Роль музеев и экскурсий в жизни класса.
статья по теме

Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_muzee.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган китча и полукультуры. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае  музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится  в  наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем  самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее,   которая учитывала бы особенности детского развития на разных  возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.  

         Музеи предоставляют широкие возможности для реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Музей связан с интересами человека, он устанавливает связи между прошлым и настоящим.  Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

– каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;

– учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;

– проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;

– следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;

– отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

– итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.

Особую роль в эстетическом воспитании учащихся в музее играют экспозиции и выставки народного искусства. Народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности, как мир духовных ценностей. Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира. Его сохранение, возрождение и развитие способствует формированию духовной культуры личности школьника.

Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его
познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи
образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые условия.

      Экскурсия способствует: развитию мышления и воображения учащихся; активизирует и обогащает познавательную деятельность; возбуждает и развивает интерес к далёкому прошлому; формирует мировоззрение; расширяет кругозор; повышает культуру; решает воспитательные задачи.

    Историческая экскурсия — это особый вид деятельности учителя, она, как никакая другая форма его работы, демонстрирует школьникам связь прошлого и настоящего, даёт возможность учащимся почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Всё это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В экскурсионной работе не последнюю роль играет и обучение таким, казалось бы, незначительным вещам, как поведение во время экскурсии, умение выражать свои впечатления от увиденного, умение «видеть» исторические памятники и экспонаты. Особую роль играет и сама атмосфера экскурсий — доброжелательность, взаимоуважение — это тоже важная сторона воспитания наших учеников.

   В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о  единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины.      Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения   к природе. Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе.

   Формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли.

«Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных... Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» Это емкое толкование, данное русским философом Н.Ф.Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия 2 -х классов "Весенние явления в жизни природы"

Данная работа выполнена учащимися 2-х классов (выступала Шевченко  Анастасия) для школьной научно-практической конференции "Экотуризм"  Наш проект называется "весенние явления в жизни п...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Конспект занятия "Роль музея в жизни человека"

Представлен конспект одного занятия из программы внеурочной деятельности общекультурного направления "Путешествия в мир музеев" для 3 класса...

Роль музея в жизни класса

Современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения  поможет работа в музее, как внеурочная, так и ...

«Музей в жизни города. Экскурсия (заочная) по музеям Санкт-Петербурга, Москвы» 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование познавательного интереса учащихся к музеям города; создание условий для расширения знаний о музеях в разных городах; содействие развитию кругозора, творческого ...

статья "Роль Музея Леса и экологии в воспитании экологической культуры школьников"

В статье говорится о том. что начинать экологическое образование школьников необходимо в начальной школе. Роль мини-музеев в классах способствует формированию и развитию у учеников любви к приоде....

Образовательный проект Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника

ull;Цель проекта: формирование представления о роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника.•Задачи:•1) показать положит...