выступления на ШМО и ГМО
статья по теме

Казакова Елена Евгеньевна

работа с одарёнными детьми в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Г. Ивантеевка

ПЛАН

 по организации работы

с одаренными детьми

в условиях общеобразовательного учреждения

                                                                                

Составитель: Казакова Е. Е.

учитель начальных классов,

 руководитель ШМО.

2012/2013

учебный год

Тема:           «Одаренные дети - выявление - обучение- развитие»

.

Цель:          создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.

Задачи:

развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном  самовыражении;

внедрять в практику  ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую  поддержку одаренных детей;

организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.

Планируемый результат:

разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;                 

повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми.

Литература, методические материалы:

1. Предметные учебно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь.
2. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М., 2001.
5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М. Совершенство, 1997.
6. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн., «Сэр-Вит», 2003
7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
8. Капустин В.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М, 1999.
9. Технология модульного обучения в школе / Под. ред. П.И. Третьякова. – М., 2001.
10. Лизинский Г.И. О методической работе в школе. – М., 2002.
11. Лизинский Г.И. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., 2002.
12. Шамова Т.И., Давыденко Т.Д. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.
13. Дабрынеўская Г.I. Дальтан-тэхналогiя. Прынцып Мiнi-Макса, або Урок  Свабоды. Настаунiцкая газета от 8 февраля 2003г.
14. Профессиональные объединения педагогов / Под. ред.  М.М. Поташника. – М., 2002.
15. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М., 2000.
16. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. - Мн., 2001.
17. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М, 2000.
18. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование, 2000, №3.
19. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994. 223 с.
20. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999, №6

Заседание 1

Тема: «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка».

Задачи:

Определение понятий  «Одаренность" и "одаренный и ребенок"  

Конкретизировать: признаки одаренности, виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка,

Познакомиться с принципами, методиками выявления  одаренных детей и путями их развития.

Участники: учителя начальных классов, учителя - предметники

Дата: ноябрь

Место проведения: начальная школа

Форма проведения: дискуссия

Проблемное поле:                                                                                                       

                                                                                                                                             

«Одаренность" и "одаренный  ребенок" – что это такое?                

Признаки одаренности, виды одаренности.

Особенности личности одаренного ребенка.                                

Принципы выявления и пути развития одаренных детей.        

        

        

Литература, методические материалы:

 

Бабаева Ю.Д.  Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одарённости  детей и подростков. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.31-46

Бекетова З.Н.  Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87

Богоявленская М.Е. Природа «проблем»  одарённых. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.74-83

Богоявленская Д.Б.  Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы.  // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.6-13

Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе «школа – ВУЗ». // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-152

Голованова Л. Медалисты блестящие ученики. И только… // Народное образование.- 2004, № 4.-с.156-159

Захожая Н.Н. Одарённые дети: соотношение креативности и интеллекта. // Праблемы выхавання. – 2003, №2.- с.5-15

Ильицкая И.А.  О готовности учителя к работе по выявлению и развитию детской одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004.№5. – с.94-95

Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально одарённых младших школьников. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.36-42

Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.- 2004, №2.-с.44-45

Коваленко Г.П. Что необходимо для воспитания одарённых. // Праблемы выхавання. – 2003, №3 .- с.15-21

Коваленко Г. Что такое одарённость и как с ней поступать? // Минская школа. – 2004, № 11. – с.5-8

Коноплёва Н.. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы.- 2004, №3.-с.54-59

Корниенко Е.Е.  Самооценка детей с признаками одарённости. // одарённый ребёнок. – 2004.№ 5. – с.90-93

Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. – 2003, №12.-с.62-66

Котикова О.П.  Развитие творческого потенциала одарённых детей.  // Пазашкольнае выхаванне. – 2004, № 12. – с.31-34

Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика.- 2003, №6.- с.27-32

Кулешова Г.С. Одарённость – дело штучное. // Праблемы выхавання.-  2004, №4 .- с.72-79

Ларионова Л.И.  Проблема обучения одарённых  детей. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 6. – с.122-128

Литвиненко  С.В. Взгляд на детскую одарённость. Начальное образование. – 2004, №3.

Мелик-Пашаев А.А.  Художественная одарённость: её выявление и развитие. // Одарённый ребёнок. – 2004,№6. – с.6-8

Панасюк В.И.. Мельнiкава К.Ф. Праблемы  узаемадзеяння педагога з адоранымi дзецьмi. // Народная асвета. – 2004. №11. – с.40-43

Пассоу А.Г. Обучение одарённых детей. // Воспитание школьников. – 2004, №2.-с.47-51

Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми. // Педагогика.- 2004, №2.-с.99-101

Понасенкова С.В. Одарённые дети  формирование и развитие способностей. // Праблемы выхавання.- 2003, №3.- с.21-36

Программа « Одарённые дети». // Народная асвета. – 2003, №12.- с.64-65

Савченко Н.В. Влияние «эффекта олимпиады» на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.60-62

Сусоколова И.А. Исследование мотивации. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.54-57

Таллибулина М.Т. Системное исследование музыкальной одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.32-34

Толмачёва Н.А.  Одарённость как педагогический и психологический  феномен.// Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.58-59

Уманова Н.В. Одарённые дети: их особенности и организация работы с ними. // Псiхалогiя.- 2004, №1.-с.42-46

Филимонова М.И.  С заботой об интеллектуальном развитии школьников. //Веснiк адукацыi. – 2004, № 11. – с.60-66

Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39

Черноусова Ф.К., Круть И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч. – 2003, №8.-с.107-117

Шадриков В.Д. Развитие познавательных способностей. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.6-12

Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей младшего школьного возраста. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.98-103

Юркевич В.С.  Работа психолога с одарёнными детьми и подростками.  // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.16-24

КНИГИ

Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд. М.: Флинта, 2004. – 144с.

Вишнякова Н.Ф.  Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Мн.,1995. – 240с.

Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека : Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.

Методы диагностики одарённости у детей/Под ред. Н.А.Цыркун. -  Мн.: Национальный институт образования, 1995. – 114с.

Полуянов Ю.А.  Воображение и способности. – М.: Знание, 1982. – 96с.

Психология одарённости : от теории к практике/Под ред.Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 80с.

Психология одарённости детей и подростков/Под ред.Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.

Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 208с.

Савенков А.И.  Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия. 2000. – 232с.

Савенков А.И. У колыбели гения. – М.: Пед. общество России, 2000. – 224с.

Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения : Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Штерн В. Умственная одарённость. – СПб: Союз, 1997. – 128с.


Заседание 2

Тема: «Направления работы с одаренными детьми в сфере образования»

Задачи:

Изучение и внедрение передового педагогического опыта.

Вовлечение учителей в инновационную деятельность.

Выработка рекомендаций «В помощь учителю».

Участники: учителя начальных классов, учителя-предметников

Дата: январь

Место проведения: начальная школа

Форма проведения: семинар - практикум

Проблемное поле:

Из опыта учителей: выявление одаренных детей, составление индивидуальных заданий для одаренных детей.

                                        

Принципы, цели, содержание, формы и методы обучения.                                                                         

Из опыта работы:

Как составить олимпиадные задания?         Как подготовить победителя олимпиады?

        Как организовать внеклассную работу с одаренными детьми?

        Как организовать работу на уроке с одаренными детьми?                                                                                                                    


Заседание 3

Тема: «Вовлечение одаренных учащихся в научно-исследовательскую работу и олимпиадное движение».

Задачи:

Изучение и внедрение педагогического опыта.

Участники: учителя начальных классов, учителя - предметники

Дата: март

Место проведения: начальная школа

Форма проведения: круглый стол

Проблемное поле:

 Из опыта работы: анализ работы с одаренными детьми.

Вовлечение одаренных учащихся в научно-исследовательскую работу и олимпиадное движение: проекты, творческая деятельность, олимпиады всех уровней.  

                                           

Использование современных образовательных технологий для индивидуального развития одаренных детей.                                                

Обучение детей в системе дополнительного образования: из опыта работы кружков.



Предварительный просмотр:

                                                                                                             «Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 5»            

 ___________________ И. П. Саватеева

                     

План

работы с одаренными детьми в начальной школе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Ивантеевка  на 2012-2013 уч. год.

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Выявление одаренных детей, уточнение списка

До 25.09.12

Зам.дир. по УВР

2.

Утверждение плана работы с одаренными детьми

До 05.09.12

Зам.дир. по УВР

3.

Организовать продолжение научно-исследовательской работы с учащимися. Провести методические совещания на тему:

Одаренные дети и творческие личности

Развитие интереса и творческих способностей у учащихся

Требование к оформлению научно-исследовательской работы

Культура защиты научно-исследовательской работы

 

До 15.12.12 до 30.01.13

Зам.дир. по УВР

4.


Организация научно-исследовательской работы с учащимися начальной школы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Ивантеевка  на 2012-2013 уч. год.

 5.

Вовлечение детей в работу кружков, клубов, факультативов, секций.

20.09.12

Классные руководители, воспитатели.

6.

Изучение на заседаниях ШМО материалов, связанных с обучением и воспитанием одаренных детей.

В течение года

Зам.директора по УВР, руководители ШМО, психологи

7.

Организовать школьные олимпиады по русскому языку, литературному чтению, математике, природоведению (2-4 классы)

1 тур

2 тур

3 тур




       Нояб. 2012

Дек. 2012

Янв. 2013

Зам.директора по УВР, руководители ШМО

8.

Подготовка детей к городским олимпиадам

В течение года

9.

Организовать участие детей в школьных и городских конкурсах

В течение года

Зам.директора по УВР, воспитатели, кл. руководители.

10.

Провести научно-исследовательскую конференцию уч-ся в начальных классов

январь2012

Зам.директора по УВР, кл. руководители.

11.

Организовать участие детей во все- российском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по истории «Золотое руно»

Октябрь-ноябрь 2012, март 2013

Зам.директора по УВР, кл. руководители.

12.

Провести конкурсы среди учащихся 1-4 классов «Лучший ученик года 2012» в параллели

Март-Апрель

2013

Зам.директора по УВР, кл. руководители.

                                                   Зам.дир. по УВР                        



Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

                

 Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

  С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Выделяются следующие категории одарённых детей:

 ·        Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.

 ·        Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

 ·        Дети с высокими творческими ( художественными)способностями.

 ·        Дети со спортивными способностями.

 ·        Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

       Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

       Работа с одарёнными детьми в настоящее время широко развёрнута во многих образовательных учреждениях, причём в ней участвуют ни только школы, прямо ориентированные на работу с одарёнными детьми, но и так называемые массовые школы, какой является наша 21 школа.

       Безусловно, в нашей школе существуют определённые проблемы в работе с одарёнными детьми:

 -Это и социальный статус семей учащихся микрорайона школы

 -30 % неполные семьи;

 -5  % учащиеся - опекаемые дети, воспитанники приюта.

       Конкретной программы по работе с одарёнными детьми в нашей школе нет. Но мне бы хотелось представить систему работы нашей  школы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что мы работаем со всеми детьми, то есть стараемся максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми в нашей начальной школе ведётся по трём направлениям:

 ·        интеллектуальному

 ·        эстетическому

 ·        спортивному.

       Первые шаги по выявлению одарённости учеников наши учителя начальных классов делают с  первых дней обучения ребёнка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.

      Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом  для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых.Поэтому мы в нашей школе выбираем системы обучения, педагогические технологии, методы, приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей. Несомненно, наиболее благоприятная для развития одарённых детей является программа «Школа 2100», по которой у нас работают 4 класса. Все первые классы начали работать по программе «Гармония». В этих программах так подобран учебный материал, что учителю представлена возможность распознать одарённых детей и помочь им в дальнейшем развитии.

       В нашей школе мы выбрали такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок»,по математике «Кенгуру», «Конкурсе –эрудитов -ЭМУ», по истории «Золотое Руно», «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза.

       Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель: русской словесности, математики, естественных наук. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают предметные газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, рефератов,  что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.

       По итогам этих недель формируется команды учащихся, которые будут защищать нашу школу на районных, городских олимпиадах, конкурсах, марафонах: «Мой первый доклад», «Умники и умницы», в предметных олимпиадах, в конкурсе чтецов «Шаг к Парнасу»,конкурсе  сочинений «Проба пера», «Тропинка», «Безопасное колесо», конференции юных краеведов и т.п.

       Так в 2009- 2010 учебном году наиболее значимые результаты показали  7 учеников. ( ученики 3-а класса- учитель Алёшина Г.М, 4-а класс- учитель Родина О.В.)

       В 2010- 2011 учебном году- 16 учеников.(  3- б класс - учитель

 Шишкина Л.В, 4- а класс- учитель- Алёшина Г.М, 4- б класс- Карнаухова Т.А др.)

       В этом году 4 ученика  3- 4 классов - победители школьного тура приняли участие в городской конференции  «Мой первый доклад ». Ученик 3-б класса –Леверенц Артём ( учитель Баскаева Е.А) стал победителем этой конференции.

       В сфере организации воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одарёнными детьми работает танцевальный коллектив  «Зоренька», руководитель Кожина О.С. Дети этого коллектива каждый год становятся лауреатами городского  конкурса «Хрустальной капели».

      Нельзя не упомянуть работу с одарёнными детьми школьной шахматной секции .Ученики 2-а класса (учитель Баскаева Е.А) в этом году  участвовали в городском  турнире  по шахматам, 5 человек  выполнили  4  разряд.

       В основном победные места приносят учащиеся, которые учатся по программе «Школа 2100.»

        Каждую четверть  в начальной школе состоится торжественная итоговая линейка, посвященная итогам четверти. На этой линейке чествуют победителей и призёров олимпиад различного уровня, их учителей. Здесь они получают грамоты, дипломы, сертификаты.

         Результаты и успехи  не могут не радовать нас. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

 В наших планах:

 ·        дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;

 ·        развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности  учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;

 ·        совершенствование материально-технической базы

        Безусловно, в  нашей школе существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

 это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, нет материально технической базы в начальной школе. А без современной материально-технической базы школа не может полноценно работать над развитием одарённых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....