Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей
статья по теме

Доклад на тему: "Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей". К докладу имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных интересов»

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «СОШ села Берёзовая Лука

Духовницкого района Саратовской области»

Липатова Ирина Михайловна.

2012 год.

Цель: 1.Применение деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

           2.Влияние деятельностного подхода на развитие  у детей              познавательных процессов.

        Слайд №1.

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему несколько  сотен лет и ещё долгое время он будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения. Однако общественность начала выражать всё более усиливающееся беспокойство по поводу качества развитости и знаний.

Уроки стали более походить на схватки учителей с учениками. Когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться.
                                                 
        Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 

Слайд №2
              Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Великая цель образования – это не знания, а действия». 

Личность ребёнка измеряется тем, как он ведёт себя на уроке, в чём и как себя проявляет, с чем приходит на урок и с чем уходит. И надо чтобы они дети и урок любили друг друга. Вот некоторые высказывания из сочинений учеников  7 классов на тему «Здравствуй урок!» я прочитала в книге Ш.А. Амонашвили

-Здравствуй урок и давай тут же прощаться.

-Что мне делать, урок, если всё время смотрю на часы, когда ты кончишься?

-Урок, тебя надо отправить на заслуженную пенсию.

- Ты мой мучитель, мой плохой сон, мой испорченный день.

-Мне тебя жаль, урок, ты -  жертва учителей.
             
      Вот  почему происходит системный переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Что же он означает?

Слайд №3.

Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов.

Слайд 4.

Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и деятельностного подходов, до определенного времени  находившихся в оппозиции друг к другу.

Прежде всего что же даёт  системно – деятельностный подход учителю

Слайд №5. 

Что дает системно-деятельностный подход учителю?

  1. Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
  2. «Увидеть» себя, свой педагогический  опыт в новой системе обучения
  3. Приходить к новому способу обучения  поэтапно
  4. Уже на первых этапах повысить  качество образования
  5. Включиться в инновационный процесс
  6. Вырасти профессионально
  7. Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД .  

Слайд № 6.

Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
 

Слайд №7.

Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию». В.В. Давыдов


Слайд № 8.

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, то, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Это может быть, как создание проблемной ситуации. Ведь как принято любая проблема требует решения.

Каковы же пути реализации деятельностного подхода

Слайд №9.

А)организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 


  Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.  

Слайд №10.

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели прежде всего это:

- создание и постоянное поддержание у детей   познавательного мотива;

 - осознание того вопроса, на который   требуется, интересно найти ответ.

Слайд №11.

Какие при этом должны быть выполнены действия для приобретения недостающих знаний.

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска, поставить перед детьми какую- то проблему…» 

 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использую на уроках

Слайд №12.

1.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 

2. Заголовки-вопросы.

3. Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. 

4. Вопросы, суждения, ошибки  персонажей.

Проблемные ситуации присутствуют и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» это введение  персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая различные точки зрения. Вопросы: «Кто прав?» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

К примеру на уроках русского языка при изучении темы : «Речевые ситуации». Где встаёт проблема, как вежливо уметь отказать другу или знакомому, если он просит у тебя книгу, а книга не твоя и ты её не можешь дать.

На уроках математике или  русского языка упражняемся в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.

Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

   В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,   быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие.

Слайд №13.

Какой способ позволяет выполнить указанное условие.

Это правильная постановка учебной задачи, т.е. создание проблемной ситуации на уроке.

Если  представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным. 

                                 

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС

   Данная презентация  подготовлена мной к методическому семинару. Основной целью семинара было знакомство учителей-предметников с отличительными особенностями ФГОС. В ней предст...

Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...

Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов

в данной презентации раскрыты теоретические аспекты деятельностного подхода как условия развития у ребёнка познавательных процессов, показана реализация данного подхода на базе УМК "Начальная школа 21...

презентация"Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов"

В данной презентации раскрыты дидактические принципы и условия реализации деятельностного подхода как условия развития познавательных процессов...

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс по УМК "Начальная школа 21 века"

Урок отработки умений и рефлексии по теме: "Что узнали. Чему научились" способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза,формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Учащ...

Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО

Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО...