Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов
материал по теме

в данной презентации раскрыты теоретические аспекты деятельностного подхода как условия развития у ребёнка познавательных процессов, показана реализация данного подхода на базе УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Деятельностный  подход  как  условие  развития  у  ребёнка  

    познавательных  процессов.

Слайд 2

  «…образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
                                                                                                                        Дьюи

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении.

Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Слайд 3

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать»

Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные.

 Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

При организации деятельностного подхода реализуются следующие  дидактические принципы:

Слайд 4

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и  деятельностных  способностей, общеучебных  умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.


      Деятельностный подход к обучению предполагает:

Слайд 5
• наличие у детей познавательного мотива (желания  узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
 

   Рассмотрим в качестве примера УМК «Начальная щкола 21 века » с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению. 
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
 Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться  ими пользоваться.  


      В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
      Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Какие же способы мотивации деятельности детей я применяю? Вот наиболее распространённые:

Слайд 6

*вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;

Слайд 7

     *задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

     *заголовки-вопросы;

    *приём «Прогнозирование». 

     урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».  

*прием «Проблемная ситуация». На уроке математики при изучении единиц длины создаётся ситуация, когда дети понимаю, что изученных единиц мм и см недостаточно для измерения таких предметов как длина парты, доски, класса.

*приём «Яркое пятно» на уроке окружающего мира при изучении темы »Побег- сложный надземный орган растения» дети прослушивают сказку о девочке Маше, которая подслушала разговор растений и т.д.

Слайд 8

2. Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

       Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках  ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных».

Слайд 9

3.Третье условие  деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл:

 углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.  

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер.

На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:

  1. Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!»
  2. Написать памятку «Правила поведения в лесу».

Освоение правильного выполнения способов действий реализую в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках,  чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, творческому, выборочному и краткому пересказам.

Слайд 10

4. Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

        Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

В процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и общение в паре «ученик – ученик».

Развитию способности к самоконтролю способствует и работа с рубриками учебников «Проверь себя»,  задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.  В рабочих тетрадях «Учимся познавать мир» и «Мы дружим с математикой» эта рубрика дополнена  оценочными критериями (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет ученикам    объективно оценивать свою работу.

Слайд 11

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Слайд 12
Пути реализации деятельностного подхода к обучению:

А) организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 

 Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.

Таким образом, деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе прежде всего ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей

Доклад на тему: "Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей". К докладу имеется презентация....

презентация"Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов"

В данной презентации раскрыты дидактические принципы и условия реализации деятельностного подхода как условия развития познавательных процессов...

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО

Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО...

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.

Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...