Программы 8 вида 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Угловского района
по образованию и делам молодёжи Алтайского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы ______________ А.В. Попов Приказ № _____ от «__» __________ 2012 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________________ Л.П. Ольшанских от«___»___________2012 г. | «Рассмотрено» на заседании ПО Протокол № _____ от «__»_________2012 г ________________ . |
Рабочая программа
по изобразительному искусству в 1 классе составлена
на основе программы курса изобразительного искусства
для учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида – автор И. А. Грошенков
Программу разработал
учитель начальных классов
Никулаичева
Марина Михайловна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И. А. Грошенкова.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В 1 классе учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Количество часов в неделю по учебному плану - 1ч
Количество часов в год -33ч.
Содержание программы учебного курса.
Подготовительные упражнения
· Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
· Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
· Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
· Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения
Первая четверть
· Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
· Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
· Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
· Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
· Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
· Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.
Вторая четверть
· Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
· Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
· Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
· Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
· Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
· Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
· Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
· Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).
· Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).
Второе полугодие
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Третья четверть
· Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
· Рисование на тему «Снеговик».
· Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
· Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
· Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
· Рисование с натуры игрушки-кораблика.
· Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
· Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
· Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».
· Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).
Четвертая четверть
· Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).
· Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
· Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
· Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения
Учащиеся должны уметь:
· организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
· выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
· обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги;
· закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
· различать и называть цвета;
· узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
· передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
· узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Календарно – тематическое планирование
№ п./п | Наименование разделов и тем | Кол- во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Дата проведения |
Подготовительные упражнения. Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы | 16 | 1 |
Рисование предметов разной величины. | 1 |
Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). | 1 |
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.). | 1 |
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик). | 1 |
Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка). | 1 |
Разноцветные шары. | 1 |
Овощи. | 1 |
Мои учебные принадлежности. | 1 |
Дом. | 1 |
Кораблик. | 1 |
Рисование узора в полосе по клеточкам. | 1 |
Узор в полосе из кругов и квадратов. | 1 |
Праздничные флажки. | 1 |
Узор в полосе (веточка ели). | 1 |
Новогодние игрушки. | 1 |
Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры. Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 18 | 1 |
Рисование на тему «Снеговик». | 1 |
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. | 1 |
Рисование с натуры игрушки – светофора. | 1 |
Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 1 |
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | 1 |
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 |
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». | 1 |
Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке»). | 1 |
Декоративное рисование – узор в круге. | 1 |
Тематический рисунок «Я ракету нарисую» | 1 |
Геометрический узор в полосе из треугольников. | 1 |
Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». | 1 |
Рисование с натуры праздничного флажка. | 1 |
Рисование узора в полосе растительных элементов. | 1 |
Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) | 1 |
Перечень учебно- методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
- иллюстрации, таблицы( демонстрирующие готовые изображения, методику их получения),
- коллекции и гербарии,
- натуральные объекты,
- учебные модели,
- компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
- DVD-фильмы,
- раздаточные карточки;
- проектор;
- цветной телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер.
Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.
№ п./п | Наименование разделов и тем | Кол- во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Дата проведения |
Литература
- Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой- М.: Просвещение,2006г Изобразительное искусство. И.А.Грошенков
- И. А. Грошенков. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. М: «Просвещение» 2003 год.
- И. А. Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М: «Просвещение» 1998 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО МАТЕМАТИКЕ специальной коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет учителям начальной коррекционной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет учителя в своей работе....
Рабочие программы 2 класс коррекционного обучения 8 вида
Программы 8 вида по русскому языку, математике, чтению и курсу живой мир....
Рабочая программа 1 класс СКОШ V вида
Рабочая программа для 1 класса по основным дисциплинам....
рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение
Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...