Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
материал на тему

Плахотник Марина Николаевна

 

 

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

М.Н. Плахотник.

Традиционной техникой рисования для детей считается рисование карандашом и красками. Под нетрадиционными для дошкольного образования понимаются те техники (<<пальцевая живопись>>, <<коллаж>>,  <<оттиск>> и др.), в которых изображение выполняется не характерными для рисования предметами (комочками ниток, штампами, тычками, свечой и др.)

  Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности влияет их выраженная двигательная неловкость, нарушение мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие приемов анализа, сравнения, систематического поиска, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный и неосмысленный характер.

  Техника рисования весьма примитивна. Дети не умеют длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.

  Вместе с тем процесс рисования, для детей данной категории, сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков.

  Практика показывает, что применение нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.

  В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.

  Целью первого этапа является развитие положительного, эмоционального интереса к деятельности и её результатам.

  На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений, дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты, пользоваться материалами изображения, отрабатывают умения и навыки рисования.

  На третьем этапе создают работы самостоятельно.

  На протяжении всех трёх этапов, педагог стимулирует детей отвечать на вопросы о изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики, рассказывать о создаваемых ими образах.

  Создание на занятии игровой ситуации способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.

  Опираясь на свой опыт, я считаю, что наиболее эффективной и удобной для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является индивидуальная форма организации занятий. Индивидуальные занятия позволяют определить уровень художественных способностей каждого ребенка, дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса к изобразительной деятельности. По мере освоения ребенком приемов и способов изображения, постепенно перехожу к парной, а затем к подгрупповой форме работы.

  Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник планирую так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой, развитием речи.

  В своей работе я использую следующие техники изображения: <<пальцевая живопись>>, техника <<коллаж>>, техника <<тычок жесткой кистью>>, техника оттиска штампами.

  Использование на занятиях нетрадиционных техник изображения способствует раскрытию творческих возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы и способы изображения.

  Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с дошкольниками, имеющими психофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций. В работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий, способных перерасти в агрессивное поведение. Таким детям следует предложить более спокойную работу в традиционной манере изображения. С детьми со сниженной активностью и вниманием полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера.

  Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное от занятий время, в нашей группе создан уголок изобразительной деятельности. Это способствует активизации различных творческих проявлений у детей. Он оснащен разнообразными пособиями и материалами для творчества, атрибутами и средствами изображения, мольбертом, бросовым материалом и т.д. Всё это играет огромную роль в коррекционно-образвательной работе с воспитанниками.

  Мой практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед детьми большие возможности для для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

Литература

Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников// Под ред. А.П. Носковой. – М.:Педагогика, 1999.             Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разными уровнем умственной недостаточности. — СПб.: Сотис, 2002.

Коноплева  А.Н., Пархоменко В.П. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов. – Минск: НИО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"

В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО....

Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...