвивающейся личности путём развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации.

Слайд 2

Мы никого и ничему не можем обучить – Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» Иными словами, современное начальное образование должно быть направлено на развитие самостоятельности ребёнка в учебной деятельности, его способности к самообучению. Исходя из сказанного выше, можно заключить, что современная начальная школа неразрывно связана с понятиями «самостоятельность», «саморазвитие», «самоорганизация», «самореализация». Что же это такое?

Слайд 3

Самостоятельность школьника - это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия. Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются: 1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.). 2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы. 3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д. 4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им. 5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности. 6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве. 7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным. 8.Самостоятельность обучающихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

Слайд 4

Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Условия, ведущие к саморазвитию: Образовательный процесс совершенствуется путём рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности. Педагогический процесс осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Саморазвитие включает в себя несколько процессов жизнедеятельности, некоторыми из которых являются самоорганизация и самореализация.

Слайд 5

Формируемые умения Варианты дидактических приемов самоорганизации Целеопределение Сообщение темы следующего урока заранее; чтение темы урока с доски, в учебнике; выбор и аргументация целей урока из многообразия предложенных; повторение структурной последовательности изучаемого учебного материала; определение цели учебного задания. Выполнение Создание условий для применения учениками необходимых планов, алгоритмов, памяток, способствующих успешному и сознательному самостоятельному выполнению учебного задания; создание условий для выполнения обучающимися учебного задания до конца, получение результата; обеспечение условий выполнения обучающимися деятельности обобщенным способом Контроль и оценивание Комментирование выполнения учебного задания; Обеспечение условий для пооперационного контроля хода выполнения учебного задания; сверка полученного результата с образцом; организация взаимопроверки; применение отсроченной проверки; освоение оценочных суждений; применение различных критериев оценивания Самоорганизация – это понятие означает умение организовать себя, свое время, свои действия, это изменение стереотипов, отработка необходимых навыков и умений для действий, сами действия и их контроль .

Слайд 6

Самореализация - это проявление, развертывание внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности, осознанной деятельности, направленной на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвание . Условия необходимые для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации: Анализ знаний, умений обучающихся; причин затруднений в учебной деятельности; Составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития обучающихся; Объединение заданий по темам; подбор заданий, стимулирующих интерес обучающихся к познавательной деятельности; Использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников; Обеспечение активности и самостоятельности обучающихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа “Я”; Наличие заданий продуктивного характера; сопровождающихся опорными схемами и подсказками, которые требуют от обучающихся письменных ответов;

Слайд 7

Интеллектуальное развитие, формирование позитивной «Я – концепции. Успешная личность», навыков межличностных отношений, развитие творческих способностей, и, как результат, - самореализация личности Уроки с ИКТ Уроки-исследования Игра (ролевая, путешествие) Уроки творчества Интегрированные уроки Уроки-диалоги Система самоуправления класса Портфолио Сюжетно – ролевые игры Часы общения, классные часы Коллективно- творческие дела Классные праздники Экскурсии, походы Семинары, МО, курсы конкурсы, самообразование Внеурочная деятельность У Р О К И УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛ. Классное руководство: воспитательная система класса Социально – общественная деятельность Детская организация «Солнечный мир» Операция «Радость малышам» Школьное самоуправление Научно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Предметные олимпиады и конкурсы Факультативные курсы, секции Индивидуально- групповые занятия Пути самореализации личности

Слайд 8

Приёмы работы, способствующие формированию саморазвивающейся личности. Урочная деятельность: Работа в режиме «консультант» (способные обучающиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

Слайд 9

Разработка и защита презентаций по различным предметам .

Слайд 10

Внеурочная деятельность: Издание детских исследовательских, творческих и проектных работ обучающихся.

Слайд 11

Участие в конкурсах .

Слайд 12

Издание буклетов, сборников, брошюр. Написание сочинений, рассказов, сказок и т.п.

Слайд 13

Развитие активности обучающихся посредством интеграции основного и дополнительного образования.

Слайд 14

Воспитательная деятельность: Коллективно – творческие дела.

Слайд 15

Социально –общественная деятельность: Операция « Радость малышам»

Слайд 16

С началом учебного года!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"

Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...

:«Формирование метапредметных УУД у обучающихся специальных коррекционных классовVII вида путём развития у них мнемических процессов памяти».

Познакомить участников мастер-класса с развитием мнемических процессов памяти у обучающихся специальных коррекционных классовVII видав условиях учебно  - игровой деятельности ».Повышение собствен...

Формирование культуры личности ребёнка, развитие личностных качеств.

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для то...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющей, саморазвивающей личности школьника»

Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проб...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....