Программа духовно-нравственного развития
рабочая программа по теме

Фаловская Евгения Олеговна

Программа духовно-нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_duhovno.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

МОУ «Молчановская СОШ №1», для  реализации программы наиболее полно, планирует сотрудничать со следующими учреждениями:

Социальные партнёры:

  1. Детско-юношеская спортивная школа
  2. МУК «Детская музыкальная школа»
  3. МОУ МДОД «Дом детского творчества»
  4. МУК «Молчановская районная центральная библиотека»
  5. Краеведческий музей «Бумеранг» на базе МОУ МСОШ №1
  6. Музей боевой славы «Поиск» на базе МОУ МСОШ №1
  7. Русская православная церковь.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Именно поэтому в основу программы духовно-нравственного воспитания положена региональная программа «Социокультурные истоки», которая ориентирована на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.    

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  2. воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  5. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  2. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  3. формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  4. формирование нравственного смысла учения;
  5. формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  1. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  3. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  4. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности;
  2. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  3. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  4. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  5. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  6. укрепление доверия к другим людям;
  7. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  8. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  9. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  10. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. формирование отношения к семье как основе российского общества;
  2. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  3. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

•        знакомство обучающегося с культурно-историческими и
этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

1.2. Основные направления и ценностные

основы духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

•        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

•        Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

•        Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

•        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

•        Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

1.3. Принципы и особенности организации

содержания духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  1. общеобразовательных дисциплин;
  2. произведений искусства;
  3. периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  4. духовной культуры и фольклора народов России;
  5. истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  6. жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
  7. общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  8. других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности.

В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

1.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  13. уважение к защитникам Родины;
  14. умение отвечать за свои поступки;
  15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  1. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  2. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  3. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  4. знание правил этики, культуры речи;
  5. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  6. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  7. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•        развитие интереса к природе, природным явлениям
и формам жизни, понимание активной роли человека в при
роде; ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  1. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  2. бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. представления о душевной и физической красоте человека;
  2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

1.5. Виды деятельности и формы занятий

с обучающимися на ступени начального

общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  2. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  3. ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  1. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  2. знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
  3. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  4. получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  5. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  2. ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  3. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  4. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов,просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  1. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  2. посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
  3. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  4. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  1. участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  2. узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  3. получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
  4. приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  1. учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  2. приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
  3. приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  4. участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  1. усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  2. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
  3. получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  4. посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
  5. усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  2. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  3. обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  4. обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  1. получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  2. получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
  3. участие в художественном оформлении помещений.

Основные виды деятельности: внеучебная и воспитательная.

Внеучебная деятельность.

Внеучебная деятельность реализуется при помощи привлечения социальных партнёров и объединения  дополнительного образования школы.

Социальные партнёры:

  1. Детско-юношеская спортивная школа
  2. МУК «Детская музыкальная школа»
  3. МОУ МДОД «Дом детского творчества»
  4. МУК «Молчановская районная центральная библиотека»
  5. Краеведческий музей «Бумеранг» на базе МОУ МСОШ №1
  6. Музей боевой славы «Поиск» на базе МОУ МСОШ №1
  7. Русская провославная церковь.

Ресурсы школы:

  1. Вокальный «Лира"
  2. Изобразительный «ИЗО – студия»
  3. Мастерская «Умелые ручки»
  4. «Кукольный театр».

1 класс

Тема  раздела

Внеурочная работа

Кол-во часов

Внеклассная работа

1.

Мир

Солнышко, мама и папа

1

Работа в детских объединениях и спортивных секциях. Беседы, чтение книг, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры  гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам; социальные проекты и мероприятия, проводимые детско-юношескими организациями,

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма, заочные путешествия; участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России,

участие в беседах о семье, о родителях и прародителях; проведение открытых семейных праздников, выполнение   презентаций совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями;

знакомство с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий,

участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; праздники труда, ярмарки, конкурсы, презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде

разработке и реализации различных проектов

занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время

экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц.


2.

МИР И ЛАД

1

3.

илья муромец

1

4.


Истоки и радуга

1

5.


сказки пушкина

1

6.

родной край

1

7.

щит и герб

1

8.

Истоки и Школа

1

9.

Слово

весна и слово

1

10.

чаша жизни

1

11.

золотое сердечко

1

12.

Серебряное копытце

1

13.

добрыня никитич

1

14.

слово о родителях

1

15.

алеша попович

1

16.

слово

1

17.

Образ

родник

2

18.

образ праздника

2

19.

защитник отечества

2

20.

образ родины

2

21.

Книга

книга

2

22.

книга книг

2

23.

живое слово книги

2

24.

первая книга. Мир книги.

2

32

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  1. полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  2. рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  3. организацию занятий по лечебной физкультуре;
  4. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  5. организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  6. организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  7. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

- программа Л.А. Обуховой «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы»

Данная программа  по формированию  культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся рассчитана на весь период обучения (1-4 класс) - 135 уроков здоровья.

       Эта программа реализуется на часах классной рефлексии во внеурочное время.

1 класс «Ты и твой организм» - 33 часа

Пояснительная записка

        Наметившаяся  во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» – быть здоровым,  «логос» наука), начиная с дошкольного  и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию ЗОЖ. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства  ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель: формировать осознанное понятие культуры здорового и безопасного образа жизни.

 Задачи:

- расширять знания и навыки по гигиенической культуре;

- формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;

- развивать чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья;

- учить радоваться  и видеть красоту жизни;

- формировать личность,  живущую по законам ЗОЖ.

 Название темы

Уроки

Тема 1

Дружи с водой

1.Советы Доктора Воды

2. Друзья Воды и Мыла

Тема 2

Забота о глазах

3.  Глаза – главные помощники человека

Тема 3

Уход за ушами

4. Чтобы уши слышали

Тема 4

Уход за зубами

5. Почему болят зубы

6. Чтобы зубы были здоровыми

7. Как сохранить улыбку красивой

Тема 5

Уход за руками   и ногами

8. «Рабочие инструменты» человека

Тема 6

Забота о коже

9. Зачем человеку кожа

10. Надёжная защита организма

11. Если кожа повреждена

Тема 7

Как следует питаться

12. Питание – необходимое условие для жизни человека

13. Здоровая пища для всей семьи

Тема 8

Как сделать сон полезным?

14. Сон – лучшее лекарство

Тема 9

Настроение в школе

15. Как настроение?

Тема 10

Настроение после школы

16. Я пришел из школы

Тема 11

Поведение в школе

 

17 - 18. Я – ученик

Тема 12

Вредные привычки

19-20. Вредные привычки

Тема 13

Мышцы, кости и суставы

21. Скелет – наша опора

22. Осанка – стройная спина!

Тема 14

Как закаляться. Обтирание и обливание

23. Если хочешь быть здоров!

Тема 15

Как правильно вести себя на воде

24. Правила безопасности на воде

Тема 17

Народные игры

 

25,25,27.  Русские игры: «Городки», «Лапта» и др.

28,29. Игры народов России

Тема 18

Подвижные игры

30, 31. Подвижные игры

32-33. Доктора природы. Обобщающие

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  2. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  3. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма        

–  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.      3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья, …

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Юный патриот»

Пояснительная записка

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:

  1. название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
  2. символику страны, края, села, школы;
  3. государственные праздники;
  4. имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

   должны уметь:

  1. описывать изученные события истории Отечества;
  2. оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  3. уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  4. поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование


п\п

Тема занятия

Цель

Содержание

Понятия

Раздел I. Я – гражданин (7ч)

1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.  

герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

2

Родной край – частица России. Символика края.

вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

ЯНАО, Ямальский район. Символика края. Город Салехард. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

3

Село моё родное.

познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.

Основание поселка. Село Сеяха в наши дни. Достопримечательности села. Мы о селе стихами говорим.

 односельчанин, достопримечательность.

4

Экскурсия «Наша улица».

познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.

 улица, дом.

5

Я - ученик.

познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

 ученик, традиция.

6

Родной дом и семья.

 формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

семья, родословная, труд, отдых.

7

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

семейная традиция, праздник.

Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

1

Как жили наши предки

познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Кто такие жители крайнего севера. Быт, нравы и культура народов севера.

предки, друг, заповедь.

2

Богатырская наша сила

познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

3

Русские героические сказки.

 развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

 герой, патриот.

4

Русский солдат сам черт ему не брат.

рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли

5

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

 полководец, святой.

6

Русские полководцы. А.В. Суворов.

создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

сила духа, здоровье.

7

Военные забавы юного Петра.

познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

армия, флот

8

История   военной  символики  и  формы (мундира)

Познакомить с военной символикой и формой,  историей ее образования.

Обмундирование в России. История мундира.

Мундир, шинель, гимнастерка, галифе

9

Виды воиск в России

Познакомить с родами войск в России.

Виды войск и назначение.

Род войск

Раздел III. Прошлое рядом (9ч)

1

Путешествие по городам – героям.

пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Город-герой, защитник.

2

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Край годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

война, подвиг, награда.

3

История одного памятника. «Родина Мать зовет!»

познакомить с историей основания памятника.

История  памятника.

памятник, память.

4

День защитника Отечества.

познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

военный, Отечество.

5

Маршал победы Г.К. Жуков

создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова

Образ полководца Г.К.Жукова.

сила духа, здоровье.

6

Дети войны.

расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

 дети войны

7

Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

космос, космонавт, ученый.

8

День Победы.

познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

ветеран, поклонение.

9

Акция «Милосердие»

формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Помощь престарелым людям, труженикам тыла

Ветеран, тыл

Раздел III. Заключение (3ч)

1

Зарничка.

развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

2

«Твои гражданские права и обязанности»

Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

3

Что мы узнали и чему научились за год.

подвести итоги работы за весь курс.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
  7. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. -  Новопавловск, 2007.

для учеников:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.
  4. Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.

5.  Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.

Программа коррекционной работы

Цель программы:

              Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на

 создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями

 здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего

 образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом

 развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

              Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных

условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные   потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные     формы получения образования, так и различные варианты специального   сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут   быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном   (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального    общего образования или по индивидуальной программе, с использованием    надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут   степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы  работы.

              Задачи программы

      Своевременное выявление детей с

     -трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями

       здоровья;

     - определение особых  образовательных потребностей детей с ограниченными  

       возможностями здоровья, детей-инвалидов;

      -определение особенностей организации образовательного процесса для  

      рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями  

      каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

                      Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние

      здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего      образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это   дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в   установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или  постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и   нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

              Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по

      характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или)

      психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых

      трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их

      возможностям индивидуальной программы обучения или использования

      специальных образовательных программ - создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными   возможностями здоровья  основной образовательной программы начального общего  образования и их  интеграции в образовательном учреждении;

-    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической  

      помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей

     психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей

     (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

      - разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация

     индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в

     физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора

     образовательного учреждения;

      - обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

     образовательным программам и получения дополнительных образовательных

     коррекционных услуг;

     - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными

     возможностями здоровья;

     - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

     представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,

     социальным, правовым и другим вопросам.

             Содержание программы коррекционной работы определяют следующие

    принципы:

      - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему  ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

      - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,

      т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений

      детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний

      многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и

     согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе

     всех участников образовательного процесса.

      - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным

     представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

     определения подхода к её решению.

      - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для  

      получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и  

     (или)    психическом  развитии.

      - Рекомендательный характер оказания помощи.  Принцип обеспечивает

      соблюдение гарантированных законодательством прав  родителей (законных

      представителей) детей с ограниченными возможностями  здоровья выбирать формы  

      получения детьми образования, образовательные   учреждения, защищать законные

      права и интересы детей, включая обязательное  согласование с родителями  

      (законными представителями) вопроса о  направлении (переводе) детей с

      ограниченными возможностями здоровья в  специальные (коррекционные)

      образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

              Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования

      включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают

      её основное содержание:

      - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с

     ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования

     и   подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической

     помощи  в условиях образовательного учреждения;

     - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную

     специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию

     недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными

     возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

     способствует  формированию универсальных учебных действий у обучающихся

     (личностных,  регулятивных, познавательных, коммуникативных);

     - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения

     детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации

      дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,

      коррекции, развития и социализации обучающихся;

      - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную

      деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

      для  данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –

     обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их

     родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

      Диагностическая работа включает:

      - своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

      - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)

      диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

      - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации

       от  специалистов разного профиля;

      - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с

      ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

      - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

      обучающихся;

      - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

      - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с

      ограниченными возможностями здоровья;

      - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой

       развития ребёнка;

     -  анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

      - выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями

       здоровья

      Коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с

      его  особыми образовательными потребностями;

      -организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых    

      коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений

      развития и трудностей обучения;

      - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике

     образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных

    действий и коррекцию отклонений в развитии;

      - коррекцию и развитие высших психических функций;

      - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его  

      поведения;

      - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

     психотравмирующих  обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

      - выработку совместных  обоснованных рекомендаций по основным направлениям  

     работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех

      участников образовательного процесса;

      - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-

     ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными  

     возможностями здоровья;

     - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

      приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями

      здоровья.

              Информационно-просветительская работа предусматривает:

     - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,

      информационные стенды, печатные материалы),  направленные на разъяснение

      участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не  

       имеющим недостатки в развитии), их  родителям (законным представителям),

      педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного

      процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

      - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по

      разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий

      детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

              Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их

      адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих

      факторов.

     - Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

      Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта

     особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных

     потребностей; оценка образовательной среды с соответствия требованиям

     программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы

     учреждения.

     - Этап планирования, организации, координации  (организационно-

     исполнительская  деятельность). Результатом работы является особым образом

     организованный  образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую

     направленность и  процесс специального сопровождения детей с ограниченными

     возможностями  здоровья при специально созданных (вариативных) условиях  

     обучения, воспитания, развития, социализации   рассматриваемой категории детей.

     - Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

     (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация

     соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и

      образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

      - Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная

      деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в

      образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными

      возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и

      приёмов работы.

Механизм реализации программы

              Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является

      оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного

      учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными

      возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном

      процессе.

      Такое взаимодействие включает:

      - комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

      квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

     - многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

     - составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции

     отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и    

     личностной сфер ребёнка.

              Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики,

      медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного

      психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать

      проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы

      организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это

      консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые

      предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным

      представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,

      связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией

      детей с ограниченными возможностями здоровья.

              В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует

      обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное

      взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами

      (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими

      институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

      - сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам

     преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения

     детей с ограниченными возможностями здоровья;

      - сотрудничество со средствами массовой информации, а также с

      негосударственными  структурами, прежде всего с общественными объединениями

     инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями

     здоровья;

      - сотрудничество с родительской общественностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...