ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
статья по теме

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОРТФОЛИО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_portfolio.rar18.42 КБ

Предварительный просмотр:

                ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:

  1. Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
  2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике,  копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.  

Структура и содержание портфолио аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:                                                         1 раздел

(ориентиры и основания)

  1. Оглавление
  2. Общие сведения о педагогическом работнике
  3. Копии документов

                                                                    2 раздел

(Результативность и качество – динамика учащихся)

  1. Результативность педагогической деятельности

                                                         3 раздел

(средства и методы достижения качества и результатов)

  1. Научно-методическая деятельность
  2. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

№ п.п.

Названия разделов

Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио

Оглавление

  1. Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;

Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей).

Общие сведения о педагогическом работнике

  1. ФИО. Дата рождения.
  2. Сведения об образовании.
  3. Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.
  4. Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).
  5. Занимаемая должность (указать с какого времени).
  6. Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).
  7. Награды, грамоты, благодарственные письма. подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.
  8. Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)
  9. Повышение квалификации (за последние 5 лет)
  10. Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

Копии документов

Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

  1. диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);
  2. аттестационный лист;
  3. документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;
  4. свидетельства об обобщении опыта работы;
  5. удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;
  6. приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

Результативность педагогической деятельности


Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах).

Учебная деятельность.

В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

  1. результаты итоговой аттестации учащихся (сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся);
  1. сведения о наличии медалистов;

Внеурочная деятельность.

Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа):

  1. сведения об участии воспитанников в олимпиадах, конкурсах, проектах и т.п. муниципального, регионального и федерального уровней (может содержать список победителей и призеров; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету);
  1. сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников;
  2. (для социальных педагогов) сведения о поступлении учащихся в вузы и сузы, по специальности, трудоустройстве и т.п.

Научно-методическая деятельность педагоги-ческого работника


Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК);

 научно-исследовательская работа;

диссеминация опыта работы в ходе  профессионального взаимодействия

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе  профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:

  1. обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  1. наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);
  1. обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
  1. список программ элективных курсов, спецкурсов, мастер-классов, факультативов для учащихся и воспитанников.
  1. использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;  
  2. обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов;
  1. участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки,  лаборатории и др.);
  1. проведение научных исследований;
  2. написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
  3. наличие публикаций;
  4. участие педагогического работника в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.;
  5. работа в методическом объединении (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
  6. организация и проведение открытых уроков, семинаров, "круглых столов", мастер-классов и др.  мероприятияй;
  1. тематических родительских собраний

Учебно-материальная и техническая база


Наличие и владение современными ИКТ

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:

  1. наличие словарей, справочной литературы по предмету;
  2. наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  3. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
  4. наличие аудио- и видеопособий;
  5. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр,  проектор, интерактивная доска  и др.);
  6. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.);
  7. другие документы по желанию учителя.

Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.).  Общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).  Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию).

Экспертная оценка материалов портфолио

По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают   профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности.  Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:

  1. наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
  2. уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),

По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого.

Критерии оценки портфолио

Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:

1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.

2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности.

3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.

4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).

6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.

7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции).

8. Участие педагога в  исследовательской и экспериментальной деятельности.

9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).

10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.

11. Открытые уроки и  мероприятия.

12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование.

 5 - очень высокая степень выраженности  показателей;

4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы   не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».

3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях   представленные материалы   не соответствуют критериям, в некоторых -   соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».

2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».

1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям.  Ответ экспертов - «нет».

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям

 первой или высшей квалификационным категориям

Уровень квалификации

Значение показателя уровня квалификации

Первая квалификационная категория

3-5

Высшая квалификационная категория

4-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация, высшая категория,1 раздел Общие сведения о педагогическом работнике

Аттестация педагогических работников. Высшая категория, 1 раздел. Общие сведения о педагогическом работнике....

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Аттестационное психолого - педагогическое испытание педагогических работников (демоверсия)

Аттестационное психолого - педагогическое испытание педагогических работников...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника; Профессиональные достижения педагогического работника.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Участие в муниципальных, региональных, ...

Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...

«Аттестация педагогических работников. Портфолио педагогического работника. Презентация портфолио»

Опыт работы учителя начальных классовЖеребцовой Веры АлександровныМОУ «Основная школа № 30»г.Богородицк...