Структура урока введения нового знания
статья по теме

Данная структура урока позволит учителю проектировать уроки, реализующие личностный подход к формированию у школьников умений учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_uroka_vvedeniya_novogo_znaniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Типы уроков по формированию у школьников «умения учиться»

В  современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться»

Типы уроков могут быть выделены по разным основаниям. Поскольку ведущей целью обучения является формирование учебной деятельности, то за основание выделения типов уроков выбрана структура учебной деятельности, ее компоненты:

-урок организации принятия (конструирования) учебной задачи

-урок планирования и поиска способа решения учебной задачи

- урок конкретизации и применения способа для решения частных задач

-урок контроля и оценивания меры овладения способом

 При этом важно понимать, что деление уроков по типам носит условный характер, например, на уроке постановки учебной задачи может быть организовано и планирование первого шага в ее решении и его выполнение.

Это зависит от:

  1. этапа обучения (так, вначале первого класса весь урок может быть посвящен постановке учебной задачи, уже во второй половине года на этом уроке может быть организовано не только планирование, но и открытие детьми способа ее решения);
  2. уровня подготовленности класса (умеют ли дети работать в паре, моделировать, высказывать свои мысли и т.д.);
  3. характера изучаемого материала (уровня его новизны и сложности) и уровня его усвоения (представление или навык).

Для учителя важно не только определение типа урока, но и особенности проектирования этого урока.

Проектирование уроков, реализующих личностный подход к формированию у школьников умений учебной деятельности, представляет собой способ саморазвития учителя. Проектный способ подготовки будущего урока - это способ "выращивания" нового содержания, способов и технологий педагогической деятельности и мышления.

Источник:: (Н. Г. Калашникова, Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности», Барнаул, 2001 стр.112)

В своей практике я использую следующую структуру урока введения нового знания:

Структура урока введения нового знания

1.        Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1)        создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»).

2)        актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические
рамки («надо», «могу»).

Продолжительность: 1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  1. учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  2. учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  3. девиз, эпиграф
  4. самопроверка домашнего задания по образцу.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)        мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное
осуществление;    ...

4)        фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Продолжительность: 4-5 минут. Методы: создание проблемной ситуации.

3.        Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1)        выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага,
операции, где возникло затруднение;

2)        учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на
этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения
или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4.        Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Продолжительность: 7-8 минут.

Формы работы: групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5.        Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Продолжительность: 4-5 минут.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6.        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах,) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Продолжительность: 4-5 минут.        _

Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Продолжительность: 4-5 минут.

Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Методы: самоконтроль, самооценка.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

Продолжительность: 7-8 минут. I

9.        Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 2-3 минуты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС " Школа 2100" 2 класс. Урок математики " Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания).

Методическая разработка. Математика. 2 класс "Порядок действий в выражении". 1-ый урок по теме....

Структура уроков введения нового знания

Перечислены этапы уроков введения нового знания, дана схема урока....

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Структура уроков введения нового знания.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:1. Самоопределение к учебной деятельности.2. Актуализация и пробное учебное действие.3. Выявление места и причины затруднения.  4....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...