Развитие познавательных и творческих способностей у детей
статья по теме

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_i_tvorcheskih_sposobnostey.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 р. п. Сосновка

«Развитие творческих и познавательных способностей у детей» (из опыта работы)

Воспитатель: Донских Л.М.

                                                                                                       

2012год

Развитие познавательных и творческих способностей.

Аналитическая справка:

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети  должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. 

Диагностика уровня обучаемости дошкольников в старших группах  в 2010 - 2011  учебном году выявила, что лишь  у 40 %    воспитанников  высокий и средний уровень сформированности способностей к  познавательной и исследовательской деятельности.  Это подтолкнуло меня к использованию такой формы образовательного пространства, как проектный метод. В своей работе руководствуюсь технологиями Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы «Проектная деятельность дошкольников». 

Считаю, что умение пользоваться проектным методом – показатель

высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Педагогическаую диагностику развития познавательных способностей детей осуществляю  при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В. Крулехт); диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».

Критерии диагностики познавательной  и  исследовательской деятельности: %

Разновозрастная группа общеразвивающей направленности от 2 до 4 лет

В

С

Н

Развитие познавательных способностей

10%

55%

45%

Скорость ответа на уточняющий вопрос

15%

55%

30%

Скорость ответа на восполняющий вопрос

10%

55%

45%

Умение задавать вопрос

15%

55%

30%

Быстрое решение задач. Нахождение новых

способов решения задач (вместе с педагогом)

10%

60%

30%

Реакция на помощь в решении задач

10%

65%

25%

Предпосылки  поисковой деятельности (практ. опыты)

10%

35%

55%

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники   недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы),  анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты слабо.

Было рекомендовано:

 - в целях развития познавательных и творческих способностей активно внедрять современные технологии: проектные, исследовательские методы; ИКТ - технологии, технологию проблемного обучения, цифровые образовательные ресурсы.

 В целях развития познавательных способностей детей 2 – 4 лет использовала разнообразные инновационные формы, методы и средства воспитательно – образовательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

  1. в образовательной  деятельности: занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.
  2. в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения,  опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа), совместное творчество детей и родителей, презентация.  

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются также активные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии. 

К концу четвертого - пятого года жизни дети накопили определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

Задачами  проектной деятельности в старшем возрасте стали:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

За прошедшие три года мне удалось реализовать 5 проектов:

 - краткосрочные: игровой «Любимые игрушки» (21– 25 сентября 2009 г.), творческо – исследовательский: «Осенние сюрпризы» (1 октября – 30 ноября),  творческо – информационный: «Новый год – что он детям принесет» (1–31 декабря 2009 г.),  творческо - информационный: «Мама, милая моя» (1 – 14 марта 2010 г.);

 - долгосрочные: исследовательский: «Учимся быть здоровыми» (сентябрь 2010 г. – февраль  2011 г.) (проект размещен в Социальной сети, ссылка на сайт: http://nsportal.ru/donskikh-lyubov-mikhailovna), творческо – информационный: «Правила дорожные знать каждому положено» (март 2011 г. – май 2012 г.).

Использование методических приёмов:  решение проблемных ситуаций, исследовательские методы, моделирование, практические упражнения, игры и т. д -  позволили мне целесообразно и грамотно довести  познавательную деятельность дошкольников до оптимальных результатов: быстроты,  легкости, автоматизма, сознательности, прочности. 

 Критериями результативности опыта является  диагностика уровня   развития познавательных способностей детей,  которая  осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В.Крулехт); «Нелепица» (автор С.Д. Забрамная); «Лишний предмет», «Раздели на группы» (автор М.И. Ильина, Л.Г.Парамонова). Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления детей осуществлялась по методикам: «Назови картинку»,  «Дорисовывание фигур». Диагностика  развития коммуникативных навыков осуществлялась по методикам: «Метод вербальных выборов», «Два домика», «Маски» (автор М.И. Лисина).   Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым:  «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений  задавать  вопросы».

Критерии диагностики познавательной деятельности: %

2010-2011 гг.

2010-2011гг.

2011-2012гг.

2 – 4 г.

4 – 6 л.

6 – 7 л.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

Развитие позн-ных способностей

10%

55%

45%

20%

55%

25%

50%

50%

 -

Развитие творческого воображения

5%

50%

45%

15%

60%

25%

50%

45%

5%

Развитие творческого мышления

5%

50%

45%

15%

60%

25%

45%

50%

5%

Коммуникативные умения и навыки

 5%

40%

55%

15%

60%

25%

55%

45%

 -

Уровень развития у детей  познавательных способностей повысился   с 65% до 95%,  уровень развития творческих способностей  повысился с 55% до 95%,  уровень развития творческого мышления повысился с 55% до 95%,  уровень развития коммуникативных навыков и умений повысился с 45%  до 100%.

Критерии

диагностики

исследовательской

деятельности %

2010-2011 гг.

2010-2011гг.

2011-2012гг.

2 – 4 г.

4 – 6 л.

6 – 7 л.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

В.

С.

Н.

Скорость ответа на проблемный вопрос

15%

55%

30%

25%

60%

15%

50%

50%

-

Быстрое решение задач

10%

50%

40%

25%

55%

20%

50%

45%

5%

Нахождение новых способов решения задач

5%

55%

45%

20%

60%

20%

50%

45%

5%

Реакция на помощь в решении задач

5%

50%

45%

20%

55%

25%

50%

45%

5%

  Уровень развития интеллектуально – поисковой деятельности повысился с 70 % до 100 %,  уровень  умений решать проблемы самостоятельно повысился с 60% до 95 %,  уровень умений использовать различные варианты решения задач повысился с 52 %  до  95 % .

 Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.  В ходе проектной деятельности у детей:

  1. Расширились знания об окружающем мире
  2. Развились общие способности детей.

Дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, сформировались творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В реализации проектов использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр,DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса использую мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. 
    Активно использую  электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке.  Мультимедийное оборудование активно использую на родительских собраниях,  мастер-классах. Использую электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации) в кружковой работе. Перешла к разработке и накоплению медиатеки электронных образовательных ресурсов, включающих развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...

"Развитие познавательных и творческих способностей детей"

Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня..

Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня.

Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...