Программы 8 вида 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Никулаичева Марина Михайловна

Рабочие программы 8 вида для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 8_vid_r.zip202.53 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Угловского района

по образованию и делам молодёжи Алтайского края

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы

______________ А.В. Попов

Приказ № _____

от «__» __________ 2012 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________________

Л.П. Ольшанских

от«___»___________2012 г.

«Рассмотрено» на

заседании ПО

Протокол № _____

от «__»_________2012 г

________________

.

Рабочая программа

по изобразительному искусству в 1 классе составлена

на основе программы курса изобразительного искусства

для учащихся специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида – автор И. А. Грошенков

Программу разработал

учитель начальных классов

Никулаичева

Марина Михайловна

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И. А. Грошенкова.

            Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В 1 классе учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Количество часов в неделю по учебному плану   - 1ч

Количество часов в год -33ч.

Содержание программы  учебного курса.

Подготовительные упражнения

·         Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

·         Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

·         Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

·         Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Примерные упражнения

Первая четверть

·         Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

·         Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

·         Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

·         Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Вторая четверть

·         Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

·         Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

·         Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

·         Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

·         Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

·         Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

·         Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

·         Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

·         Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Второе полугодие

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Примерные задания

Третья четверть

·         Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

·         Рисование на тему «Снеговик».

·         Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

·         Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

·         Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

·         Рисование с натуры игрушки-кораблика.

·         Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

·         Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

·         Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

·         Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

Четвертая четверть

·         Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).

·         Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

·         Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

·         Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения

Учащиеся должны уметь:

·         организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

·         выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

·         обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги;

·         закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):

·         различать и называть цвета;

·         узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

·         передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

·         узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Календарно – тематическое планирование

№ п./п 


Наименование разделов и тем

Кол- во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Дата проведения

Подготовительные упражнения.

Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы

16

1

Рисование предметов разной величины.

1

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

1

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.).

1

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

1

Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка).

1

Разноцветные шары.

1

Овощи.

1

Мои учебные принадлежности.

1

Дом.

1

Кораблик.

1

Рисование узора в полосе по клеточкам.

1

Узор в полосе из кругов и квадратов.

1

Праздничные флажки.

1

Узор в полосе (веточка ели).

1

Новогодние игрушки.

1

Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры.

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

18

1

Рисование на тему  «Снеговик».

1

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

1

Рисование с натуры  игрушки – светофора.

1

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

1

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

1

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

1

Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке»).

1

Декоративное рисование – узор в круге.

1

Тематический рисунок «Я ракету нарисую»

1

Геометрический узор в полосе из треугольников.

1

Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

1

Рисование с натуры праздничного флажка.

1

Рисование  узора в полосе  растительных элементов.

1

Рисунок к сказке  «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки)

1

Перечень учебно- методических средств обучения.

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно- методические средства обучения:

  1. иллюстрации, таблицы( демонстрирующие готовые изображения,  методику их получения),
  2.  коллекции и гербарии,
  3.  натуральные объекты,
  4. учебные модели,  
  5. компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
  6. DVD-фильмы,
  7. раздаточные карточки;
  8.  проектор;
  9.  цветной телевизор;
  10. видеомагнитофон;
  11.  компьютер.

Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.

№ п./п 


Наименование разделов и тем

Кол- во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Дата проведения

Литература

  1. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой- М.: Просвещение,2006г Изобразительное искусство. И.А.Грошенков
  2. И. А. Грошенков. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. М: «Просвещение» 2003 год.
  3. И. А. Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М: «Просвещение» 1998 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО МАТЕМАТИКЕ специальной коррекционной школы 8 вида

Данный материал поможет учителям начальной  коррекционной школы....

Рабочие программы 2 класс коррекционного обучения 8 вида

Программы 8 вида по русскому языку, математике, чтению и курсу живой мир....

Рабочая программа 1 класс СКОШ V вида

Рабочая  программа для 1 класса по основным дисциплинам....

рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...